- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
- Закупки и логистика
КОНФЕРЕНЦИИ
-
30 января 2026 года
Москва -
19 февраля 2026 года
Москва -
20 февраля 2026 года
Москва -
27 февраля 2026 года
Москва -
12 марта 2026 года
Москва -
13 марта 2026 года
Москва
Наталья Потеха, психолог: «Чтобы привить детям навыки тайм-менеджмента, нужно начинать с себя»
22.08.2024
Наталья Потеха, психолог, тренер по личностному росту, коуч, автор 3 книг по тайм-менеджменту и спикер онлайн-конференции «Обучение без границ: индивидуальный маршрут для каждого ребёнка», рассказала CFO Russia, как организовать семейное обучение в многодетной семье, привить детям навыки тайм-менеджмента, а также какие есть ошибки при выборе вариантов семейного обучения.
Как организовать семейное обучение в многодетной семье? Как учесть потребности каждого ребенка и следить за дисциплиной?
Большая и многогранная тема, тем более, что все семьи разные.
Мои принципы следующие.
Во-первых, сделать так, чтобы дети помогали друг другу. Например, я могу попросить кого-то из старших помочь младшим с уроками, проверить задание или объяснить новую тему.
Во-вторых, создавать среду, где младшие органично получают информацию от старших детей, просто находясь в образовательном поле. То есть не специально, а естественно, наблюдая за процессом.
В-третьих, давать пространство каждому ребенку, чтобы он мог уединиться и найти место, где никто не отвлекает.
В-четвертых, не сравнивать детей друг с другом ни при каких обстоятельствах.
И в-пятых, больше времени уделять обсуждениям и дискуссиям, в которых дети принимают участие, учить их не спорить, а делиться мнением, уважать собеседника и доносить свою точку зрения.

С дисциплиной очень помогают семейные правила и то, что в них прописаны не только обязанности, но и права.
Как привить детям навыки тайм-менеджмента? Каковы специфические проблемы со временем у детей?
Мозг ребенка отличается от мозга взрослого. И тут специфическая проблема возникает у взрослых – они ожидают от детей слишком многого. Даже тогда, когда сами не могут выдержать тех же требований. Чтобы привить детям навыки тайм-менеджмента, нужно начинать с себя.
Хотите, чтобы ребенок вел дневник, записывал свои дела? Начните вести ежедневник, заполняйте его при детях.
Мечтаете, чтобы ребенок не опаздывал на занятия и все делал вовремя? Сами вовремя и заранее собирайтесь, в том числе туда, куда вы идете вместе.
Чтобы ребенок выполнял дела по чек-листу, повесьте совместный чек-лист, запишите туда и свои дела.
Только не нужно ставить себя в пример ребенку и сравнивать его с собой! Максимум спросите, с чем нужна помощь. Вы как более успешный в делах взрослый точно сможете помочь. Внедрять эти навыки необходимо в зависимости от возраста планомерно и постепенно, помня, что сначала придется научить, потом много раз напоминать, а потом поддерживать.
Какие подходы к обучению, на ваш взгляд, наиболее эффективны для пробуждения интереса к предмету или учебе? И как выработать у ребенка навыки самостоятельного обучения?
Наиболее эффективно – гореть тем предметом, к которому хочется «зажечь» ребенка. Если ваши глаза горят, если вам нравится – ребенок с большей долей вероятности тоже заинтересуется предметом. Вспомните свои школьные годы – учителя, искренне любящие свой предмет, преподавали гораздо более интересно, чем те, кто к нему остыл. И зажигали интерес в детях. А чтобы ребенок начал учиться самостоятельно, важно его этому обучать, постепенно передавая ему ответственность и давая позитивную обратную связь, создавая поле успеха. Ничто не мотивирует лучше, чем успех. Прививать самостоятельность – значит следовать следующим правилам.
Первое: сначала делаем что-то вместе с ребенком много раз, а потом он уже может делать это сам.
Второе: если мы что-то поручили ребенку, а он не справляется – это наша родительская ответственность. Возможно, поручили слишком рано или слишком много. Бывает, ученик 3 класса просится на семейное образование и говорит, что все будет делать сам, сам учиться. А потом – не справляется. Все потому, что он не мог оценить масштаб работы. Кто в ответе? Не ребенок, а родители.
И третье: важно начинать передавать ответственность постепенно, начиная с малого. Например, не за весь школьный предмет, а сначала за то, чтобы ребенок сам выполнил несколько упражнений. Потом за то, чтобы он сам повторил какой-то материал. И только после того, как он успешно будет работать с тем, что уже изучал, можно передавать ему ответственность за изучение нового. Обязательно сначала проверяя и помогая ребенку.

Как вы думаете, какие варианты обучения лучше всего подходят для ученика старших классов, который уже определился с будущей профессией? Почему?
Здесь очень много вариантов, нужно оценивать их совокупно. Ученик уже хочет работать и параллельно учиться? Он хочет подготовиться в топовый ВУЗ? Хочет ходить на подготовительные курсы или хочет параллельно начать учиться по альтернативным программам? В зависимости от ответов и будет подбираться вариант обучения.
Например, можно учиться заочно в школе, освобождая себе время для занятий в ВУЗе. Можно на семейном образовании пройти 10 и 11 класс за один год, поставив в приоритет поступление в колледж с хорошим аттестатом. Можно сосредоточиться на подготовке к ЕГЭ и два года, 10 и 11 класс, уделять на семейном образовании именно этому.
Кроме уже рассмотренных проблем, какие еще есть ошибки при выборе вариантов семейного обучения?
Когда родители основываются на своих страхах, а не на потребностях семьи и ребенка. Или у мамы и/или папы высокие амбиции, и они не соответствуют способностям ребенка. А также если родители хотят показать, что они не такие, как все, или пытаются угодить системе и быть хорошими вместо того, чтобы жить свою жизнь.
Как правило, это приводит к краху семейного образования.
Приобрести материалы онлайн-конференции «Обучение без границ: индивидуальный маршрут для каждого ребёнка» вы можете по ссылке.
Юлия Сильченко






