- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва -
12 декабря 2024 года
Москва
Архив имеет значение
08.11.2011
27 декабря 2009 года операционному директору архивной компании "ОСГ рекордз менеджмент" Алексею Рыкову позвонил встревоженный бизнесмен. Накануне он узнал, что -после новогодних праздников ему нужно представить все документы своей фирмы для налоговой выемки. Это означало, что их необходимо отсканировать, копировать, пронумеровать и т. д. Делать эту работу своими силами или постараться "договориться" с органами надзора будет слишком дорого, решил бизнесмен и теперь лихорадочно просчитывал другие варианты. Рыков взялся подготовить документы. Их объем составлял целую фуру, и, чтобы управиться к сроку, пришлось задействовать 150 человек. К девяти вечера 31 декабря заказ был выполнен. Обошлось это бизнесмену вдвое дешевле, чем если бы он попробовал договориться с налоговыми органами "неофициально".
Объем рынка архивных услуг, по оценке компании "Делис архив", составляет 25 млрд руб. За последние пять лет он вырос не менее чем в пять раз, и это не предел. В ближайшие пять лет объем рынка может увеличиться до 35 млрд руб.— -прежде всего за счет более активного внедрения электронных архивов.
Бизнес без колпаков
— Я знаю об архивах все, но заниматься их обработкой терпения у меня больше нет.
До того как в 2000 году создать собственную фирму по архивной обработке -документов, 32-летний -генеральный директор компании -"Делис архив" Денис Авдюшин работал менеджером у основателя старейшей компании на рынке "Тэлос архив" Сергея Калмыкова. Всю технологическую -цепочку — от заключения договоров с клиентами до нумерации страниц и их переплета — он помнит до сих пор. "Я думал, что для работы в архивной компании мне выдадут колпак и нарукавник,— смеется Авдюшин,— а вместо этого получил напальчник — переворачивать документы". Самым сложным в архивной работе для энергичного молодого человека оказалось монотонно нумеровать листы карандашом в правом верхнем углу: за день можно осилить 5-7 тыс. страниц. Зарплата технического работника, который занимается такими нехитрыми, но утомительными действиями, составляет около 17 тыс. руб.
Собственная компания Авдюшина первые четыре года занималась только обработкой документов. Начальные инвестиции пошли на покупку принтера и сканера, сам бизнесмен выезжал к клиентам в офис, работал с бумагами. Обработка документов небольшой организации занимала около недели, заработок начинался от 5 тыс. руб. и доходил до 500 тыс. руб. за проект. В 2005-м Авдюшин -привлек -партнеров Олега Машкова и Александра Надъярных и купил помещение площадью 1,5 тыс. кв. м в Подольске.
В 2007 году компанией заинтересовался фонд Mint Capital, который оценил бизнес в $1,5 млн и изъявил желание войти в капитал. Авдюшин, однако, был не готов расстаться с контролем над "Делис архивом". Он созрел для этого лишь в 2008-м, продав за "несколько миллионов долларов" (точная сумма инвестиций не раскрывается) большую часть акций одному из закрытых паевых фондов, который находится под управлением "Альянс РОСНО управление активами". "Стоимость недвижимости растет с каждым годом,— объясняет директор по инвестициям компании "Альянс РОСНО управление активами" Дмитрий Васютинский свой интерес к архивному рынку.— Компании все чаще задумываются, имеет ли смысл снимать дорогой офис и тратить его площади на хранение бумаг".
В 2010 году рентабельность "Делис архива" по валовой прибыли была 29%. В этом году, прогнозирует компания, ее оборот составит около 170 млн руб. Пока это самая маленькая компания из "большой четверки" игроков архивного рынка в России.
Сложи и сохрани
На главной странице сайта лидера рынка, компании "ОСГ рекордз менеджмент", женщина в мини-юбке прикована цепью к одному из серых ящиков. По задумке владельцев компании, она должна символизировать рутинность архивной работы, от которой ее предлагает освободить ОСГ. "Мы сознательно пошли на некоторую провокацию, чтобы показать: современный архив — это вовсе не тонны бумажной пыли",— говорит Алексей Рыков.
