• Сегодня 31 октября 2024
  • USD ЦБ 97.05 руб
  • EUR ЦБ 105.22 руб
Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2024»

Интернет-торговля в 2019 году: данные «Яндекс.Маркета» и GfK

16.12.2019

Доля россиян, заказывающих товары онлайн, уже превысила 42%, следует из исследования «Яндекс.Маркета» и агентства GfK Rus. По данным аналитиков, за год доля россиян в возрасте от 16 до 55 лет, делающих покупки в интернете, выросла на десятую часть, а с 2015 года стала в два раза больше.


Больше всего онлайн-покупателей в столице. 60% москвичей покупали онлайн за последние 6 месяцев. В крупных городах в интернет-магазины заходят 55% жителей, в небольших – 40% и меньше.

Почему в онлайне?

Онлайн-покупки стали «бытовым делом», считают исследователи. Они все чаще совершаются «на ходу». При этом даже недорогие товары ежедневного потребления все чаще заказывают онлайн.

Интернет-магазины выбирают за простоту заказа, и цены. Около 60% опрошенных называют преимуществом возможность сравнить условия и купить товар дешевле, чем в обычном магазине. Почти половина респондентов говорят о том, что им нравится, что можно изучить отзывы других людей, делать покупки в любом месте и в любое время и не тратить силы на поездки по магазинам.


С другой стороны, причин, почему люди отказываются от онлайн-шопинга, тоже много. В первую очередь это страх потерять деньги или отдать их за некачественный товар, одежду не того размера, вещь неподходящего цвета и так далее. Кроме того, по мнению респондентов, товары из онлайн-магазинов сложно вернуть и долго ждать.


В России или в зарубежном магазине?

За последний год растет процент людей, которые используют магазины разных стран. В то же время продолжает снижаться доля совершающих покупки только в российских или только зарубежных интернет-магазинах.


Несмотря на то, что в последнее время принято говорить о снижении у россиян интереса к трансграничным покупкам, по данным «Маркета», это не совсем так. Число людей, которые покупали в китайских магазинах, за последнее время выросло на 3%.


Главной причиной роста трансграничных продаж, как обычно, являются низкие цены. Впрочем, широта ассортимента зарубежных магазинов все больше интересуют россиян.


Что покупают и почем?

Чаще всего в российских онлайн-магазинах покупают одежду и товары по уходу за телом. Не пользуются спросом детские спортивные товары и товары для ухода за маленькими детьми. Впрочем, это, видимо, дело времени. Среди категорий, онлайн-спрос на которые растет быстрее всего, – товары повседневного потребления: продукция для ухода за маленькими детьми; еда и напитки; хозтовары, бытовая химия и посуда. В 2019 году эти товары заказывали на 30% больше опрошенных. Медленнее всего увеличивается спрос на декоративную косметику и парфюмерию (+4%), а также на мобильные устройства (+9%).



Средний чек в российских онлайн-магазинах за последний год несколько снизился (с 1 900 до 1 739 рублей). В китайских и других зарубежных магазинах чек растет, с 500 до 600 рублей в китайских, с 2500 до 2800 в магазинах других стран.

Структура продаж в отечественных и трансграничных магазинах отличается: в России 50% объема дают мобильные телефоны, КБТ, компьютерная техника, электроника и одежда; в китайских 50% объема от категорий МБТ, компьютерная техника, детские товары и одежда.


23% онлайн-покупателей покупали новые товары в соцсетях за последний год. Этот показатель не менялся с прошлого года. Чаще всего при социальной торговле пользуются сетью Вконтакте. В отличие от исследователей Data Insight, «Маркет» не учитывал в своем обзоре c2c-площадки Avito и «Юла».


Как выбирают магазин?

При покупке в незнакомом интернет-магазине большинство старается проверить его надежность (87%). Основные критерии, которые волнуют российского покупателя: возможность постоплаты, положительные отзывы, опыт друзей.


Интересно, что для большинства покупателей не имеет значения, делать ли заказ в федеральном или локальном магазине. Покупатели, для которых этот вопрос важен, отдают предпочтение локальному магазину. При этом локальные магазины выбирают за скорость получения и возможность увидеть товар перед сделкой, а федеральный – за широкий ассортимент и надежность.


Доставка и оплата

Самый распространенный способ доставки из интернет-магазина – самовывоз. Таким вариантом пользовались больше 90% опрошенных. Посылки в постаматах получает пока сравнительно небольшая часть онлайн-покупателей, однако их доля растет – в этом году она превысила 20%. И если по результатам прошлогоднего исследования этот способ доставки называли предпочтительным 6,5% респондентов, то в этом – уже 11%. Другие популярные варианты доставки, наоборот, стали называть самыми удобными немного реже.




Покупатели-москвичи готовы ждать 3 дня, пока придет их заказ. Жители крупных городов согласны потерпеть 5 дней, а мелких – неделю. При этом заказы из китайских магазинов спокойно ждут и по месяцу.

Популярность предоплаты банковской картой растет: если два года назад этим способом хотя бы раз за год воспользовалась половина покупателей, то в этом году уже почти две трети. При этом доля респондентов, которые назвали этот способ наиболее удобным, выросла совсем немного, с 25% до 27%. Больше всего людей называют предпочтительным способом оплаты расчет по карте при получении товара, и их доля растет: в прошлом году так ответили 36% покупателей, в этом – 43%. Воспользовались этим способом 48% опрошенных.



В поисках скидок

Россияне любят покупать товары со скидкой или по акции. 71% респондентов купил свой последний товар с дисконтом. Половина опрошенных пользуются сервисами купонов и скидок, 40% – cashback-сервисами, а 36% – промокодами. 61% участников опроса участвует в программах лояльности интернет-магазинов. Больше всего россияне любят, когда магазин дает бесплатную доставку или прямую скидку на товар.



Мужчины и женщины

Поведение мужчин и женщин в онлайн-магазинах заметно отличаются. Если первые предпочитают покупать там технику, то вторые – одежду и косметику. Профиль покупок отчасти объясняет и разницу в задачах, с которыми сталкивают мужчины и женщины. Мужчинам чаще приходится выбирать магазин, женщинам – экономить и получить все вовремя.



Путь к покупке у мужчин и женщин разный. Пока мужчины сравнивают товары и стоимость на них в разных магазинах, женщины – читают отзывы и смотрят товары со скидкой и по акции.


Процесс онлайн-шопинга становится «мобильным». Каждый третий опрошенный сделал последнюю онлайн-покупку со смартфона или планшета. По сравнению с прошлым годом доля таких заказов выросла в полтора раза.


Источник: E-PEPPER.RU


Комментарии

Защита от автоматических сообщений