КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
12-13 ноября 2024 года
Москва -
14-15 ноября 2024 года
Москва -
19 ноября 2024 года
Онлайн -
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва
Европейский барометр CFO 2011: Новая политика финансовых отделов
17.11.2011
В этой главе рассматриваются проекты и деятельность, которым опрошенные CFO намерены уделять внимание в течение текущего года. CFO намерены уделять больше внимания вопросам, связанным с эффективным управлением цепочкой поставок, внедрением новых информационных технологий и системой планирования ресурсов предприятия (ERP). Респонденты также ожидают некоторые преобразования: более одной трети финансовых отделов намерены следовать новой политике. Около четырех компаний из десяти планируют нанять новых сотрудников. Такое увеличение размера финансовых отделов характерно в основном для стран с устойчивым ростом ВВП.
Совершенствование процесса обеспечения поставок является в настоящее время основным вопросом для многих компаний. Компании, расположенные на насыщенных рынках с небольшими возможностями для роста продаж или увеличения цен, прилагают усилия, в частности, для увеличения эффективности процесса обеспечения поставок. Результаты исследования «Европейский Барометр CFO 2011» подтверждают эту тенденцию. Более половины (54%) опрошенных CFO сообщили, что в этом году они намерены реализовать проекты, связанные с совершенствованием процесса поставок (см. рис. 14).
Компании планируют внедрение новых информационных технологий и систем ERP
Целью системы ERP является эффективное управление всеми деловыми процессами в компании. Такое управление требует прочной IT-поддержки для моделирования всех процессов и обеспечения надлежащего взаимодействия между различными отделами компании. Половина из опрошенных CFO сообщили, что на 2011 г. их компании планируют проекты, предусматривающие внедрение новых IT и ERP систем. Согласно результатам исследования, эти проекты имеют принципиальное значение во всех секторах экономики. По мере увеличения размера компании также растет сложность ее деловых операций. По этой причине внедрение системы ERP приобретает приоритетное значение особенно для крупных компаний. Такая зависимость также проявляется в результатах исследования: доля компаний, планирующих внедрение проектов IT и ERP, увеличивается вместе с увеличением размера компании. А именно, 61% опрошенных CFO из компаний, численность которых составляет 5 000 и более человек, планируют внедрение проектов IT и ERP, в то время как лишь 48% CFO из компаний численностью менее 100 человек имеют такие планы (см. рис. 15).
Компании, находящиеся в небольших странах, стремятся к реализации планов по интернализации
Интернализация и поиски новых источников инвестиций – два дополнительных вида активности, на которые в этом году многие компании обратят особое внимание. 44% опрошенных CFO сообщили, что в 2011 г. их компания планирует реализацию проектов по интернализации, и 42% намерены реализовать проекты по развитию новых источников инвестиций (см. рис. 14). Интернализация особенно важна для больших компаний: такие проекты намерены реализовать 56% компаний численностью 5 000 сотрудников и более (см. рис. 15). К таким компаниям часто относятся энергетические компании, разработчики технологий и промышленные производители. Неожиданный результат заключается в том, что CFO из небольших стран, то есть стран с ограниченным рынком сбыта, намерены реализовать проекты, связанные с развитием международной деятельности. О таких намерениях заявили более 60% респондентов в Швейцарии и Австрии.
Большие компании инвестируют в слияния и поглощения, а также в создание объединенных расчетно-бухгалтерских центров
Для придания импульса процессу интернализации компания может осуществить слияние или поглощение какой-либо компании на целевом рынке. Согласно информации, предоставленной опрошенными CFO, слияния и поглощения являются основными мероприятиями для многих компаний в этом году (см. рис. 14). Такого рода активность осуществляется преимущественно крупными компаниями численностью свыше 5 000 сотрудников и компаниями, которые стремятся к интернализации, включая компании в энергетических и технологических секторах. 38% опрошенных CFO указывают, что в этом году они реализуют проекты, связанные с изменением структуры или укрупнением отделов своих внутренних операций (back offices). Около одной пятой (21%) CFO планируют открыть объединенные расчетнобухгалтерские центры – важный вид активности, особенно для CFO крупных компаний (см. рис. 14 и 15). Создание объединенных расчетно-бухгалтерских центров помогает компаниям совершенствовать и стандартизировать процессы за счет объединения различных внутренних услуг в рамках централизованной организации. Целью таких центров является снижение расходов и повышение уровня удовлетворения требований клиентов (внутренних и внешних).
Новая политика для финансовых отделов
Многие изменения, происходящие в 2011 г., также окажут влияние на финансовые отделы компаний. Более трети опрошенных CFO (37%) указали, что в этом году в их финансовых отделах будет внедрена новая политика (см. рис. 16).
В больших финансовых отделах происходит больше изменений
Степень, в которой CFO приходится оспаривать изменения, касающиеся их финансовых отделов, в первую очередь зависит от размера отдела: 48% всех финансовых отделов численностью не менее 100 человек разработают в этом году новую политику, в то время как такое положение справедливо только для 37% отделов, численность которых составляет менее 10 человек. Объем централизации и степени привлечения сторонних поставщиков услуг также увеличивается вместе с увеличением числа сотрудников финансового отдела. Намерение осуществить планы по централизации в этом году имеется примерно у 63% финансовых отделов численностью 100 и более человек. Однако среди финансовых отделов численностью менее 10 сотрудников такие планы намерен реализовать 21% отделов (см. рис. 17).
