- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
Отчет о Третьей международной конференции «Эффективное управление финансами в группах компаний» (День 1)
29.04.2011
21-22 апреля состоялась Третья Международная конференция «Эффективное управление финансами в группах компаний», организованная порталом CFO-Russia.ru при поддержке Клуба финансовых директоров. Партнерами мероприятия выступили компании Grant Thornton, СКБ «Контур», и НПО «Компьютер».
В рамках конференции выступило 17 экспертов и топ-менеджеров из ведущих российских и международных компаний (АФК «Система», ОГК-4, КорпусГрупп, НИС а.д., Медси, СТС Медиа, Русское море, X5 Retail Group и других).
Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите по электронной почте events@cfo-russia.ru
День 1
Елена Мякотникова, исполнительный вице-президент комплекса финансов и инвестиций, АФК «Система», в своем докладе рассказала, чего ожидают акционеры от финансовых директоров.
В числе пожеланий – своевременное предоставление информации в удобной для акционеров форме, а также работа над собой. По мнению спикера, финансист всегда должен быть на волне новых тенденций в сфере финансов и менеджмента.
Иван Пирожков, финансовый директор, ICM Group, рассказал об особенностях организации бизнеса и построения системы управления в группе компаний.
ICM Group занимается привлечением инвестиций в текущие и потенциально доходные проекты. Приоритетными областями для инвестирования являются консалтинг и профессиональные услуги, рынок аутсорсинга бизнес-процессов.
«Структура группы компаний дает нам возможность ведения разных неоднородных бизнесов под разными брендами и возможность увеличения рыночной доли за счет создания или приобретения подобных бизнесов с разными технологическими, финансовыми и управленческими моделями», – говорит Иван Пирожков.
С точки зрения управления, Иван Пирожков выделил такие преимущества группы компаний, как оптимизация расходов на управление, контроль и эффективное распределение денежных потоков и повышение эффективности бизнесов за счет передачи непрофильных функций на «инсорсинг» в единые центры обслуживания.
В группе компаний ICM Group ведется раздельное финансирование операционной и инвестиционной деятельности и раздельный контроль материальных и нематериальных активов. Товарные знаки и патенты принадлежат головной компании группы либо головной компании бизнес-актива. Часть основных средств передается в сервисную компанию группы и используется для оказания административных сервисов дочерним компаниям, другая часть основных средств находится в распоряжении дочерних компаний.
«При построении группы компаний важно создать единую информационную платформу, которая бы обеспечила прозрачность расчетов для руководителя дочерней компании. В ICM Group регулярно ведется финансовый мониторинг, имеется аналитические досье на каждый актив группы».
Антон Сизов, руководитель стратегического направления «Электронный документооборот», СКБ «Контур», выступил с докладом «Электронные счета-фактуры и повышение эффективности бизнеса за счет сокращения издержек».
«В настоящее время большинство руководителей понимают преимущества электронных счетов-фактур, но тем не менее упорно продолжают работать с «бумагой». Многие просто боятся электронных документов, боятся, что цифровая подпись «не работает», боятся проблем с налоговыми органами.
Но уже давно в Налоговом кодексе существует статья, позволяющая использовать электронные счета-фактуры (229-ФЗ). Федеральный закон «О бухгалтерском учете» также допускает использование электронных бухгалтерских документов.
Если взглянуть в прошлое, то можно увидеть, что уже в течение 9 лет компании, численность сотрудников которых превышает 100 человек, обязаны сдавать отчетность в электронном виде.
Это говорит о том, что использование компьютерных технологий вместо «бумаги» выгодно не только налогоплательщикам, но и самой налоговой службе: это существенно позволяет сократить время на анализ и облегчает проведение проверок. Не исключено, что в ближайшем будущем использование электронных счетов-фактур станет таким же обыденным (а возможно, и обязательным) явлением, как и электронные письма».
По мнению Антона, выгода от электронных документов очевидна: моментальная доставка, сокращение бэк-офиса, автоматический контроль быстрый доступ к любому документу и снижение накладных расходов (бумага, принтеры, площади для хранения и т.д.).
Система «Диадок», разработанная компанией СКБ «Контур», позволяет осуществлять обмен электронными первичными документами и счетами-фактурами и помогает компаниям взаимодействовать с государством электронно (отчетность в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат и т.д.).
СКБ «Контур» успешно реализовал проекты внедрения в Metro Cash&Carry, Kraft Foods, РУСАЛ, Мегафон, Уралсиб и множестве региональных компаний.
Ульф Баккмайер, заместитель генерального директора по финансам и экономике, ОГК-4, выступил с докладом «Реализация проекта Fast Close: практический опыт».
