- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
Отчет о Третьей конференции «Корпоративное бюджетирование 2014» (день 2)
15.01.2015
25 сентября прошел 2 день конференции «Корпоративное бюджетирование 2014».
Началась встреча с мастер-класса «Как повысить эффективность планирования в условиях неопределенности». Его провел Дмитрий Покалюхин, финансовый директор, Adidas Group в России. В докладе были подняты следующие вопросы:
- Чем планирование в условиях неопределенности отличается от планирования в условиях экономической стабильности?
- Какие инструменты на практике применяет компания Adidas Group в России при подготовке бюджета?
- Каким образом можно минимизировать риски при подготовке бюджета в современной ситуации?
- Какие перспективы развития розничной торговли ожидаются в России?
«Как создавать долгосрочные планы в условиях неопределенности? Не хочу разочаровывать инвесторов, но в условиях нестабильности долгосрочное планирование становится эфемерной субстанцией. Оно, конечно, нужно, но скорее на уровне стратегии и качественных показателей. Если мы говорим о финансовом планировании на долгосрочной основе, то это трата времени финансового отдела. Может быть, это провокационная мысль, и с ней не все согласятся, но, с другой стороны, посмотрим на историю нашей компании. Нам довелось «поучаствовать» в 3 кризисах. Я могу сказать определенно, что долгосрочный план, который у нас был «до», и который у нас стал «после» – это 2 разных плана. Это не означает, что после каждого кризиса мы падали и потом поднимались с колен. Нет. В период последних 13 лет компания показывает стабильный рост. Но, тем не менее, любой долгосрочный план «до» очень сильно отличался от долгосрочного плана «после». Его отличия заключаются в стратегии. Например, в 2008 мы почти полностью отказались от оптового бизнеса. Был сделан поворот на собственную розницу. Так что долгосрочные планы важны, но в условиях нестабильности, я бы рекомендовал работать с ними очень осторожно».
Несмотря на продолжительность мастер-класса, поднятые вопросы обсуждались и после него, во время кофе-паузы.
После кофе-паузы открылась вторая секция конференции «Как оперативно перестраивать систему финансового планирования в компании».
Первым выступил Николай Переверзев, заместитель генерального директора по операционной эффективности, Корпорация ТехноНИКОЛЬ, с докладом «Как меняется стратегия и методы финансового управления в условиях резкого падения продаж».
Вначале он дал небольшой эксперт-обзор российских компаний.
«Степень конкурентоспособности большинства российских компаний крайне низка и в значительной степени обусловлена отставанием производительности труда и отсталостью производственных технологий. Производительность труда в России в 4 раза меньше, чем в США, и основная группа проблем, приводящих к такому положению, — это неэффективная организация труда.
К тому же, в ближайшие 3-5 лет усложнится доступ российских компаний к рынку международного капитала, вследствие введенных санкций США и ЕС. Это приведет к ужесточению требований к заемщикам, сложности рефинансирования текущей задолженности. Вследствие чего произойдет дефолт части российских банков.
Одним из самых печальных, но уже известных фактов становится следующий: условия хозяйствования российских компаний на период 2014-2017 годов будут максимально приближены к кризисным. Это приведет к тому, что компании с высокой долговой нагрузкой «сойдут с дистанции».
Основываясь на этих данных можно отметить два наиболее приоритетных аспекта управления российскими компаниями в этот период времени:
- управление ликвидностью компании;
- максимизация операционной эффективности.
После вступления спикер рассказал, как изменится стратегия компаний на рынке. Сделал обзор факторов, на которые следует обратить внимание при падении продаж. А также привлек внимание к тому, как ситуация с продажами скажется на финансовом планировании.
«В современных условиях практически все аспекты финансовой деятельности могут генерировать угрозу потери ликвидности. Поэтому необходима система наблюдения «кризисного поля». Она должна строиться с учетом степени генерирования этой угрозы, а также выделять наиболее существенные объекты по этому критерию:
- чистый денежный поток предприятия;
- уровень концентрации финансовых операций в зонах повышенного риска;
- состав текущих затрат;
- состав активов предприятия;
- рыночная стоимость;
- структура капитала;
- состав финансовых обязательств предприятия по срочности погашения».
Завершал 2 секцию доклад «Совершенствование системы бюджетирования в компании», представленный Татьяной Макаровой, начальником планово-экономического отдела «Синергия».
В своем выступлении она раскрыла причины и цели совершенствования системы бюджетирования в компании. Рассказала принципы управления по отклонениям в системе бюджетирования. Выделила инструменты и показатели для совершенствования этой системы. Рассмотрела задачи, возникающие в процессе совершенствования системы бюджетирования.
