• Сегодня 8 сентября 2024
  • USD ЦБ 89.82 руб
  • EUR ЦБ 99.72 руб
Конкурс и премия «Лучший ЭДО в России и СНГ 2024»
Сороковая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Двенадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
Первая книжная ярмарка в издательстве «Архипелаг»!
50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов
https://t.me/cfo_russiaru

Алексей Ильяшевский, Торговая сеть «Пятёрочка»: «Как мы делаем распределительные центры комфортными для сотрудников»

10.07.2024

Алексей Ильяшевский, Торговая сеть «Пятёрочка»: «Как мы делаем распределительные центры комфортными для сотрудников»

Справка о компании: Торговая сеть «Пятёрочка» – российская сеть продовольственных магазинов «у дома» в составе компании X5 Group. Объединяет более 20 тыс. магазинов. «Пятёрочка» основана в 1998 г., первый магазин торговой сети открылся в 1999 г. в Санкт-Петербурге. В 2019 г. была представлена новая концепция торговой сети и открыт первый обновленный магазин в Москве, а также стартовала масштабная программа обновления торговой сети. В 2023 году численность персонала превысила 378 тыс.

Ключевые вызовы по персоналу

Координационный совет по логистике провел исследование, чтобы выяснить, как в российских компаниях видят ситуацию с дефицитом линейного персонала на горизонте 1-3 лет. 25% респондентов ожидают критические или серьезные проблемы с персоналом. 51% в целом ожидают проблемы с сотрудниками. 23% участников исследования считают, что проблемы будут незначительные, или их не будет вовсе.

Какие можно сделать выводы? Первый – необходима большая индексация ФОТ. Достаточно часто она бывает 100% внеплановой. Да, все компании планируют бюджеты, но в конце года бывает перерасход по бюджету ФОТ, поскольку произошла внеплановая индексация. Второй вывод – необходимость конкурировать за кадры из-за неукомплектованности штата. Компании, у которых есть собственные склады, часто сталкиваются с большой текучестью и неукомплектованностью персоналом в районе 7-20% в зависимости от сезона. Третий вывод проистекает из второго – из-за неукомплектованности возникают переработки, что, в свою очередь, негативно влияет на производительность труда (падает качество труда, последующей логистики и скорость доставки). Четвертый вывод – аутсорсинговые компании также индексируют свои услуги. При этом количество таких компаний уменьшается, стоимость услуги растет, а качество – нет.

Фокусы внимания для митигации рисков с персоналом

Можно разделить фокусы нашего внимания на три категории. Первая – условия труда для работников. На данный момент мы внедряем концепцию комфортного распределительного центра. Мы полностью пересматриваем логистику перемещения сотрудника (как сотрудник перемещается, как взаимодействует с инфраструктурой, насколько правильно это алгоритмизировано) и внедряем зоны (зона отдыха, медицинский кабинет, магазин, тренажерный зал, кофе-пойнты и т.д.), чтобы человек чувствовал себя комфортно. Мы понимаем, что можем конкурировать с помощью заработных плат. Но также сейчас очень важно конкурировать через предоставление комфортных условий труда.

Второй фокус внимания – сотрудники. Мы дополнительно привлекаем и расширяем нашу целевую аудиторию, включая иностранных граждан, людей с ограниченными возможностями здоровья. Мы создаем распределительный центр с учётом инклюзивной среды, адаптируем и упрощаем сложные физические работы для сотрудников-женщин.

Что такое комфортный распределительный центр?

Рис.1

Согласно опросу соискателей X5 Group, какие направления заботы о сотрудниках должна развивать компания наиболее активно в 2023 году, первое место для человека занимает физическое и эмоциональное здоровье. Под первым мы предполагаем физические нагрузки, с которыми должен справляться сотрудник, и необходимость автоматизации рабочих процессов для их снижения. Сейчас сотрудники хотят много работать с меньшей физической нагрузкой, а умственные ресурсы применять на более сложных участках работы. Что касается эмоционального здоровья, то оно напрямую связано с окружающей средой в компании, комфортностью пребывания сотрудника на рабочем месте.

Два этих направления – то, куда компания решила развиваться, создавая комфортные условия труда: дополнение стандарта условий труда на РЦ и соответствующие чек-листы аудита с учетом потребностей сотрудников, доработка системы оплаты труда для обеспечения прозрачности ее формирования и повышения мотивации, а также дополнение стандартизации услуг по питанию, доставке, расширение льгот.

Автоматизация распределительных центров

В компании разработана концепция частичной автоматизации, которую мы сейчас активно разрабатываем, тестируем и пилотируем. Она относится к действующим распределительным центрам. Мы пытаемся имплементировать некоторые решения, чтобы повысить эффективность, оптимизировать численность персонала и в каких-то случаях улучшить качество технологических процессов на РЦ.

Кроме того, сейчас мы разрабатываем проект полной автоматизации – строительство с нуля логистического распределительного центра с уровнем автоматизации 55-85%. Мы пытаемся автоматизировать все возможные участки в распределительном центре, к которым относится выгрузка, перемещение внутри склада, размещение на паллетах и шаттлах, пополнение запасов. Все это мы в той или иной степени автоматизации уже проработали. Но что с этим делать дальше? Мы понимаем, что сразу запускать большой технологический проект уровня полного цикла распределительного центра со всеми технологиями, которые еще не взаимоувязаны, достаточно рискованно. Можно, например, ошибиться в имитационной модели. И весь цикл распределительного центра не будет функционировать с точки зрения пропускной способности.

Поэтому, чтобы прийти к большой автоматизации, мы малыми шагами идем через малую автоматизацию. Мы находим вендоров и подрядчиков, контрагентов, партнеров, выстраивая с ними технологические решения в области полной автоматизации. И потом каждый из этих узлов апробируем на уровне лаборатории, которая размещена в действующем распределительном центре. Двигаясь малыми шагами, мы снижаем риски последующей полной автоматизации: сначала мы протестируем все узлы в рамках лаборатории и потом займемся тестированием на полноценном участке распределительного центра.

Благодаря автоматизации мы повышаем эффективность распределительных центров. И, конечно, фокус нашего внимания постоянно находится на сотрудниках. Они – главный актив компании. Мы пытаемся предоставить им максимально комфортные условия труда.

Алексей Ильяшевский, руководитель управления разработки стратегии цепочек поставок, Торговая сеть «Пятёрочка»


Комментарии

Защита от автоматических сообщений