В 2007 году контрольный пакет акций ОАО «ОГК-4» (69,34% уставного капитала) приобрел немецкий концерн E.ON, который занимает ключевые позиции на рынке энергетики России. В последующие периоды E.ON нарастил долю владения акциями компании до 78,3%.
«В компаниях использовались различные учетные системы, были различные сроки закрытия и раскрытия отчетности, – рассказывает Ульф. – Нам необходимо было интегрировать ОАО «ОГК-4» в процесс составления отчетности концерна для включения в групповую отчетность. Намеченный срок интеграции – 4 месяца. В процессе интеграции участвовали заместитель генерального директора по экономике и финансам, главные бухгалтера и специалисты центрального офиса и филиалов ОГК-4, консультанты Большой Четверки».
Во время интеграции были оптимизированы процессы и методологии закрытия периода в корпоративном центре и филиалах ОГК-4. А для решения задачи по составлению отчетности ряд операций (движение топлива, статьи доходов и операционных затрат) стали учитывать на основании метода начислений. Все филиалы внедряют процесс начислений одинаковым способом. «Начисления используются исключительно в целях составления отчетности по МСФО. Подход по материальности позволяет адаптироваться под любой срок –
в реальности учетные службы обрабатывают практически все статьи в бухгалтерском учете», – говорит Ульф Баккмайер.
Теперь компания составляет отчетность по МСФО в течение семи рабочих дней после окончания отчетного периода. Для соблюдения данных сроков филиалы компании предоставляют данные по РСБУ с учетом начислений не позднее шестого рабочего дня после окончания отчетного периода.
Арманд Анжели, партнер, глобальный директор аутсорсинга финансовых услуг, Grant Thornton, рассказал о способах реорганизации финансовой службы.
«Теперь, когда мировая экономика восстанавливается после экономического спада, вместо радикального снижения затрат, которым были озабочены компании в 2008/2009 годах, многие задумались об инвестициях, начали вести активную деятельность по слияниям и поглощениям. В то же время ресурсы стали очень мобильны, бизнес‐циклы – более краткими. А значит, компаниям необходимо найти баланс между долгосрочной стратегией и краткосрочными действиями», – говорит Арманд.
В связи с этим меняется и роль финансового директора. Теперь это специалист, действующий в более сложной профессиональной среде, способный обеспечить финансовую поддержку общих стратегических целей компании. Для этого ему нужно иметь возможность полагаться на быструю, своевременную и надежную информацию, предоставляемую эффективными системами и организациями, чтобы принимать лучшие решения и меньше уделять времени административным вопросам. Поэтому большинство финансовых директоров различных компаний стали инициаторами масштабных программ реорганизации финансовой службы.
Анжели подробно описал основные инструменты реорганизации финансовой службы:
- создание центра по совмещенным финансовым и бухгалтерским услугам повышает операционную эффективность, позволяет получить экономию от масштаба деятельности и сбалансировать количество местных и региональных операций.
- оптимизация административных, бухгалтерских и контрольных процессов посредством определения ключевых показателей эффективности, SWOT-анализа, разработки операционной модели и распространения передовых практик.
- эффективность информационных систем. «Подгонка» информационных систем под развивающиеся нужды параллельно с оптимизацией процессов.
- изменение культуры управления и ведения бизнеса. Внедрение новой организационной модели, процессов или информационной системы для всех пользователей, разработка новой культуры ведения бизнеса, обучение сотрудников навыкам лидерства и повышение их профессионализма.
Андрей Похозяй, финансовый директор, КорпусГрупп, выступил с докладом «Управление деньгами казначейства посредством единого банка».
Компания КорпусГрупп занимается производственно-хозяйственным аутсорсингом на территории РФ и постсоветского пространства.
Для того, чтобы контролировать исполнение бюджета, контролировать целевое использование средств и не допускать расход денежных средств, незапланированных в бюджете, без согласования всех ответственных лиц, в компании была создана база представлений на платеж.
База позволила не только разграничить права пользователей, но и оперативно управлять денежными потоками, контролировать сметы на соответствие бюджету.
«В базу загружаются данные из бюджетов и данные из отчетов о движении денежных средств за прошедшие периоды, рассчитываются отклонения смет от бюджета за планируемый месяц, рассчитываются остатки неизрасходованных средств в прошлых периодах. В случае недостатка средств по статье или отсутствия средств в смете по конкретной статье необходимо согласование платежа с определенными регламентом лицами управляющей компании. Причем в зависимости от суммы платежа и статьи определяются разные ответственные лица, по согласованию с которыми могут осуществляться платежи. Например, крупные суммы должны быть согласованы внесметной комиссией, суммы в пределах установленного лимита согласовываются директором ЦФО», – объясняет Андрей.