«На данный момент существуют следующие инструменты для совершенствования системы бюджетирования:
- единые форматы функциональных бюджетов для всех подразделений;
- единые классификаторы: статей доходов и расходов, продукции, центров финансовой ответственности, каналов сбыта;
- единая методика бюджетирования;
- единая методика ведения управленческого учета;
- единый порядок сбора и обработки данных для бюджетов;
- утвержденный набор бюджетных показателей и единая методика их расчета».
Первым в 3 секции, «Актуальные проблемы бюджетирования», выступил Максим Лапин, директор по развитию бизнеса и управлению эффективностью ММК, с докладом «Планирование инвестиционных расходов. Практическое решение наболевших проблем процесса».
Во время своего выступления спикер раскрыл следующие вопросы:
- Почему планирование – это не бюджетирование или почему бюджет не будет идеальным?
- Какие ключевые проблемы инвестиционного планирования повторяются из раза в раз?
- Какой рецепт применять для профилактики проблем инвестиционного планирования?
«Бюджетный процесс на год завершается в ноябре-декабре. В связи с этим возникает ряд проблем:
- невозможность определить завершенный реестр проектов для бюджета на год, так как все равно будут корректировки;
- не всегда получается определить базовую инвестиционную программу (есть альтернативные проекты и варианты одного проекта в проработке);
- решение по проекту будет приниматься после бюджетного цикла.
Описать действенный рецепт для решения подобных проблем можно одним словом – гибкость. Итак, разберем несколько вариантов:
Обычное решение: «Внести изменения в бюджет»:
- Множественный план-факт;
- Выпуск новых приказов;
- Медленный процесс.
На смену ему пришли 2 альтернативных улучшенных варианта:
1. Заложить резерв:
- утверждается реестр известных проектов;
- задается резерв под неопределенные проекты;
- определяется порядок использования резерва;
2. Установить лимит:
- устанавливается потолок на всю инвест-программу;
- инвест-программа наполняется инвест-комитетом по мере проработки проектов».
Продолжила тему актуальных проблем бюджетирования Лада Христенко, независимый эксперт. Она рассказала «Как подготовить идеальный прогноз на 2015 год для холдинга». Спикер выделила 1 предварительный и 5 основных шагов к формированию прогноза:
- шаг 0: система, коммуникации, ответственность;
- шаг 1: KPI;
- шаг 2: продажи;
- шаг 3: инвестиции;
- шаг 4: затраты;
- шаг 5: резервы.
«Что касается прогноза продаж: компания, в первую очередь прогнозирует выручку. Но перед этим я создаю для директоров продуктовых департаментов жесткую сетку. У меня несколько направлений: нефть, металл, уголь, удобрения и зерно. Каждый из них планирует по своему направлению. Внутри каждого направления я прошу выделить пятерку (в некоторых случаях десятку) топ-клиентов. Только потом они планируют внутригрупповую выручку и присылают ее мне. Я же, ориентируясь на эти данные, вывожу общий прогноз».
Подводя итоги, спикер отметила наиболее важные пункты составления качественного прогноза:
- четкая система формирования прогноза;
- четкие инструкции;
- распределение ответственности, закрепленное приказом;
- установление норм и нормативов;
- наличие данных предыдущих лет в сопоставимом формате;
- работа с ответственными лицами (разъяснение лично и дистанционно, инструктаж и вебинары, обязательная обратная связь);
- обязательное закладывание резервов;
- сохранение жизни, здоровья, чувства юмора».
Завершающим выступлением второго дня стал доклад Елены Киристовой, финансового директора Groupon, на тему «Эффективная организация контроля исполнения бюджета в компании». Спикер разъяснила суть контроля над расходами компании. Рассказала, каким образом он осуществляется. Описала бюджетный процесс на всех уровнях:
- коммерческий директор;
- финансовый департамент;
- директора регионов;
- директора филиалов.
Представила слушателям процесс контроля исполнения бюджета. Презентовала 2 главных аспекта закона о противодействии коррупции. Наконец, на наглядных примерах показала, что даже международные компании не могут позволить себе коррупционных схем. Они, так или иначе, раскрываются и вредят их репутации.
«При ведении бухгалтерского учета, кроме основных пунктов (аккуратности, правильности, контроля) нельзя забывать о том, что любое преднамеренное невнесение платежа является нарушением. Кроме того, многие не обращают внимания на такой нюанс: если вы покупаете компанию, ведущую бизнес с нарушениями, то вы автоматически приобретаете ответственность за эти нарушения».
Закончился 2 день конференции «Корпоративное бюджетирование 2014» кофе и обсуждением поднятых вопросов в неформальной обстановке.
Отчет о первом дне конференции
Отчет о третьем дне конференции
Отчет о мастер-классе Дмитрия Покалюхина
Текст: Ирина Экзархо
Фото: Тэодолус Сунарджая
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии