КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
Розничный онлайн-импорт в России в 2023 году: аналитика
07.06.2024
В 2023 году объем продаж розничного онлайн-импорта в России составил 313 миллиардов рублей. Доля от объема продаж внутрироссийской онлайн-торговли резко снизилась: с 10,03% в 2021 году до 3,96% в 2023 году. Число заказов достигло 174 миллионов штук, что составляет 3,38% от общего числа посылок в российской электронной коммерции. Это тоже существенное снижение.
Ключевые категории в импорте:
- Одежда и обувь – 42%
- Смартфоны, планшеты, компьютеры и прочее – 33%
- Сумки, ремни, аксессуары – 29%
- Электроника (видео, фото, аудиотехника) – 28%
Потребители, совершающие покупки в зарубежных интернет-магазинах, в первую очередь ценят доступность товаров, которые не представлены на российском рынке, а также более низкие цены.
Опрос Data Insight показал, что основной проблемой для тех, кто сократил свои кроссбордерные покупки, являются сложности с доставкой, включая более длительные сроки ожидания и более высокую стоимость доставки. Такой ответ дали 31% респондентов.
Драйверы и тормоза рынка
Среди основных стимулирующих факторов импорта можно выделить:
- Дефицит товаров: уход некоторых брендов из России подталкивает покупателей к поиску альтернатив, увеличивая спрос на услуги мейлфорвардеров и посредников.
- Развитие логистики: логистические компании активно создают собственные платформы для онлайн-импорта, предлагая клиентам удобные сервисы.
- Рост издержек на доставку: российские интернет-магазины, столкнувшись с ростом цен на логистику, все чаще обращаются к услугам мейлфорвардеров для оптимизации затрат.
Конкуренцию со стороны российских маркетплейсов. За последние несколько лет российские онлайн-площадки значительно улучшили свои услуги, ассортимент и скорость доставки, что привело к оттоку покупателей от зарубежных платформ, особенно китайских.
Санкции. Ограничения на проведение платежей и логистику из-за санкций негативно влияют на рынок. Снизилось количество банков, работающих с Россией, выросли сроки и частота отклонения платежей.
Уход западных ритейлеров. Прекращение работы в России таких гигантов, как Amazon, ASOS, eBay, привело к сокращению объема рынка и переориентации покупателей на китайские товары.
Государственное регулирование. Изменения в таможенных правилах и пошлинах могут сделать более дорогие товары менее доступными, что негативно скажется на некоторых сегментах рынка.
«Сегодня российские потребители особенно требовательны к срокам доставки и к цене, соответствующей этим срокам. Раньше многие товары покупались на онлайн-площадках Китая, доставка с которых выполнялась до 2-3 недель. Теперь же, при разнице в цене около 20–30%, можно приобрести товар внутри страны и получить его уже на следующий день или хотя бы в течение недели. Этот факт привёл к изменению покупательского поведения: товары, которые потребители ранее предпочитали заказывать из-за рубежа, теперь в большей степени заказывают на российских площадках, а ввоз товаров на территорию России происходит через разные каналы», – рассказывает руководитель департамента международных продаж Почты России Денис Глизнуца.
Основные игроки рынка
Рынок розничного онлайн-импорта в России представлен широким спектром игроков. К ним относятся:
- Интернет-ритейлеры и маркетплейсы с кроссбордерной полкой: AliExpress, Ozon Global, Joom.
- Мейлфорвардеры с витриной: Cdek.Shopping, Brandly, Shopotam, Usmall.
- Мейлфорвардеры без витрины: BXB, Qwintry (Бандеролька), Litemf.com.
- Брокеры и серые посредники: группы в соцсетях, чаты, перепродавцы на Авито.
- Сервисы по созданию кроссбордерной полки и таможенные брокеры: GBS, Юнитрейд, Танаис Экспресс.
- Логистические компании и транспортные операторы: Почта России, GBS, СДЭК, Цайняо (Cainiao), Boxberry, 5Post, Деловые Линии, ПЭК, КИТ.
Перспективы
Прогноз на 2024 отличается многовариантностью, считают в Data Insight. Важнейшее влияние на рынок в «базовом» сценарии развития окажет свершившееся снижение порога беспошлинной торговли с 1000 до 200 евро. Эта мера затормозит темпы развития российских онлайн-ритейлеров, запустивших или запускающих «кроссбордерную» полку, и многих мейлфорвардеров – у них высокий средний чек.
Есть ещё более пессимистические сценарии, при реализации которых изменится сама таможенная категория отправлений и «товары электронной торговли» могут быть обложены пошлиной от 5 до 15% без порога – данная мера приведёт к ещё более сильному падению числа заказов трансграничных онлайн-ритейлеров.
Узнать больше о сфере e-commerce вы сможете на Шестнадцатом форуме финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2024, который пройдет 21-22 ноября 2024 года в Москве.
Источник: E-PEPPER
Наши конференции:
- Девятнадцатая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Деловой завтрак «Битва за эффективность: диалог на высшем уровне»
- Тринадцатая конференция «Корпоративное налоговое планирование. Актуальные налоговые споры-2018»
- Деловой завтрак «Оптимизация планирования денежных средств и платежного процесса в корпоративном казначействе»
- Вторая конференция «Налоговое планирование в ритейле»
Комментарии