- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
24 января 2025 года
Москва -
7 февраля 2025 года
Москва -
13 февраля 2025 года
Москва -
14 февраля 2025 года
Москва -
19 февраля 2025 года
Москва -
27 февраля 2025 года
Онлайн
Роман Абдусалямов, «АИМ Менеджмент»: «Главное качество для внутреннего аудитора – любопытство»
28.11.2024
Роман Абдусалямов, внутренний аудитор «АИМ Менеджмент» и спикер Тринадцатой конференции «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса», рассказал CFO Russia, какими профессиональными навыками должны обладать сотрудники внутреннего контроля и аудита, а также поделился опытом обучения и повышения квалификации аудиторов.
Какие профессиональные навыки, по вашему мнению, являются обязательными для сотрудников внутреннего контроля и аудита?
Во-первых, это любопытство. Сотрудникам должно быть любопытно в чем-то разбираться. Что такое внутренний аудит? Это область, в которой ты, начиная работать, ничего не знаешь. В начале любого аудита ты находишься на низшей ступени развития, как амеба. И перед тобой стоят высшие существа, которые этим процессом управляют десятки лет. Задача аудитора – понять, что это за процесс, какие там есть риски, хорошо ли он управляется, каких контролей недостаточно, чтобы предприятие работало стабильно. Ты как аудитор все время себя чувствуешь каким-то ребенком. И это культивирует в аудиторе синдром отличника, когда нужно всем доказать, что ты что-то можешь и знаешь. Справиться с этим помогает внутреннее любопытство – не просто сложить ручки и сделать что-то формальное, а действительно разобраться в процессе, который кто-то знает лучше тебя.
Во-вторых, это правильные ценности. Внутренний аудитор как третья линия защиты сравнивает организацию предприятия с референтной моделью, которая складывается у него в голове из бенчмарков, регламентов и внешних ограничений. Это сравнение можно проводить по-разному. Можно сказать: «И так сойдет», а можно быть очень требовательным и помочь создать своим коллегам правильную референсную модель. В этом помогают как раз правильные ценности, то есть внутренний аудитор четко для себя должен понимать, «что такое добро и зло, хорошо и плохо», и быть немного акционером, то есть смотреть на все сверху. Идеальный вариант, когда эти ценности совпадают с ценностями акционера. Но ничего страшного, если они отличаются. Ничего страшного, если аудитор будет чуть жестче, чуть более каноничным. Ничего страшного, потому что истина где-то посередине. Менеджмент рискует, а аудитор боится.
В-третьих, профессионализм как таковой. По всей стране сейчас кризис профессионализма. Большинство людей сейчас не ставят во главу угла развитие таланта, навыков и компетенций, они ориентированы на другое. Раньше при приеме на работу смотрели, какие у потенциального сотрудника достижения. Сейчас от человека требуют просто адекватности (умеет ли он правильно читать и писать, понимает ли смысл сказанного и т.д.). А для аудитора очень важен профессионализм. Его сверхзадача – говорить с менеджментом и акционерами на их языке, а не на языке контроля и методологии внутреннего аудита. А для этого необходимо стать в этом бизнесе профессионалом: учить продавцов торговать, директора по производству – добывать, директора металлургической фабрики – считать расходный коэффициент металла, HR-ов – нанимать людей, а акционера – управлять акционерным обществом. Нельзя просто понимать контроли и быть хорошим аудитором. Важно понимать объект.
Что является ключом к эффективной работе команд внутреннего контроля и аудита?
На аудитора можно сколько угодно показывать пальцем. Попробуйте взять руку, сжать кулак и показать пальцем. Один палец показывает на аудитора, а остальные смотрят на вас. И, прежде чем оценивать аудитора, необходимо посмотреть на эти три пальца. Первый – правильно ли ты поставил перед аудитором цель? Второй – правильно ли ты выбрал человека под эту цель, под эту работу? И третий палец – правильно ли ты обеспечивал этого человека ресурсами?
Вот эти три пальца и являются ответом на вопрос. Прежде чем тыкать аудитору и говорить, что он работает эффективно/неэффективно, нужно посмотреть эти три пальца, которые на тебя и указывают, чтобы понять, как в целом организована для него работа.
Как проходит в вашей компании обучение и повышение квалификации аудиторов?
Первая история про целеполагание, наверное: обучение через глубокое понимание целей и задач бизнеса помогает задавать правильные вопросы. Например, есть три каменщика: первый кладет кирпичи, второй строит стену, а третий строит храм. У кого из них получится правильная стена? Конечно, у того, кто понимает, зачем он кладет кирпичи. Для аудитора главное понимать, зачем ты работаешь, осознавать конечный результат. Поэтому один из методов обучения – это полное стирание границ с точки зрения коммуникации с любыми ответственными лицами и получения любой информации. Перед тем, как что-то проверять, необходимо идти сверху вниз, понимая, что об этом думает акционер, стратегию в данной функциональной области, KPI у сотрудников. А потом уже можно дойти до «гвоздей». Иными словами, самое главное – понимать, куда движется компания, и что мы делаем для этого.
Я отправляю своих аудиторов на совещания высшего менеджмента, благодаря чему они начинают понимать, какими категориями мыслят CEO, директора и рабочие. Иными словами, происходит обучение бизнесу. Кроме того, аудиторы проходят практику, погружаясь в бизнес. Я, например, две недели работал помощником горного мастера в Бурятии, после чего перестал задавать глупые вопросы.
Вторая история связана с самообучением. Два раза в год мы проводим тренинги, которые готовят аудиторы самостоятельно. Особенность любого тренинга в том, что ты запоминаешь 10-15% информации, максимум 30%. Но основная ценность данного мероприятия для тех, кто его готовит. В процессе подготовки человек лучше запоминает информацию и может потом ее рассказать не только на тренинге, но и транслировать в своей работе.
Поэтому путем регулярных многолетних тренингов минимум два раза в год мы вовлекаем персонал в подготовку тренировочных материалов. Таким образом, сотрудники изучают и методологию, и бизнесовые вещи, и практические примеры.
Третья история связана с работой в командах и наставничеством. С одной стороны, у каждого сотрудника есть работа, с которой он справляется лучше всего, с другой – всегда стараюсь ставить перед коллегами задачи на уровень выше текущего круга обязанностей, чтобы помочь раскрыть потенциал.
А в целом для результативной работы руководителю необходимо cделать три шага. Во-первых, собрать вокруг себя людей, которые умнее тебя. Во-вторых, обеспечить им комфортные условия работы. В-третьих, не надо им мешать.
Задать свои вопросы Роману и узнать больше об опыте «АИМ Менеджмент» вы сможете на Тринадцатой конференции «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса», которая состоится 13 февраля 2025 года.
Елизавета ГетаНаши конференции:
- Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2025»
- Вторая конференция «Управление налоговыми рисками»
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
Комментарии