• Сегодня 21 ноября 2024
  • USD ЦБ 100.22 руб
  • EUR ЦБ 105.81 руб
Сорок первая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Седьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
Подборка подарков на новогодние праздники от издательства «Архипелаг»
Одиннадцатая конференция «Корпоративное планирование и прогнозирование»
https://t.me/cfo_russiaru

Отчет о Первой конференции «Корпоративное казначейство» (день 1)

18.06.2012

19-20 апреля состоялась конференция «Корпоративное казначейство», организованная порталом CFO-Russia при поддержке Клуба финансовых директоров. Партнерами мероприятия выступили компании Baswareи ЦФТ. Предлагаем вашему вниманию отчет о первом дне конференции.

В рамках двухдневной конференции выступило 14 экспертов и топ-менеджеров из ведущих российских и международных компаний («Аэрофлот», re:Store Retail group, Интер РАО ЕЭС, «Рольф» и другие).

День 1

Открыл конференцию Дмитрий Анисимов, финансовый директор РА РБК, рассказавший о фонде внутреннего инвестирования как способе повышения эффективности использования свободных финансовых средств компании. Он отметил, что именно фонд внутреннего инвестирования является оптимальным инструментом модернизации процесса накопления и использования финансовых ресурсов в целях развития и поддержки бизнеса. Благодаря организации такого фонда компания может найти новые источники средств, снизить стоимость привлекаемых ресурсов, а также повысить финансовую устойчивость бизнеса. Анисимов представил четыре варианта создания фонда:

  • инвестиционный фонд внутри РФ;
  • оффшорный инвестиционный фонд;
  • целевой фонд внутри компании с обособленным расчетным счетом;
  • обособленное юридическое лицо.

По его словам, наиболее простым с точки зрения организации является целевой фонд внутри компании. Единственное при этом ограничение – в компании должна быть выстроена эффективная система внутреннего контроля, позволяющая гарантировать целевое использование средств. Особое внимание Дмитрий Анисимов уделил сравнительной характеристике разных схем привлечения денежных средств.

Затем Дмитрий Сосунов, финансовый директор «Алькор и Ко» (торговая марка «Л’Этуаль»), затронул вопрос создания онлайн-инкассации. Предпосылками внедрения этой системы в компании послужили отсутствие оперативной информации об инкассированной выручке, перевложения и недовложения, двойной ввод информации об инкассируемых средствах и пр. Поэтому было принято решение о формировании единой точки ввода, централизованного управления реквизитами для препроводительной ведомости. Кроме того, был реализован автоматический перенос информации из оперативного контура в систему бухгалтерского учета с формированием и проведением документа. А при контроле остатков в процентах к выручке принято решение учитывать зависимость от времени инкассации. В результате внедрения системы, по словам Дмитрия Сосунова, стало возможным в пиковые дни регулировать ликвидность и оптимально планировать сумму долга на отчетную дату и снизить остатки в операционных кассах (даже в сезон). И если ранее инкассация вносилась в 1С вручную со значительным опозданием, то сейчас она «проваливается» в бухгалтерскую систему оперативно. Благодаря повышению прозрачности компании также удалось ощутимо снизить тарифы на инкассацию.

Полина Песковская, менеджер по маркетингу продуктов Basware, рассказала, как можно сделать процесс бюджетирования и контроля простым и управляемым благодаря автоматизации процесса «от закупки до платежа». Она отметила, что сокращение издержек на всем протяжении цикла от закупки до платежа возможно при условии раннего прогнозирования будущих финансовых обязательств. Последнее реализуется при помощи точного бюджетного планирования и контроля. Для этого, в свою очередь, необходимы простые и эффективные инструменты, которые позволили бы не только упростить процесс бюджетирования и повысить точность прогнозирования оборотных средств, но и сделать более прозрачными финансовые процессы и удобным управленческий учет. В то же время, по словам Полины, важен и постоянный контроль над бюджетным процессом. А именно: снижение финансовых рисков и стоимости заемного капитала, максимальный контроль и управление процессом утверждения счетов к оплате.

Песковская также акцентировала внимание собравшихся на преимуществах единой централизованной системы управления договорами. По ее словам, такая система позволяет сопоставлять фактические и запланированные расходы в реальном времени, видеть полную картину расходов по каждому контракту, а также формировать отчеты в разных аналитических разрезах.