База представлений на платеж включает набор стандартных отчетов, позволяющих получить информацию за произвольный период времени в различных разрезах: отчет представлений на платеж по плательщику; отчет о выполнение смет; отчет об оплате по факту и т.д.
Елена Истомина, директор департамента корпоративных систем управления, НПО «Компьютер», поделилась опытом создания казначейской системы в компании КОМОС ГРУПП.
Группа компаний «КОМОС ГРУПП» объединяет 12 предприятий – производителей продуктов питания в Удмуртии. До внедрения казначейской системы для бюджетного планирования и контроля использовались электронные таблицы Excel, учетные системы DIRECTUM, КАС «Бизнес Люкс» и «1С».
«Формирования сводного бюджета и утверждения платежей в ГК до внедрения системы казначейства не было. Поэтому было невозможно построить прогноз платежеспособности в целом по холдингу. После внедрения стало возможным автоматически на основании бюджетов предприятий формировать сводный БДДС в целом по холдингу и анализировать бюджет как по каждому предприятию, так и по субхолдингам».
Система позволяет формировать платежный календарь холдинга. «Специалисты управляемых предприятий заполняют шаблоны (документы DIRECTUM в Excel). Полученные отчеты сливаются в единую базу данных Prestima. Сотрудники УК анализируют и корректируют бюджеты в разрезе статей и предприятий и создают сводный платежный календарь в Prestima», – объясняет Елена Истомина
Система также позволяет оценивать платежеспособность предприятий и прогнозировать необходимые финансовые вливания. «Предприятия предоставляют БДДС на 3 месяца вперед. Наличие версионности позволяет хранить не только исходные плановые данные, но и данные с учетом всех последующих корректировок. Централизованная информация о состоянии счетов предприятий и об исполнении БДДС обновляется ежедневно, что позволяет специалистам «КОМОС ГРУПП» оперативно проводить план-фактный анализ БДДС предприятий, оценивать на каждый день платежеспособность каждого предприятия и холдинга в целом».
После внедрения стало возможным оптимальное использование денежных средств предприятиями холдинга, исключающее нецелевое использование денежных средств. Предприятия осуществляют свои платежи только на основании реестров, утвержденных в Управляющей компании. Согласование реестров идет с минимальными затратами времени за счет организации автоматической проверки соответствия платежей БДДС и выявлению сверхбюджетных платежей.
Александр Третьяков (ранее - финансовый директор, Биннофарм) рассказал о том, как централизация движения денежных средств может привести к конфликтам с дочерними службами предприятия и о том, как этого можно избежать.
«По моему мнению, на разных этапах развития дочерней компании и холдинга могут быть разные подходы к их взаимоотношениям друг с другом. Процесс централизации денежных потоков был синхронизирован со стратегическими задачами холдинга – централизацией управления. Централизация денежных потоков – это инструмент, а не самоцель. Ее надо осуществлять в соответствии со стратегией компании и мотивацией менеджмента».
Основные конфликты при централизации денежных потоков, как считает Александр Третьяков, возникают из-за разнонаправленности систем управления денежными потоками и контроллинга и системы мотивации менеджмента и персонала. «Уменьшение функционала и ответственности финансовых служб дочерних компаний и двойное подчинение руководителей финансовых служб – это то, что чаще всего порождает недовольство. Вот почему на этом этапе важно правильно мотивировать своих сотрудников», – говорит он.
Другая причина возникновения конфликтов – это борьба за перераспределение ресурсов. «Перераспределение ресурсов, недостаточность ресурсов или получение выгод одними дочерними компаниями от ресурсов других может приводить к агрессивному или осторожному поведению менеджмента дочерних компаний», – считает Александр Третьяков.
Тем не менее, централизация денежного потока в ГК дает большие преимущества. За счёт грамотного перераспределения ресурсов снижается вероятность банкротств, повышается вероятность партнерского финансирования, и компания становится менее зависима от собственного денежного потока.
Отчет о втором дне конференции «Эффективное управление финансами в группах компаний»
Фотоотчет о конференции «Эффективное управление финансами в группах компаний»
Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите по электронной почте events@cfo-russia.ru
Текст: Елена Полетаева
Фото: Дарья Полунина
Наши конференции:
- Тринадцатая конференция «Корпоративное налоговое планирование. Актуальные налоговые споры-2018»
- Четвертая конференция «Эффективное управление финансами в холдингах»
- Корпоративное налоговое планирование
- Пятая конференция «Эффективное управление финансами в группах компаний»
- Форум финансовых директоров Retail CFO 2012
Комментарии