- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва -
12 декабря 2024 года
Москва
Дмитрий Шахов, «Ашан Ритейл Россия»: «Каждый сотрудник ответственен за выстраивание и функционирование СВК»
31.05.2024
Дмитрий Шахов, руководитель отдела по внутреннему контролю и управлению рисками «Ашан Ритейл Россия», к.э.н, член Ассоциации «Институт внутренних аудиторов» и спикер Двенадцатой конференции «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса», поделился с CFO Russia опытом преодоления сопротивления персонала при выстраивании систем внутреннего контроля и внутреннего аудита.
Сталкиваетесь ли вы с сопротивлением персонала при выстраивании систем внутреннего контроля и внутреннего аудита? В чем основные причины?
Мне приходилось выстраивать системы внутреннего контроля и внутреннего аудита в разных секторах экономики (банки, ритейл, производство и др.). Реакция персонала зависит от многих факторов: от позиции акционеров в отношении необходимости построения таких систем, от общей зрелости компании в восприятии функций внутреннего контроля и внутреннего аудита, от того, требуется ли это выстраивание в соответствии с законодательством и т.д. Например, если сотрудники работали ранее в кредитных организациях, для которых есть установленные требования к системам СВА и СВК со стороны Банка России, у них не возникает вопросов о необходимости выстраивания таких систем, даже если они перешли работать в реальный сектор экономики.
Выстраивание системы «с нуля» всегда несет в себе изменения для компании, а человеческая природа такова, что перемены зачастую воспринимаются как угроза стабильности и, соответственно, могут восприниматься «в штыки».
В целом основными причинами сопротивления могут быть нежелание персонала выполнять дополнительные действия по сравнению с текущими обязанностями, непонимание ценности системы внутреннего контроля и внутреннего аудита, опасения, что такая система приведет к ужесточению наказаний за нарушения.
Что самое сложное в преодолении сопротивления со стороны сотрудников?
Сложно объяснить и сотрудникам, и акционерам, что система внутреннего контроля и внутреннего аудита не является «карающим мечом» для увольнения сотрудников или для того, чтобы держать их в постоянном напряжении получить дисциплинарное взыскание. Сложность представляет и объяснение персоналу полезности таких систем для конкретного руководителя или сотрудника. Если у персонала не будет понимания, в чем ценность работы системы в его зоне ответственности, то он будет формально выполнять ее требования во избежание взыскания. С формальной точки зрения система будет работать. Планы, отчеты, справки будут регулярно заполняться, но реальной пользы будет немного.
Можно ли, по вашему мнению, избежать сопротивления персонала при выстраивании СВК? Что для этого необходимо?
Думаю, что в самом начале выстраивания СВК невозможно избежать настороженного отношения персонала, так как оно связано с естественной реакцией человека на любое изменение. Вместе с тем представляется абсолютно реальным снять такое недоверие посредством планомерной работы по разъяснению необходимости и ценности СВК как для компании, так и для ее структурных подразделений. Важно, чтобы сотрудники компании понимали, что выстраивание СВК и ответственность за ее функционирование лежит не только на руководителе СВК или на генеральном директоре. Так или иначе, каждый сотрудник, менеджер, руководитель несет за это ответственность, может вносить свои предложения по ее изменениям, по подходам для проведения оценки ее эффективности. Если доступно и терпеливо объяснять персоналу, что СВК – общее дело всех сотрудников, и демонстрировать положительное влияние работы СВК на работу компании, то можно растопить лед недоверия, который часто появляется на первоначальном этапе внедрения.
Задать свои вопросы Дмитрию и узнать больше об опыте «Ашан Ритейл Россия» вы сможете на Двенадцатой конференции «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса», которая состоится 9 августа 2024 года.
Елизавета Гета
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии