- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
Отчет о Первом форуме финансовых директоров ритейла Retail CFO 2011 (День 2)
06.04.2011
17-18 марта состоялся Первый форум финансовых директоров ритейла Retail CFO 2011, организованный порталом CFO-Russia.ru при поддержке Клуба финансовых директоров. Партнерами мероприятия выступили компании СКБ Контур, Basware, Xerox, а также компания Synaptris.
В рамках конференции выступило 16 экспертов и топ-менеджеров из ведущих российских и международных компаний (X5 Retail Group, ТД ГУМ, Ланч, ИНВИТРО, Белый ветер ЦИФРОВОЙ, Management Development Group, Обувь России, Детский мир-Центр и других).
Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите по электронной почте events@cfo-russia.ru.
День 2
Антон Волянский, заместитель главного финансового директора X5 Retail Group, выступил с докладом «Основные тенденции развития рынка в 2011 году».
До недавнего времени X5 Retail Group была представлена сетями магазинов «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». В прошлом году к этому списку добавилась еще и «Копейка», количество магазинов которой составляет примерно 660.
Антон Волянский рассказал об основных тенденциях ритейла в России и о том, как будет развиваться X5 Retail Group в ближайшие несколько лет.
«Мы ориентированы на лидерство в розничной торговле. Для этого в X5 Retail Group с 2011 года началась реализация программы повышения эффективности, результаты которой проявят себя полностью в течение четырех лет», – заявил Антон.
Большой интерес у аудитории вызвало будущее сети универсамов «Копейка». По словам Антона, в ближайших планах X5 Retail Group провести ребрендинг этой сети. «Мы разрабатываем программу лояльности, которая поможет удержать и привлечь новых покупателей, будем продолжать поддерживать конкурентоспособные цены и стараться эффективно управлять ассортиментом», – говорит он.
Антон надеется, что принятые меры позволят сети «Копейка» достичь финансовых показателей, близких к показателям других сетей группы уже к 2015 году.
Выступая с докладом «Открытие новых точек: актуальные методики оценки инвестиций» вице-президент по экономике и финансам компании «Ланч» Михаил Кацнельсон объяснил, как происходит этот процесс в его компании.
«Планирование и оценка инвестиций производятся в несколько этапов. Прежде всего для нас очень важно правильно выбрать объект недвижимости – так, чтобы он соответствовал основным параметрам. Мы ищем и анализируем новые торгово-развлекательные центры, бизнес-центры и заведения с большим трафиком. Далее мы делаем экспресс-оценку, которая позволяет по минимальному набору данных приблизительно оценить окупаемость проекта и IRR».
Наиболее важным этапом работы является оценка бизнес-рисков, связанных с эксплуатацией бизнеса, и оценка привлекательности проекта. Затем следует оценка требуемых капитальных вложений в реализацию проекта и финансовый анализ эффективности проекта (срок окупаемости проекта, IRR, точка безубыточности, срок выхода EBITDA в плюс). После этого проект проходит стадию согласования с семью функциональными отделами, без их одобрения он не может быть реализован. Окончательное решение остается за топ-менеджментом. Впоследствии проект интегрируется в общую систему бюджетного планирования, и определяются «реперные» точки, по которым отслеживается динамика проекта для внесения корректировок.
Роман Борисов, финансовый директор компании Premium Retailers, рассказал о том, как сделать компанию инвестиционно привлекательной.
«О том, какие преимущества получает инвестиционно привлекательный бизнес, знают все. В первую очередь, это возможность брать заемное финансирование по более низкой процентной ставке (в среднем ниже на 2-3%), финансирование в виде инвестиций в капитал, а также возможность получать отдачу на собственный капитал за счет прироста стоимости компании», – говорит Роман.
Роман Борисов подробно рассказал о том, как осуществлялся план по развитию инвестиционной привлекательности компании Premium Retailers, и о его результатах.
«Для того чтобы стать привлекательными для инвесторов, нам необходимо было достигнуть определенных отраслевых показателей.
Для этого мы развивали отдельные бренды, оптимизировали сети и повышали операционную эффективность», – делится опытом Роман.
Важным этапом для компании являлось составление отчетности по МСФО и прохождение соответствующей аудиторской проверки. «Параллельно с этим мы занимались надлежащим правовым оформлением бизнеса – на это ушло приблизительно два года», – замечает Роман.
Финальным шагом стала работа по привлечению инвестиционных средств: разработка инвестиционного меморандума и переговоры с банками и фондами.
Партнер «Пепеляев групп» Валентина Акимова выступила с докладом «Налоговые аспекты предоставления программ лояльности для потребителей».