27% опрошенных CFO сообщают, что их отделы планируют нанять новых постоянных сотрудников
Во многих финансовых отделах разработка проектов и организационные изменения также связаны с дополнительным наймом персонала. 27% опрошенных CFO сообщили, что их компании в этом году планируют нанять в финансовый отдел новых сотрудников на постоянную работу (см. рис.18).
Успешные компании нанимают сотрудников чаще
Размер финансовых отделов и успешность бизнеса компании оказывают заметное влияние на решения, касающиеся найма новых сотрудников. К примеру, 21% опрошенных CFO из финансовых отделов численностью менее 10 человек указали, что их компании создадут в этом году новые постоянные должности в финансовых отделах, тем не менее этот показатель достигает 49% для CFO из финансовых отделов численностью свыше 100 человек. С учетом того, что текучесть кадров в больших финансовых отделах выше, этот результат не удивляет. Наем нового сотрудника в отдел численностью 10 человек является, безусловно, более существенным событием для организации, чем наем нового сотрудника в отдел, в котором работают более 100 человек. Исследование также показывает вероятную связь между наймом новых сотрудников и успешностью бизнеса компании: 36% CFO, что выше общего среднего показателя, которые в целом описывают свои компании как успешные, указали, что их финансовые отделы намерены произвести наем новых постоянных сотрудников. Но лишь 16% CFO финансовых отделов в компаниях, которые опрошенные CFO описывают как «работающие неудовлетворительно», сообщили, что они ожидают найма новых постоянных сотрудников.
Наем сотрудников производится преимущественно в странах с экономическим ростом
Связь между наймом новых сотрудников и успешностью бизнеса компании также проявляется при сравнении стран между собой: CFO из Турции, Швейцарии и Люксембурга часто указывают, что их компании в 2011 г. планируют нанять новых сотрудников в финансовые отделы (см. рис. 19).
Согласно прогнозам МВФ, ВВП в этих странах может вырасти на 4,6% (Турция), 2,4% (Швейцария) и 3% (Люксембург) в период с 2010 г. по 2011 г. (более подробная информация приведена в табл. 2 на стр. 18). МВФ также прогнозирует минимальный рост ВВП в размере 2,5% для России, Польши, Германии и Швеции. Анализ информации, которую предоставили опрошенные CFO в отношении запланированного найма новых сотрудников, также показывает, что большинство компаний в России и Германии планирует наем новых сотрудников в свои финансовые отделы на постоянную работу. Ситуация в Швеции выглядит несколько иначе: 26% компаний планируют нанять новых сотрудников на постоянную работу, 15% – на временную работу и 11% – для участия во временных проектах. Численность сотрудников финансовых отделов в компаниях Испании, Португалии и Италии, то есть в странах с трудной экономической ситуацией, наоборот, останется в 2011 г. неизменной. Согласно оценкам, сделанным опрошенными CFO из этих стран, около семи компаний из десяти не планируют производить наем новых сотрудников.
CFO должны обладать управленческими навыками и способностью к стратегическому мышлению
Исследование показывает, что CFO часто принимают на себя другие разнообразные обязанности в своих компаниях, которые выходят за пределы основных обязанностей, связанных с финансами (см. стр. 12 и последующие). Требования, предъявляемые к CFO, таким образом, очень высоки: CFO должны обладать широким набором навыков. Специальные проекты, которые оказывают влияние на всю компанию в целом, такие, как внедрение систем IT и ERP и определение способа привлечения внешней рабочей силы для финансового отдела, предъявляют к CFO совершенно различные требования. В значительной степени независимо от сектора, в котором их компании осуществляют свою деятельность, почти две трети (65%) опрошенных CFO указали, что управленческие навыки и стратегическое мышление в настоящее время являются наиболее важными умениями, которыми должен обладать CFO (см. рис. 20).
Успешные компании придают профессионализму и этическому поведению приоритетное значение
Примерно четыре CFO из десяти рассматривают профессионализм и этическое поведение основными качествами, присущими для своей должности. Особенно часто такое мнение выражали CFO из «успешных» компаний. Если положение таких компаний ухудшится, то, возможно, эти качества станут менее важными: только 26% CFO, которые оценили свои компании как «работающиe неудовлетворительно», рассматривают профессионализм и этическое поведение как особенно важные качества. 38% опрошенных CFO считают, что опыт в области корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля также относится к важным качествам. Респонденты, работающие в компаниях сектора финансовых услуг, энергетическом секторе и секторе здравоохранения, особенно часто признают наличие такого опыта среди важных навыков CFO. При этом успех компании, в которой работают такие CFO, не оказывает значительного влияния на эту оценку. Одна треть респондентов указали, что управление наличными денежными средствами / финансами является самым важным умением CFO. Такие навыки играют важную роль в энергетическом секторе и секторе развлечений и отдыха, исходя из ответов практически каждых пяти CFO из опрошенных десяти. Навыки или характеристики CFO, которые в целом упоминались респондентами намного реже, включают опыт в финансовом анализе (23%), опыт в инвестициях и финансовых опционах (14%), знакомство с МСФО или МСО (6%) и знание системы налогообложения и аудита (5%).
Michael Page
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии