• Сегодня 8 сентября 2024
  • USD ЦБ 89.82 руб
  • EUR ЦБ 99.72 руб
Конкурс и премия «Лучший ЭДО в России и СНГ 2024»
Сороковая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Двенадцатая конференция «Управление дебиторской задолженностью»
Первая книжная ярмарка в издательстве «Архипелаг»!
50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов
https://vk.com/cforussia

Михаил Верисов, ЦТР «Некст»: «Не всё имеет смысл автоматизировать через RPA»

29.05.2024

Михаил Верисов, ЦТР «Некст»: «Не всё имеет смысл автоматизировать через RPA»

Михаил Верисов, директор ЦТР «Некст», рассказал CFO Russia о важности правильного выбора процессов для роботизации и эффектах, которые можно получить от RPA. 

Как компании грамотно подойти к реализации RPA у себя в компании? Что необходимо предусмотреть перед внедрением?

Основное, что нужно сделать  – грамотно выбрать процессы для роботизации. От классической автоматизации RPA отличается тем, что с помощью этой технологии можно автоматизировать всё. Но не всё имеет смысл автоматизировать через RPA. Поэтому и важен выбор правильного процесса или процессов. Это должен быть повторяющийся, регулярный процесс, хорошо поддающийся алгоритмизации, без «ветвистых» способов принятия решений. Желательно, чтобы все данные по этому процессу были цифровыми.

Команда Центра технологий роботизации «Некст» как раз и занимается реализацией таких проектов. Мы помогаем организациям выявлять процессы для роботизации. У нас есть авторская методика по скорингу, то есть по оценке того, насколько процессы подходят для роботизации. Также мы разработали уникальную в нашей стране методику по подсчету эффектов от RPA. Благодаря этим методикам мы можем оперативно определить, какие процессы стоит роботизировать, оформить дорожную карту проекта и максимально точно подсчитать эффекты, которые заказчик получит от роботизации.

А после выбора процесса с какими наиболее частыми сложностями можно столкнуться при внедрении RPA?

Во-первых, начнем все-таки с того, что процесс может быть выбран неправильно. Это самая распространенная ошибка. Допустив ее, можно столкнуться с тем, что временные и финансовые затраты на роботизацию существенно превысят эффект этой роботизации. Из-за этого в компании могут принять решение не внедрять RPA, подумав, что это в принципе неэффективно, а на самом деле они неправильно выбрали процесс.

Вторая сложность – это сопротивление персонала, для которого делают роботов. Сотрудники зачастую воспринимают их как конкурентов и думают: «Сейчас нас везде роботами заменят и всех уволят». На самом деле это не так, потому что роботы – это в первую очередь помощники человеку. Они позволяют ему освободиться от рутины и начать заниматься более творческими задачами, где необходим именно человеческий мозг, креативность. Для работы с сопротивлением требуется ликвидация RPA-безграмотности, объяснять людям, что роботы им только помогают. Для этого нужна грамотная команда проекта со стороны заказчика, и в первую очередь – поддержка руководства.

В-третьих, есть еще такая тонкость в современной российской действительности: бывает нелегко правильно выбрать платформу RPA. Чтобы избежать ошибки здесь, нужно хорошее стратегическое видение развития RPA у себя в компании. Если это какая-то «игрушка», вы можете взять любую платформу. Но если в ваших планах на горизонте нескольких лет получить серьезные эффекты, измеряемые в сотнях миллионов, тогда необходимо определить параметры, соответствующие этой долгосрочной стратегии, и выбирать платформу с учетом этих параметров. То есть не по цене, как у нас привыкли «берем любое самое дешевое», а нужно подбирать платформу, которая позволит все ваши стратегические цели реализовать.

Какого эффекта можно достичь за счет внедрения RPA? Можно привести какой-либо пример из вашей практики.

ЦТР «Некст» – главный поставщик услуг RPA в группе ПАО «ММК», поэтому проще всего будет привести пример по этой организации. ММК по результатам 2023 года получил эффектов от RPA на 660 млн рублей. А ежегодный эффект от RPA, который считали также по концу 2023 года, составляет 288 млн рублей.

Какие процессы роботизированы на ММК?

На ММК более 300 роботизированных крупных бизнес-процессов. Поэтому практически в любом процессе, о котором вы спросите, скорей всего, есть RPA.

Как один из примеров больших проектов могу привести Цифровой офис сопровождения поставок металлолома на ПАО «ММК». Он на 100% состоит из программных роботов RPA, которые обрабатывают весь объем поставляемого металлолома. Также цифровой офис – это исключение бумажных носителей, централизованное хранилище данных о транзакциях и формирование цифрового следа всех операций.

Все цели проекта были достигнуты именно с помощью RPA, существующая ERP и сопутствующие системы не модернизировались и не перевнедрялись. Среди результатов проекта – выросшая в 5 раз скорость обработки операций (32 тыс./мес.) и документов (30 тыс./мес.), контроль поставок в реальном времени, исключение ошибок, вызванных человеческим фактором, и 100% прозрачность действий.

Алиса Попова


Комментарии

Защита от автоматических сообщений