«Многие компании, чтобы привлечь и удержать потребителей, используют различные скидки, бонусы, бонусные баллы и тому подобное. Все это является эффективными инструментами в борьбе за покупателя, – говорит Валентина. – Однако, несмотря на преимущества таких программ лояльности, многие сталкиваются с проблемой – как все это учитывать для целей налогообложения и определения налога на прибыль».
Валентина Акимова в своем докладе подробно рассказала о том, что надо сделать, чтобы минимизировать осложнения с налоговыми службами и о наиболее эффективных способах поддержания лояльности покупателей.
Наталья Баранова, финансовый директор компании «ИНВИТРО», рассказала о том, как управлять финансовыми рисками при построении франчайзинговой сети.
Компания «ИНВИТРО» одна из первых на рынке медицинских услуг использовала в работе принцип сетевого бизнеса, организовав сеть медицинских офисов в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. В настоящее время сеть включает более 200 медицинских офисов по всей России и четыре технологических комплекса. В 2009 году компания «ИНВИТРО» получила высшую награду в сфере франчайзинга в России – «Золотую франшизу», а в 2010 году «ИНВИТРО» была признано наиболее динамично развивающейся компанией в области франчайзинга и удостоена премии «Золотой бренд» в номинации «Франчайзер 2010».
«Главная сложность нашей работы состоит в том, что медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию. Прежде чем открыть новый офис, надо получить разрешение во многих инстанциях. Обращают внимание не только на площадь врачебного кабинета, но и на количество санузлов, высоту потолков и даже на качество отделочных материалов. Поэтому открытие нового офиса не всегда происходит вовремя. И если во время старта возникают проблемы, то велика вероятность того, что франчази уйдет к другому франчайзеру. И это один из основных рисков нашего бизнеса».
Большое внимание компания уделяет соблюдению качества стандартов – ведь это репутация торговой марки в целом. «Риск неисполнения стандартов существует, – говорит Наталья. – Но мы стараемся обучать персонал, контролировать четкость следования стандартам, оказывать юридическую поддержку франчайзи в претензионной работе. Но и франчайзи также строго должен исполнять разработанные нами стандарты, и в случае отклонения мы применяем к нему санкции»
По словам Натальи, в «Инвитро» главная проблема, как и у большинства других компаний, – это просрочка дебиторской задолженности. «Для того чтобы ускорить оборачиваемости текущей дебиторской задолженности и обеспечить равномерность поступления выручки на счета ИНВИТРО от франчайзи, мы разработали программу безакцептного списания дебиторской задолженности, которая позволяет ежедневно списывать 50% от сумм, зачисленных на счет франчайзи. Окончательный расчет по итогам месяца производится инициативным платежом франчайзи в обычном порядке».
Максим Андрианов, директор по продажам Basware, выступил с докладом «Автоматизация процессов обработки первичных бухгалтерских документов: где сэкономить?».
Максим рассказал о том, с какими трудностями приходится сталкиваться при обработке первичной документации и о том, как этого можно избежать с помощью внедрения автоматизированных систем.
«Многие согласятся, что основная проблема ручной обработки документов – это потеря времени. Причем время уходит не столько на саму обработку, сколько на проверку документов и выяснение причин ошибок. Согласно результатам исследования Basware, это занимает около 50% времени. А при увеличенном документообороте порой приходится привлекать дополнительный персонал, что приводит к росту затрат», – говорит Максим Андрианов.
«Используя автоматизированную систему управления документооборотом, можно решить сразу несколько проблем, – считает Максим. – Если раньше бухгалтер обрабатывал до 2900 комплектов документов, то при использовании системы один сотрудник может обрабатывать до 60 000 комплектов в месяц. Это происходит потому, что в системе, разработанной компанией Basware, можно автоматически сопоставлять счета с заказами и контрактами на уровне заголовка и с содержанием поставки, включая наименование, количество и цены».
Решение Basware позволяет отследить полную историю обработки документа, создавать отчеты с возможностью анализа денежного потока и содержит персональные электронные архивы обработанных документов. Таким образом обеспечивается прозрачность процесса документооборота.
По словам Максима, срок внедрения решения 6-8 недель. Система полностью готова для использования в мультинациональных и мульти-ERP организациях и ориентирована на использование в общих центрах обслуживания.
Катерина Ларюшкина, заместитель генерального директора по финансам и информационным технологиям «Детский мир-Центр», выступила с докладом «Финансисты и бизнес».
Группа компаний «Детский мир» лидирует в розничной торговле товарами для детей и подростков в России. Сеть магазинов «Детский мир» состоит из 131 форматного супер- и гипермаркета в 68 городах России.
«Самая большая проблема нашего бизнеса – сезонность. Наибольшую выручку мы делаем в течение одного месяца в период новогодних праздников», – делится Катерина.
Основные источники финансирования в Группе компаний «Детский мир» –это заемные средства, факторинг, рабочий капитал и аккредитивы с постфинансированием. «Для привлечения источников финансирования в ГК «Детский мир» необходима прозрачность финансовой информации, – говорит Катерина. – Мы регулярно в соответствии с российским законодательством и стандартами раскрытия представляем информацию о компаниях, входящих в ГК «Детский мир», и составляем комбинированную финансовую отчетность по GAAP, подтверждаемую аудиторами».
Катерина рассказала о том, какие задачи ставит перед собой ГК «Детский мир». «Для нас крайне важно сохранить рабочий капитал и увеличить оборачиваемость. Для этого мы стараемся строго соблюдать платежную дисциплину, использовать отсрочку платежей и минимизировать стоки посредством оптимизации распределения товара и соблюдения сроков поставок. Мы надеемся, что эти и другие меры помогут сокращению долговой нагрузки в ГК «Детский мир», – резюмирует она.
Дмитрий Орехов, представителькомитета по инновациям Гильдии маркетологов, рассказал о том, как повысить эффективность маркетинговых кампаний, связать маркетинговые цели с финансовыми показателями и добиться понимания и поддержки между отделом маркетинга, коммерческим и финансовым отделами.
«Есть три способа повысить прибыль предприятия с помощью маркетинга: сделать так, чтобы покупали чаще и больше, или покупали столько же, но за большую цену, или привлечь новых клиентов. Но многие мыслят стереотипами, и при разработке маркетинговой кампании учитывают только ту аудиторию, которая и без того уже достаточно активна. Важно учитывать всех ваших возможных потребителей.
Как победил Барак Обама? Он обращал свои кампании не только к активно настроенным гражданам, как это делали его политические противники, но и к тем, кто никогда не голосовал. То есть, к людям, чье внимание прежде недооценивали. То же самое и в бизнесе. В свете увеличивающейся конкуренции важно стараться не только повысить лояльность имеющихся клиентов, но и захватить как можно большую аудиторию».
Дмитрий рассказал также о том, как различия в потреблении помогают понять, какую именно стратегию следует применить при работе с потребителем.
«И конечно, важно регулярно проводить оценку емкости вашего рынка и оценку текущей доли рынка», – добавляет он.
Алексей Пурусов, финансовый директор компании «Ральф Рингер», озвучил наиболее типичные проблемы, с которыми приходится сталкиваться финансовым службам при взаимодействии с другими подразделениями.
Проблема любой компании в том, что денежных ресурсов на все не хватает, а распределением занимается именно финансовая служба. Финансовый директор порой не может обеспечить деньгами все заявки, утвержденные генеральным директором. Ведь, утверждая заявки, генеральный директор не всегда просчитывает, насколько они укладываются в лимиты.
«На мой взгляд, в компании должна быть разумная бюрократия прохождения платежей и выделения средств, – считает Алексей Пурусов. – Но такой подход обычно встречает сопротивление со стороны сотрудников других отделов. Многие вообще не понимают значимости этих «бюрократических процедур». И, как следствие, ищут обходные пути, чтобы ускорить платеж. Стандартные методы решения – это лоббирование интересов, давление: «Мы уже договорились с контрагентом. Если срочно не заплатите, отвечать за последствия будете сами». На такие ситуации следует реагировать спокойно и не поддаваться на провокации».
Еще один камень преткновений – это договора. «Коллеги из отдела снабжения чаще всего хотят утвердить договор как можно быстрее и проще. А финансовая служба должна строго стоять на страже рисков и денег», – говорит Алексей.
В компаниях нередко бывают случаи разногласия с генеральным директором: «Генеральный директор – человек зачастую «нефинансовый», и поэтому может не понимать всех последствий принимаемых решений. Например, он может требовать максимального внешнего заимствования, не озадачиваясь при этом портфельными рисками, которое оно влечет. А при оценке налоговых рисков ему порой очень сложно объяснить, почему у нас такое законодательство».
Отчет о первом дне Форума финансовых директоров ритейла Retail CFO 2011
Фотоотчет о Форуме финансовых директоров Retail CFO 2011
Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите по электронной почте events@cfo-russia.ru.
Текст: Елена Полетаева
Фото: Дарья Полунина
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии