• Сегодня 31 октября 2024
  • USD ЦБ 97.05 руб
  • EUR ЦБ 105.22 руб
Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2024»

Изменит ли ИИ роль HR в компании?

31.01.2019

Согласно данным службы исследований HeadHunter, растет число компаний, в которых работу HR отчасти выполняет искусственный интеллект. Мы провели опрос среди HR-специалистов фармацевтических компаний, которые работают на территории России. Нашей целью было узнать, используют ли они ИИ, а также какие прогнозы могут дать по его применению в данной области.

В исследовании HeadHunter участвовали представители российских компаний: 41% – из Москвы, 14% – из Санкт-Петербурга и 45% – из других регионов РФ. В основном это представители средних компаний (20%) численностью от 100 до 250 человек: HR-менеджеры (30%), HR-директора (19%) и менеджеры по подбору персонала (13%). Также в опросе приняли участие генеральные директора (9%) и руководители отделов (2%).

33% респондентов HeadHunter считают, что искусственный интеллект кардинально изменит роль HR в компаниях. Специалисты также предположили, какие функции рекрутера возьмет на себя ИИ в ближайшие 3-5 лет. Скорее всего, роботы будут полностью заниматься поиском кандидатов (63%), привлечением соискателей (47%) и обучением сотрудников (47%). Эти функции искусственный интеллект частично выполняет уже сейчас. Маловероятно (21%), что мотивировать сотрудников будут без участия HR’ов.

Оптимизм компаний по поводу потенциала ИИ растет. В 2017 году 22% опрошенных HeadHunter считали, что роботы никогда не снимут большинство сегодняшних обязанностей с рекрутеров. В 2018 году так ответили только 11% респондентов.

Опираясь на это исследование, мы поинтересовались у HR-специалистов фармацевтических компаний, как ИИ способен помочь рекрутерам. Также мы узнали, какие преимущества и недостатки есть у этого инструмента.  

Для чего компаниям нужен ИИ

В фарминдустрии как в одной из самых динамичных отраслей, которая работает с масштабными объемами данных, высок интерес к новым технологиям. В ИИ инвестируют такие крупные компании, как GlaxoSmithKline, Bayer, Sanofi и Merck. Умных роботов можно использовать для оптимизации производства и сокращения сроков разработки лекарств, а также анализа больших данных о препаратах и пациентах.

«В фармацевтических компаниях ставки на искусственный интеллект высоки, но скорее не в вопросах управления человеческим капиталом, а в исследованиях и разработках, – подтвердил Иван Семенов, вице-президент по управлению персоналом и организационному развитию “Р-Фарм”. – HR в фармацевтике может использовать инструменты ИИ для получения ряда преимуществ, но это справедливо и для других сфер бизнеса».

«Под искусственным интеллектом в данном вопросе я понимаю наборы алгоритмов и средств машинного обучения. Они помогают выявлять связи, искать закономерности, обрабатывать и объединять большие массивы данных, распознавать речь, идентифицировать контент и так далее, – объяснил Иван Семенов. – Обширной темой применения ИИ озадачены крупнейшие коммерческие компании и видные ученые, которые создают сложные и умные системы. А для кого-то и чат-бот на бесплатной платформе, который по сценарию отвечает на вопросы, – искусственный интеллект».

Работа HR предоставляет широкое поле возможностей для ИИ. Он может анализировать речь и мимику соискателей, распознавать их эмоции, проверять компетенции и предсказывать степень эффективности их работы в компании. Сегодня ИИ чаще задействуют для решения таких рутинных задач, как поиск и первичный отбор кандидатов. Боты анализируют базу резюме, выбирают тех, чьи компетенции соответствуют вакансии, и кто с большей вероятностью не уволится через несколько месяцев, а также отсеивают неподходящих. Однако специалисты отмечают, что в будущем умные программы все чаще будут применять для анализа эмоций и честности кандидатов, оценки по цифровому следу, адаптации, обучения и развития сотрудников, а также проведения exit-интервью. И это далеко не полный список заданий, от которых роботы смогут освободить рекрутеров.

В феврале 2017 года стало известно, что HeadHunter запустил поиск вакансий и сотрудников на базе искусственного интеллекта. Разработчики создали гибкую систему рекомендации вакансий, которая основана на технологии машинного обучения, а также чат-ботов для поиска кандидатов. Наталья Зорькина, начальник отдела по работе с персоналом «ПРОМИС», отметила, что в их компании используют сервисы HeadHunter: «Применение ИИ сейчас повсеместно. Мы используем внешние сервисные продукты компании HeadHunter. Они нужны нам для автоматизированных выборок по кандидатам, обзоров рынка труда и статистических срезов».

Пока не так много компаний внедряют ИИ в HR-отделах. Среди респондентов HeadHunter только 11% уже используют его, 49% – еще нет, но планируют, 40% – не применяют и не собираются.

Ряд компаний интересуется как идеей привлечения, так и дальнейшего обучения сотрудников с помощью ИИ. Он может предложить большее, чем стандартная проверка компетенций работника. Когнитивные технологии оперативно обрабатывают большие данные, на основе которых можно создать подходящие курсы и персонализированные тренинги для каждого сотрудника. 