Во второй секции Александр Чекалкин, директор казначейства компании Tele2, затронул всегда актуальную тему привлечения финансирования на рынке заемного капитала, в частности с помощью корпоративных облигаций. Для эмитента такие облигации, по словам Александра, привлекательны относительно низкими процентными ставками, длительными сроками заимствования, отсутствием залога и др. Минус их в том, что они предполагают негибкие условия заимствования и зависимость от ситуации на рынке. Как отметил Чекалкин, эмитентам следует учитывать переменчивую конъюнктуру на финансовых рынках и придерживаться определенной тактики. Так, проспект эмиссии следует регистрировать заранее, а размещение производить в условиях «хорошего» рынка. Трудности же на рынке можно использовать для выкупа облигаций по цене ниже номинала с их последующим погашением или выпуском в обращение при благоприятных условиях. Александр также подчеркнул, что собственные облигации можно использовать для быстрого привлечения средств по сделкам РЕПО.

В заключение второй секции состоялся круглый стол по теме «Организация централизованного казначейства», в котором приняли участие Владимир Козинец, директор департамента казначейства и управления рисками компании «Рольф»; Валерия Селедкова, вице-президент – директор департамента казначейства «Промстрой Групп»; Василий Тимофеев, начальник отдела управления ликвидностью департамента финансовых операций «Аэрофлота» и Людмила Соловьева, директор дирекции аналитического сопровождения продаж и проектов внедрения финансово-экономических приложений компании ЦФТ. Участники обсудили проблемы разработки единой политики управления финансовыми потоками, организацию «фабрики платежей», а также проблемы и особенности централизации работы казначейства с учетом современных тенденций управления ликвидностью.

Последнюю секцию открыл доклад Анастасии Демской, руководителя дирекции управления финансовыми рисками финансово-экономического центра ИНТЕР РАО ЕЭС. Анастасия поделилась опытом хеджирования валютных рисков и отметила, что компания планомерно развивает систему управления финансовыми рисками, в том числе валютными, с 2007 года. При этом используются нормативные документы, закрепляющие порядок выявления, оценки и управления валютным риском.

В качестве способов управления валютным риском она назвала:

  • управление валютной структурой активов и обязательств;
  • поддержание остатков на счетах соответствующих валют;
  • контроль валютного риска при заключении договоров;
  • хеджирование с помощью производных финансовых инструментов (ПФИ).

Среди основных инструментов хеджирования Анастасия отметила форвардные контракты, кроссвалютные свопы, опционные сделки и структурированные продукты. По ее мнению, структурные производные инструменты целесообразно применять только после подготовительной работы, пройдя путь от простых сделок к сложным и наработав базу надежных банков-контрагентов. Заключение структурированных сделок возможно только в случае полного понимания последствий сделки и соответствия инструмента структуре риска компании.

Демская также привела сравнение использования классического форварда, форварда экстра и форварда с целевой прибылью.

Затем Людмила Соловьева, директор дирекции аналитического сопровождения продаж и проектов внедрения финансово-экономических приложений компании ЦФТ, рассказала об использовании облачных технологий для централизации функций казначейства. Людмила отметила, что ИТ-аутсорсинг позволяет экономить средства компании за счет сокращения штата ИТ-специалистов и сокращает затраты на сопровождение ПО. Но такой аутсорсинг влечет за собой дополнительные риски, связанные с зависимостью внутренних процессов от внешних каналов связи, а также перекладыванием ответственности по организации любого ИТ-процесса на подрядчика.

Использование сторонних центров обмена данных предполагает работу с большим количеством приложений, облегчающих выполнение казначейских операций. Поскольку такие приложения затрагивают все функции казначейства. К примеру, механизмы прямой интеграции позволяют настроить автоматизированный обмен информацией с банком без участия оператора банк-клиента. А в управлении ликвидностью формируется модель данных для анализа ликвидности, производится централизованный учет остатков по счетам и фактическим операциям,

Завершился первый день конференции круглым столом, в котором его участники обсудили эффективное управление рисками в казначействе. В частности, Владимир Козинец и Людмила Соловьева высказали свои мнения по вопросам минимизации налоговых рисков в рамках управления денежными потоками.

Снежана Дормидонтова



Материалы по теме:

Статьи

Комментарии

Защита от автоматических сообщений