• Сегодня 8 сентября 2024
  • USD ЦБ 89.82 руб
  • EUR ЦБ 99.72 руб
Конкурс и премия «Лучший ЭДО в России и СНГ 2024»
Сороковая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Двенадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
Первая книжная ярмарка в издательстве «Архипелаг»!
50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов
https://t.me/cfo_russiaru

Екатерина Астахова, независимый эксперт: «В разговоре о деньгах учитывайте степень развитости ребенка»

30.05.2024

Екатерина Астахова, независимый эксперт: «В разговоре о деньгах учитывайте степень развитости ребенка»

Екатерина Астахова, эксперт по финансам, экс-генеральный директор сети «Находка» и спикер онлайн-конференции для родителей и преподавателей «Обучение без границ: индивидуальный маршрут для каждого ребенка», рассказала, как и в каком возрасте, по ее мнению, лучше объяснять ребенку, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, а также что и как рассказывать детям про управление финансами и финансовую безопасность.

Нужно ли ребенку объяснять, что такое семейный бюджет? Если да, то как лучше это сделать?

Конечно, нужно объяснять ребенку, что такое семейный бюджет. Вопрос только, с какого времени, в каком объеме и дозрел ли его мозг до осознания подобных определений.

Если ребенок еще маленький, то нужно разъяснять ему общие идеи. Что такое деньги? Зачем они нужны? Пробуйте копить в копилочку.

По мере взросления ребенка вводите понятие семейного бюджета. Почему нужно контролировать доходы и расходы? Откуда берутся деньги? Как они тратятся? Как планируются траты?

Эти понятия (семейный бюджет и т.д.) в каком возрасте лучше вводить?

Я бы раньше школьного возраста не стала этого делать. Дошкольникам – общие понятия, например, что такое деньги. А в школьном возрасте, до 10 лет, самое время для более сложных терминов.

Как рассказать ребенку, какие приоритетные траты могут быть в семье, из чего складывается семейный бюджет?

Эти вопросы можно разъяснять на примерах.

Если вы готовите что-то вместе, объясняйте, откуда это берётся, на что покупается.

Если говорите про игрушки, подарки – аналогично. Создавайте общую канву приоритетности и понимание, откуда всё это берётся и как вообще появляется в доме.

Какие могут быть приоритеты?

В основе – пирамида потребностей Маслоу, никуда от этого не деться. Сначала закрываются базовые потребности, потом – остальное.

Но базовые потребности у разных людей могут отличаться. У меня, например, к ним относятся в том числе образование и книги. А у кого-то они могут стоять на последнем месте. Тут все зависит от семьи.

Понятно, что нужно начинать с нашей безопасности. Мы должны быть сыты, не испытывать жажды и иметь крышу над головой. Однако рассказывайте детям об этом очень аккуратно, чтобы не напугать.

Какие базовые принципы управления финансами можно объяснить дошкольнику?

Объясняйте, что вещи не берутся ниоткуда: они покупаются и продаются за определенные «истории», которые зовутся деньгами. И покупки нужно планировать.

Чтобы не развивался эмоциональный шопоголизм, особенно актуально рассказывать детям, почему вы не можете каждый день покупать игрушки или что-то еще, почему важно заботиться о вещах и так далее. То есть разъясняйте основные принципы управления финансами и осознанного потребления.

Что такое финансовая безопасность и как правильно об этом говорить с ребенком?

В текущих реалиях этот вопрос можно разбить на три части.

Первая – про подушку безопасности и доход. Эти знания нужны уже после окончания школы, однако общие понятия можно давать со средней школы.

Вторая – это финансовая безопасность активов, счетов, в том числе информационная безопасность. Об этом стоит начать разговор в старшей школе, если у ребенка уже есть свои накопления, счета.

И третий аспект – насколько ты финансово грамотный, чтобы не попасться на ловушки мошенников, о чем стоит говорить уже в средней школе.

Учитывайте степень развитости ребенка. Кто-то уже с начальной школы готов учиться продавать. Просто наша ментальность не очень развита в сторону продаж и обращения с деньгами, как, например, в западных странах. Там регулярно устраивают ярмарки, учат детей продавать, конкурировать и так далее. Большинству наших школьников начальных классов это сложновато. Однако все зависит от развитости ребенка и эмоциональной вовлеченности в эти темы.

Надо помнить, что дети считывают не столько слова, сколько поведение. Поэтому, если мы хотим, чтобы ребенок был финансово грамотным, то нужно начинать с себя и быть таким, чтобы он учился на нашем примере.

Юлия Сильченко

Приобрести материалы онлайн-конференции «Обучение без границ: индивидуальный маршрут для каждого ребёнка» вы можете по ссылке.


Комментарии

Защита от автоматических сообщений