Все архивы, однако, похожи друг на друга: стеллажи от пола до потолка заставлены тысячами одинаковых коробок. Московское хранилище ОСГ рассчитано на 140 тыс. коробок, и это во много раз меньше, чем помещается в основном помещении в Химках. Оборудование хранилища — дорогое: как правило, оно обходится в $2-5 млн.
Сбором и подготовкой документов, их сортировкой по хранилищу и электронной системой управления данными о них в "ОСГ рекордз менеджмент" занимаются три разных команды, и они никогда не пересекаются. Так, сотрудники, работающие в хранилищах, видят только штрихкоды, которыми маркирована каждая коробка, и считывают их с помощью специальных сканеров. Кому принадлежит коробка и что в ней, знают только операторы, работающие с базой данных, которые находятся в Казахстане.
"ОСГ рекордз менеджмент Россия" в 1998 году основали два англичанина — Вильям Освальд и Тим Слесенджер. Клиентами ОСГ стали иностранные компании — крупнейшие аудиторы, страховщики, банки. Ежегодный прирост оборота компании вот уже несколько лет составляет 50-60%. В 2010 году рентабельность компании по валовой прибыли равнялась 26%. При этом оборот был около 500 млн руб., к концу 2011 года ОСГ планирует его удвоить. В 2004 году 40% компании купил фонд Джеймса Кука и Джона Макробертса Aurora Russia, который постепенно довел свое присутствие в "ОСГ рекордз менеджмент" до 98%. В течение ближайших двух лет, говорит Алексей Рыков, фонд планирует вывести ОСГ на IPO.
В том же 2004 году на российский рынок вышел главный конкурент ОСГ — американский гигант Iron Mountain, основанный в 1951 году Германом Кностом. С появлением на российском рынке компании, чей мировой оборот по итогам 2010 года составляет более $3 млрд, средняя цена хранения документов на рынке упала вдвое — с $1,5 до $0,75 за короб в месяц, вспоминает Сергей Калмыков. В 2010 году, по данным СПАРК, выручка Iron Mountain на российском рынке достигла 219,6 млн руб. (это на 23% больше, чем годом ранее). Убытки российского подразделения в 2010-м составили 161 млн руб. "Могу лишь сказать, что Iron Mountain в России сейчас находится в инвестиционной фазе",— говорит коммерческий директор Iron Mountain в России Вадим Гоппа. По оценкам конкурентов, компания вложила в Россию $10 млн. Сейчас Iron Mountain работает в 11 российских городах. В ближайшие полтора года компания планирует запустить еще шесть хранилищ, включая новый центр хранения в Москве площадью 10 тыс. кв. м.
Конкуренция между "ОСГ рекордз менеджмент" и Iron Mountain, рассказывает Денис Авдюшин, настолько высока, что для России американцы даже закупили специальные короба — чтобы коробки "ОСГ рекордз" в случае перехода клиента к Iron Mountain влезали в них целиком.
"Единственным значимым конкурентом Iron Mountain являются внутренние архивы потенциальных клиентов",— уверяет Вадим Гоппа. По данным Iron Mountain, на сегодняшний день лишь 1-2% коммерческих организаций отдают свою документацию под управление внешнему провайдеру профессиональных услуг — остальные ведут архивы самостоятельно.
С глаз долой
Банк "Ренессанс кредит" входит в тот самый 1% "продвинутых" пользователей: после того как в 2005 году число клиентских досье достигло 30 тыс., руководство банка решило отдать их обслуживание на аутсорсинг. "Мы хотели избавиться от функционала, который не соответствует профилю банка",— говорит директор службы поддержки клиентов "Ренессанс кредита" Ирина Ларина. За шесть лет архив вырос в 200 раз. При этом стоимость услуг по аутсорсингу для "Ренессанс кредита" оказалась равна затратам на самостоятельное обслуживание, несмотря на то что обычно архивные компании обещают сокращение затрат на хранение бумаг как минимум на 30%. Но банку все же удалось сэкономить — не пришлось тратиться на покупку стеллажей. Сейчас банк обслуживается у "Делис архива", к которому перешел от конкурента, соблазнившись низкой ценой и качественной технической поддержкой. Правда, вывести работу с бумагами на аутсорсинг целиком "Ренессанс кредиту" не удается: банк содержит собственный штат сотрудников, которые приводят свежепоступившие документы в соответствие с регламентами Центробанка.
Перевод документов на аутсорсинг для среднего банка может обойтись в 10-20 млн руб.— большая часть денег пойдет на обработку и расфасовку документов, нанесение штрихкодов, транспортировку. Хранение архива будет стоить 50-100 тыс. руб. в месяц. Самый крупный контракт по хранению документов, который заключала "ОСГ рекордз менеджмент", составлял около 12 млн руб. в месяц.
Основные пользователи архивного аутсорсинга — торговые, эксплуатационные и строительные предприятия, банки, страховщики и сотовые операторы — компании из всех сфер с большим документооборотом, а также розничные фирмы, хранящие информацию о множестве клиентов. Зачастую клиенты боятся передавать важные документы на сторону, сокрушается Сергей Калмыков. "Помимо обычных страхов, что документы будут потеряны, 30% банкиров, например, считают, что таким образом нарушают закон о банковской тайне",— говорит он. Отдельная категория клиентов — госкомпании. Работа с ними — самая крупная и самая закрытая часть рынка. Объем государственных тендеров, объявленных на архивном рынке в 2010 году, по оценке Авдюшина, составил не менее 10 млрд руб. Крупнейший игрок из "большой четверки", работающий с госкомпаниями,— "Тэлос архив". По признанию Сергея Калмыкова, 60% оборота компании, который в 2010 году составил 360 млн руб., обеспечили гос-контракты (для сравнения у "ОСГ рекордз менеджмент" на них приходится всего 8% оборота). Такой перекос в структуре выручки, говорит ищущий для своей компании инвестора Калмыков, его беспокоит. С другой стороны, 76-процентный рост "Тэлос архива" в 2008 году и 82-процентный в 2009-м он объясняет именно удачным заключением нескольких госконтрактов.
Государственные организации держат документы постоянного и длительного (75 лет) срока хранения в бесплатных госархивах. А вот бумаги сроком хранения пять-десять лет можно передавать на аутсорсинг. Самые крупные госзаказы приходятся на сканирование документов. При просмотре тендеров по оцифровке документов только за первые две недели октября корреспондент СФ выявил заказы на общую сумму более чем 10 млн руб. Порой стоимость даже одного заказа может доходить до 250-300 млн руб. "Зачастую победители подобных тендеров известны уже заранее",— говорит участник рынка. Один из крупнейших игроков на рынке сканирования — компания "Элар" (принадлежит предпринимателю Сергею Баландюку), ее оборот оценивают примерно в 2 млрд руб.
На вечное хранение
Развитие дополнительных услуг — сканирования, архивной обработки, уничтожения документов, создания электронного архива и хранения электронных носителей информации — главный тренд последних лет на архивном рынке. "Раньше в нашей структуре доходов 90% приходилось на хранение, и лишь 10% — на все остальное",— говорит Алексей Рыков. В 2010-м интерес клиентов к хранению и сопутствующим услугам уже делился поровну, а в этом году соотношение составит 40:60 в пользу допуслуг, прогнозирует топ-менеджер.
Участники рынка уверены: должно пройти много лет, прежде чем электронный документооборот вытеснит бумагу. "Мы видим по телевизору: тот или иной губернатор в стремлении к инновациям подписывает какой-то приказ на компьютере,— говорит Алексей Рыков.— Но по закону документ должен постоянно храниться на бумаге". Потом, уверяет Рыков, приказ распечатывается, так что делается двойная работа, про архивную часть которой умалчивается.
Кроме того, сроки "жизни" электронных документов в законодательстве пока не указаны, а значит, они должны храниться "вечно". И вот когда объем информации превысит миллионы терабайт, у компаний снова возникнет острая потребность в том, чтобы передать ее хранение на сторону.
Юлия Гордиенко
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии