КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
24 января 2025 года
Москва -
7 февраля 2025 года
Москва -
13 февраля 2025 года
Москва -
14 февраля 2025 года
Москва -
19 февраля 2025 года
Москва -
13-14 марта 2025 года
Москва
В России впервые подсчитали объем рынка современного искусства
07.12.2016
Недавно был представлен аналитический обзор рынка российского современного искусства 2016 года. Как велись подсчёты, в какую сумму был оценен объем рынка искусства России и кто вошёл в топ-15 самых продаваемых российских художников-современников вы можете узнать из исследования.
Аудиторско-консалтинговая компания EY, созданная при Правительстве РФ «Агентство стратегических инициатив» (АСИ) и владелица «Галерея21» Ксения Подойницына впервые представили аналитический обзор рынка российского современного искусства InArt 2016. Эксперты оценили объем рынка современного искусства России всего в €2,5 млн.
Для сравнения: объем мирового рынка послевоенного и современного искусства в целом в 2015 году составил почти $6,8 млрд, по данным TEFAF( The European Fine Art Foundation). А The Contemporary Art Market Report 2015 показывали, что за последние 15 лет аукционные продажи современного искусства в мире выросли до 1800%.
Как велись подсчёты
Идея посчитать рынок российского современного искусства пришла в голову арт-дилеру, владелице «Галереи 21», Ксении Подойницыной. «У меня мозг устроен так, что необходимо видеть систему, понимать, как это работает. Тогда и уровень доверия возрастает и скорость принятия решений», – объяснила исследователь свою мотивацию. Галеристка преследовала простую, но достаточно амбициозную профессиональную цель – посчитать рынок и показать потенциальным покупателям весомые аргументы, что современное российской искусство может не только вызывать искренние эмоции, но и стать надежной инвестицией. Так возникло первое исследование национального рынка InArt 2016.
В зону внимания InArt 2016 вошли те российские художники, чья карьера началась после 1991 года. В обзоре не участвовали имена-бренды, такие как Илья Кабаков, Эрик Булатов, Комар-Меламид. Выводы делались на основании торгов более 50 аукционных домов во всем мире и российских галерей.
Первая сложность исследования оказалась в том, что только 40% владельцев галерей, которым были разосланы опросные листы, согласились что-то озвучить. Поэтому первый InArt 2016 не отразил данных галерейных продаж. Команда Ксении Подойницыной опиралась только на цифры аукционных торгов. Но аукционные дома – не сильно заинтересованы в популяризации и открытии новых имен, а молодые русские художники очень малоизвестны за границей. Аукционисты по определению не пестуют таланты, а только продают надежные, проверенные временем, имена-бренды. Для того, чтобы растить-лелеять-представлять, и существуют те самые галереи.
Из тысячи имен – художников-участников современного художественного процесса (тех, кто активно выставляется, участвует в биеннале, номинируется на «Инновацию» и премию Кандинского, с кем работают галеристы) были выбраны 240 авторов. Их работы выставлялись и были проданы на иностранных и российских аукционах. Общий объем аукционных продаж работ современных российских художников с июля 2015 года по июнь 2016 года и составил те самые €2,5 млн.
Каков итог
Показательно, что взгляды некоторых участников рынка (чье мнение также учитывалось в InArt 2016) не совпадает с общей оценкой. Так, российский аукционный дом Vladey, основанный в 2013 году галеристом и создателем «Риджины», Владимиром Овчаренко, называет годовую цифру продаж – €2-2,5 млн., а всего российского рынка – €15-20 млн.
Но сам факт выхода обзора InArt Владимир Овчаренко оценивает положительно: «Любая аналитическая информация, собранная и проанализированная профессионалами, заслуживает изучения. InArt – пример такой работы. Отдельные фрагменты и выводы исследования наверняка будут использоваться специалистами арт-рынка для оценки и совершения сделок. Можно рассчитывать и на появление новых покупателей, действующих исходя из информации, проанализированной InArt. Конечно, при этом остается открытым вопрос корреляции выводов исследования с реальным положением дел, так как много сделок осталось за рамками обзора и не учитывалось. Но такова специфика арт-рынка во всем мире, не все сделки открыты (например, не учитываются продажи в галереях) и доступны для изучения, много «тайных пружин».
Екатерина Ираги, владелица галереи Iragui считает: «Такие исследования полезны тем, кто подходит к искусству как к инвестированию и хочет понять его через цифры. Это очень рациональный подход. Я лично пропагандирую эмпирический подход к современному искусству. Он по определению противостоит рационализму и излишнему мистицизму современного искусства».
«Если в следующем выпуске обзора нам удастся получить ответы, например, от 80% опрошенных галерей, мы сможем говорить о российском рынке современного искусства не только с позиции аукционных продаж, а еще и о галерейной ситуации, значит, обзор будет авторитетнее и влиятельнее», – планирует Ксения Подойницына.
Источник: Forbes
Наши конференции:
- Пятая конференция «Актуальные вопросы ВЭД: трансграничные платежи в новых условиях»
- Тринадцатая конференция «Корпоративное планирование и прогнозирование»
- Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2025»
- Вторая конференция «Управление налоговыми рисками»
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
Комментарии