«Сейчас мы не применяем ИИ, но планируем внедрить его в процесс первичного отбора кандидатов и  обучения персонала», – отметила Татьяна Коломеец, директор по персоналу «Кьези Фармасьютикалс».

«В нашей компании не используют ИИ в HR, но собираются применять для проведения тестирования», – рассказал представитель одной из крупных фармкомпаний, работающих на территории России.

Таким образом, фармацевтические компании интересуются потенциалом искусственного интеллекта не только для исследований и разработки препаратов. Применение роботов для поиска, оценки и развития персонала также может дать много преимуществ, ведь качественно подобранный штат сотрудников – один из главных залогов успеха бизнеса.

Плюсы ИИ в HR

«Сегодня умные программы успешно ранжируют резюме и отклики кандидатов, информируют участников рынка труда о компании и широко используют облачные технологии. ИИ управляет брендом через мобильные приложения и социальные сети, а также справляется с автоматизацией коммуникации для организационных запросов», – отмечают специалисты HeadHunter.

81% респондентов HeadHunter уверены: положительное качество ИИ – освобождение рекрутеров от «рутинных» операций. В частности, более 70% довольны тем, что технологии помогают оптимизировать и автоматизировать поиск кандидатов, 72% – что ИИ позволяет быстро анализировать большие данные.

Среди преимуществ внедрения умных роботов в сфере HR обычно выделяют экономию времени и денег компании. Чем крупнее организация, тем больше ресурсов отнимает у нее рекрутинг. HR’ам приходится анализировать сотни откликов на вакансии, отбирать подходящих кандидатов, проводить собеседования, предлагать работу и нанимать сотрудников. ИИ обрабатывает информацию гораздо быстрей человека и снижает трудозатраты специалистов.

Кроме того, значительную роль в традиционной работе HR играет человеческий фактор. Если правильно обучить ИИ, можно будет избежать ошибок, связанных с субъективными взглядами и предубеждениями.

«Преимущество использования ИИ в том, что у него нет предвзятого отношения к кандидату. Следовательно, он не принимает основанных на эмоциях  решений, – подчеркнул Иван Семенов. – В обучении и развитии высокоэффективных сотрудников отбирают на основе объективных показателей и аналитики. Система может анализировать, какие действия делают работника эффективным, и строить план обучения на основе этих данных. ИИ снижает риски мошенничества, выявляет области стресса и зоны риска, анализирует поведение и опыт, которые приводят к несчастным случаям. Среди плюсов ИИ также общая прозрачность системы и понятная логика решений, которые она предлагает или принимает».

Итак, основные выгоды использования ИИ в HR – это экономия денег и времени за счет высокой скорости обработки информации, а также непредвзятое отношение робота к кандидатам. Но всегда ли отсутствие человеческого фактора при выборе сотрудников – однозначное преимущество?

Минусы ИИ в HR

В использовании роботов вместо HR-специалистов есть свои риски. Например, 67% опрошенных HeadHunter опасаются последствий того, что ИИ будет принимать решения без учета человеческого фактора и эмоционального интеллекта.  

«ИИ не обладает EQ (emotional quotient), что может негативно сказываться на качестве отбора кандидатов», – отметила Татьяна Коломеец.

Ряд специалистов считает, что каким бы «умным» ни был искусственный интеллект, он не сравнится с опытным рекрутером. Робот зачастую не способен так же хорошо разгадать истинные намерения кандидата, оценить его мотивацию и то, как человек впишется в коллектив, соответствуют ли его взгляды корпоративным ценностям компании и так далее. Особенно это касается поиска кандидатов на ключевые позиции, к которому подходят с наибольшей ответственностью. Такую сложную работу пока нельзя поручить ИИ.

«Фарма – это социально ответственный вид бизнеса. Мы применяем многоступенчатое интервью по компетенциям, потому что у каждого человека слишком много нюансов», – подчеркнул представитель одной из крупных фармацевтических компаний.

49% респондентов HeadHunter утверждают, что часто сложно понять, на основе чего механизм делает выводы, и найти ошибку.

Помимо этого, искусственный интеллект может лишить работы начинающих рекрутеров, которые занимаются «рутинными» процессами: ищут кандидатов, просматривают их резюме и звонят им. При этом рост интереса к профессии может увеличиться, поскольку теперь HR’ы будут заниматься более интересными задачами. Таким образом,  конкуренция среди специалистов возрастет.

Один из основных вызовов внедрения искусственного интеллекта – в том, что компания должна тщательно подготовиться к такому шагу. О том, как важно правильно отобрать данные для обучения роботов, рассказал Иван Семенов.

«Сейчас у нас нет планов по внедрению ИИ в HR-процессы. Для правильного функционирования большинства решений необходима готовая прозрачная экосистема бизнес-процессов, а также данные для обучения и тренировки интеллектуальных систем. Например, не получится запустить систему по оптимизации рабочего времени и прогнозирования результатов, если нет автоматического учета по каждому сотруднику. Сюда относится время входа и выхода из системы, периоды неактивности, время работы с ПО, количество действий сотрудника и так далее. Сейчас мы сосредоточены на автоматизации процессов, сборе данных и аналитике с помощью простых программных средств. В дальнейшем это может быть базой для внедрения систем на основе ИИ».

«Недостатки ИИ состоят в том, что эти решения, как правило, очень общие, – продолжил Иван. – Они зачастую не могут быстро устранить конкретные проблемы организации либо требуют много времени, денег и данных для точной настройки и правильной работы алгоритмов. Система может неправильно научиться и закрепить ошибку. Недавний случай с рекрутинговым ИИ Amazon, который практически не рассматривал резюме женщин, – хороший пример. Сегодня тема искусственного интеллекта и машинного обучения невероятно популярна. Любой провайдер заявляет, что у них самые инновационные и лучшие в своей области алгоритмы. На деле же зачастую они продают и внедряют посредственные инструменты».

Наталья Ханина, начальник управления по работе с персоналом НПО «Микроген», также согласна, что эффективность некоторых программ на основе искусственного интеллекта находится под сомнением: «В настоящее время мы не используем ботов в своей работе. На это есть три основных причины. Во-первых, высокая стоимость внедрения этих технологий. Во-вторых, узкая возможность их применения на сегодняшний день. И, наконец, недостаточная доказательная база их эффективности».

«Если говорить об использовании внешних сервисов, среди недостатков ИИ могу выделить работу по заранее сформированным алгоритмам и отсутствие возможностей гибкой настройки», – отметила Наталья Зорькина.  

Однако технологии не стоят на месте. Логично предположить, что в будущем продукты на базе ИИ усовершенствуются, а также станут более распространенными и общедоступными.

Будущее ИИ в HR

Мы поинтересовались, какие прогнозы могут дать наши респонденты по применению ИИ в HR у фармкомпаний в ближайшее время.

«Технологии ИИ, обработки данных и предиктивной аналитики будут активно использовать как для подбора персонала, так и для автоматизации внутренних процессов. Например, для адаптации кандидата, оценки “климата” коллектива, создания цифрового двойника сотрудника, оценки лояльности и так далее, – перечислила Наталья Зорькина. – С этой целью следует активно развивать сервисы обработки данных внутри компании, реализовать проекты по цифровизации процессов. Отдельно стоит упомянуть о создании так называемых “цифровых работников” и полной замене труда человека в определенных операциях машинными алгоритмами».  

Ключевые моменты для будущего успеха ИИ в сфере HR отметил Иван Семенов: «Важную роль сыграют доступность технологий, понимание провайдерами бизнес-задач заказчика в связанных с персоналом процессах, очевидная и ощутимая эффективность решений».

Ряд специалистов скептически настроен по поводу того, что в скором времени технологии на базе искусственного интеллекта станут популярны в работе HR.

«Я считаю, что в ближайшие 5 лет в HR-сфере будут использовать диджитал-подходы, но не ИИ», – подчеркнула Татьяна Коломеец.

«Наиболее вероятной областью применения ботов в HR станут стандартные операции и процедуры по заданному алгоритму – кадровое администрирование, первичный отбор кандидатов по анализу резюме, коммуникационные каналы внутри компаний и в работе с соискателями, – отметила Наталья Ханина. – Но даже по простейшим операциям горизонт массового внедрения очень далек. Все остальное – пока только из области научной фантастики».

Таким образом, многие идеи по применению ИИ в HR-сфере пока находятся в стадии становления. Сегодня организации присматриваются к возможностям роботов и используют их в основном для рутинной работы. Например, для ранжировки и отбора резюме. Фармкомпании – не исключение. К тому же, в фармацевтике ИИ планируют задействовать в первую очередь для разработки лекарств и оптимизации производства.

В замещении HR-специалиста искусственным интеллектом есть свои противоречия. С одной стороны, беспристрастная оценка соискателя умной программой – несомненный плюс. Но робот не всегда способен настолько комплексно проанализировать личные и деловые качества, намерения и мотивацию кандидата, как это сделает опытный HR. Иначе говоря, программа может заметить то, что упустит рекрутер, и наоборот. Эта проблема осложняется и тем, что для обучения робота надо тщательно отобрать данные и не позволить ему закрепить ошибки. Поэтому рекрутеры не уверены, что в ближайшем будущем применение ИИ в HR станет массовым. 

Однако, согласно результатам исследования, HR-специалисты фармацевтических компаний пробуют новые подходы к организации поиска и обучения сотрудников и заинтересованы в возможностях искусственного интеллекта.

Узнать больше о новых технологиях, которые позволяют усовершенствовать работу HR, вы сможете на Деловом завтраке «Практика управления персоналом в фармацевтических компаниях: автоматизация процессов поиска, подбора, обучения и развития», который пройдет 8 февраля 2019 года в Москве.

Алиса Попова


Комментарии

Защита от автоматических сообщений