КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
24 января 2025 года
Москва -
7 февраля 2025 года
Москва -
13 февраля 2025 года
Москва -
14 февраля 2025 года
Москва -
19 февраля 2025 года
Москва -
27 февраля 2025 года
Онлайн
Новый порядок получения электронной подписи в 2022 году
19.07.2022
С 2022 года все организации и ИП обязаны получать ЭЦП по-новому. «Клерк» рассказал, как это сделать.
Какие произошли поправки в законе 63-ФЗ
Все, кто когда-либо пользовался ЭЦП, и кому она потребуется, должны выполнять требования 63-ФЗ. В частности за получением подписи в ФНС и к ее доверенным центрам обращаются директора и ИП, а их работники – в удостоверяющие центры с новой аккредитацией.
Какие ЭЦП действуют в 2022 году
Обязанности удостоверяющего центра передали в ФНС, в связи с этим получение ЭЦП для ИП и юрлиц стало бесплатным. Однако, в стоимость безвозмездной услуги не входит цена цифрового носителя (флэшки-токена) с сертификатами и программами безопасности. Это оборудование по-прежнему продают официальные дилеры или специализированные магазины.
Не торопитесь выбрасывать токен с просроченной ЭЦП. Если носитель соответствует требованиям, то на него можно записать даже не один, а несколько сертификатов подписей.
Где и как получить электронную подпись в 2022 году
Опишем порядок действий для получения для каждого пользователя, так как способы, места, набор документов будут различными, благодаря поправкам в закон.
1. Индивидуальный предприниматель
Обращается за квалифицированной подписью в удостоверяющий центр, организованный при ФНС, или к доверенным лицам УЦ ФНС, среди них:
- ПАО «Сбербанк России»;
- АО «Аналитический центр»;
- Банк ВТБ.
Перед обращением нужно подать заявку. Это можно сделать при личном посещении ФНС или электронно в Личном кабинете налогоплательщика ИП. Из документов с собой захватите паспорт, СНИЛС, подготовьте исправный токен и сертификат соответствия на него. После этого нужно прийти в ИФНС или доверенный центр для подтверждения личности и записи ЭЦП на носитель.
Обратите внимание, что не все налоговые инспекции будут ждать вас с нетерпением. Хотя в законе не указаны правила выбора ФНС, но на практике для посещения лучше выбирать отделение по месту регистрации.
ЭЦП без программного обеспечения на вашем компьютере будет бесполезна, понадобится купить и установить КриптоПро CSP или другого провайдера. Если ранее уже было установлено рабочее ПО с продленной лицензией, то дополнительно устанавливать ничего не надо, криптопровайдеров изменения не коснулись.
На каждом компьютере или ноутбуке должна быть отдельная лицензия для крипто-программ, чтобы с помощью ЭЦП подписывать декларации с любого рабочего места.
В отличие от ФНС её доверенные УЦ оказывают полный спектр услуг. За отдельную плату там можно приобрести цифровой носитель и КриптоПро CSP.
2. Директор организации
Предоставляет аналогичные документы и действует по той же схеме, что и предприниматель. Посещать ФНС или УЦ придется лично, тут вас не сможет заменить бухгалтер даже с доверенностью.
3. Наемный работник
Получить ЭЦП бесплатно в ФНС не получится, поэтому нужно выбирать один из переаккредитованных коммерческих УЦ.
Электронная подпись стала многофункциональной. Она больше не привязана к одному месту работы, так как содержит только персональные данные – ФИО сотрудника.
Полученные ранее подписи с наименованием работодателя будут работать до конца 2022 года. Поэтому перед получением уточните этот момент, иначе ЭЦП, содержащая название фирмы, с 1 января 2023 года перестанет работать.
Для записи ЭЦП понадобится защищенный носитель, паспорт и СНИЛС, а также личное присутствие в удостоверяющем центре для идентификации.
Чтобы привязать сотрудника к организации, он вместе с ЭЦП должен оформить машиночитаемую доверенность (МЧД). Это электронный вид доверенности, позволяющий выполнять действия от лица компании. Ее должен подписать электронной подписью глава компании.
В 2022 году МЧД оформляется в добровольном порядке. Но чтобы с 1 января 2023 года бухгалтер мог сдать отчетность за фирму, вместе с подписью о должен будет приложить машиночитаемую доверенность.
В приказе Минцифры № 857 от 18.08.2021 г установлен состав и форма МЧД:
- наименование документа;
- сведения о доверителе, если в качестве доверителя выступает ИП, то указываются не только ИНН, ОГРНИП, но и ФИО, СНИЛС;
- информация о представителе компании, который получает ЭП: ФИО, дата рождения, данные паспорта, СНИЛС, ИНН,
- дата;
- перечень полномочий доверенного лица;
- идентификатор полномочий;
- сведения о возможности передоверия МЧД.
4. Физические лица
Сохранили право получать подпись в любом (по выбору) аккредитованном удостоверяющем центре. Для этого нужно отправить электронную заявку и явиться для получения ЭЦП лично. С собой необходимо иметь паспорт РФ.
Если ранее уже получали подпись, то новую можно выпустить дистанционно с помощью действующей ЭЦП.
5. Самозанятый
В своих правах он приравнен к обычным физлицам, если не имеет статуса ИП, поэтому по той же схеме обращается в аккредитованный удостоверяющий центр.
Электронная подпись в ЭДО
ЭЦП необходима не только для сдачи отчетности, но и для участия в электронном документообороте, который постепенно в разных отраслях становится обязательным: для маркированных товаров, а скоро станет и для грузоперевозок.
Кроме этого, можно подписывать и моментально отправлять документы с контрагентами без личного присутствия. ЭЦП не только визирует документ, но и гарантирует, что после подписания в итоговую версию не вносились изменения.
В России активно развивается электронный документооборот. Узнать, как быстро и эффективно его внедрить или оптимизировать имеющийся вы сможете 24 августа на Восьмой конференции «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике» и 20-21 октября на Семнадцатом форуме «Внутренний и внешний электронный документооборот». Возможно участие онлайн. Никакой теории. Только кейсы крупнейших компаний! Действуют скидки за раннюю регистрацию. Успейте принять участие по наиболее выгодной цене!
Источник: Клерк
Комментарии