• Сегодня 31 октября 2024
  • USD ЦБ 97.05 руб
  • EUR ЦБ 105.22 руб
Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2024»

Розничный экспорт товаров через интернет: аналитика Data Insight и eBay

28.11.2018

Data Insight совместно с eBay представили второе исследование «Розничный экспорт товаров через интернет». Компаниям удалось просчитать статистику сразу по 2017 и 2018 годам.

Основные цифры рынка

За два года произошел почти двукратный рост объема рынка онлайн розничного экспорта. К концу 2018 года его объем, по прогнозам аналитиков, достигнет 746 миллионов долларов. Для сравнения: в 2016 году он составил 430 миллионов долларов. Впрочем, показатели еще довольно малы, по сравнению со всем российским eCommerce составляет всего около 5%.

«Такой прирост складывается из двух вещей: рост числа отправлений и среднего чека. Это отличает онлайн-экпорт от внутрироссийских продаж, где средний чек за это время чуть сократился», — рассказывает аналитик Data Insight Елизавета Хоботина.

Средний чек компаний, которые продают на экспорт, составляет сейчас порядка 67 долларов.

рис.1.png

Количество отправленных товаров в 2017 году составило 8,5 миллионов, а на конец 2018 года ожидается более 11,2 миллиона отправлений. Такой существенный рост числа отправлений (+31% за год) связан с изменением курсов валюты.

рис.2.png

Этот показатель включает в себя как заказы покупателями из-за рубежа в российских интернет-магазинах, социальных сетях и других каналов, так и продажи через представительства и сайты магазина в доменах других стран. Кроме того, тут учтены заказы, выполняемые средними и мелкими экспортерами, которые они получают через маркетплейсы для экспортных и мировых продаж.

За 2 года изменилась сама структура розничного онлайн-экспорта. Гораздо большее влияние стали на рынок оказывать маркетплейсы. Вклад средних и мелких экспортеров, которые ведут онлайн продажи через маркетплейсы и осуществляют доставку при помощи почтовых операторов, вырос с 15% отправок в 2016 году до 36% по прогнозу на конец 2018. Впрочем, большинство товаров заказываются непосредственно у магазинов.

«Это удивительная история. Маркетплейсы существуют давно, а социальные сети — не очень. Казалось бы, магазины заводят себе представительства в социальных сетях, наращивают там продажи, вкладывают в этот канал деньги. В реальности все не совсем так. Я считаю, что главная причина таких результатов в том, что малый бизнес начал раскачивать продажи через маркетплейсы», — говорит партнёр Data Insight Вирин.

рис.3.png

Куда продают

За последние 2 года доля стран СНГ в структуре российского товарного онлайн экспорта выросла с 32% до 40%. Товарооборот со странами дальнего зарубежья вырос на 54% за это же время, а со странами СНГ — более чем удвоился (114%).

рис.4.png

Основным драйвером опережающего роста стали крупные интернет-магазины: Wildberries, LaModa, KupiVip, которые вкладывают ресурсы в освоение соседних рынков.

рис.5.png(Рис.5)

«Два года назад Беларусь тоже была на первом месте. За это время доля этого рынка выросла с 14% до почти 19%. Доля украинского рынка тоже подросла на 30%-35%. Мы ждем, что в ближайшее время объем, приходящийся на СНГ, будет продолжать расти. Драйвером может стать Узбекистан, еще один очень важный и развивающийся рынок в регионе», — говорит Елизавета Хоботина.

Здесь надо учитывать, что «дочек» Wildberries в Беларуси и LaModa в Казахстане исследователи учитывают как российские компании.

Вирин пояснил, что DI не учитывали в своих подсчетах компании, которые занимаются доставкой товаров с Aliexpress в Белоруссию. Напомним, что 14 апреля 2016 года вступил в силу указ №40, которым белорусский президент Александр Лукашенко изменил величины лимитов на посылки из-за рубежа без пошлины. Как утверждают эксперты, это привело к тому, что теперь большое число заказов с китайских интернет-магазинов (примерная оценка — миллионы посылок) поступает через другие каналы, в частности, через компании, базирующиеся в Смоленске.

Data Insight опросила экспортеров, какие направления на рынке они считают перспективными и почему.

В частности, Беларусь и Казахстан имеют следующие плюсы:

• растущая интернет-аудитория;

• большая русскоязычная аудитория;

• национальные интернет-платформы не покрывают покупательский спрос;

• высокий спрос на российские товары;

• отсутствие таможенной очистки;

• сниженные таможенные платежи.

Плюсы рынка США:

• большой рынок;

• наличие платежеспособного спроса;

• продвинутое отношение к онлайн торговле;

• много эмигрантов из России;

• низкая стоимость российских товаров в долларах;

• низкая стоимость доставки;

• беспошлинный ввоз заказов до 800 долларов.

рис.6.png

Лидирующим рынком eBay, конечно же, является рынок США. «Для экспортера из России США — первый рынок, на который уходят товары. Интересно, что если продавец начинает торговать на eBay, то уже за первый год у него делают покупки из 30 различных стран. Но есть те, кто торгуют в 120 стран мира», — заявил Глава российского eBay Илья Кретов.

рис.7.png

Что продают

Категория «Одежда и обувь» все еще лидирует на экспортном рынке. Эта категория забрала 36% выручки от общего объема экспортируемых товаров. Второе место разделили «Электроника» (14%) и «Товары для дома и интерьера» (14%). Замыкает тройку категория «Коллекционные товары» с 10% общей выручки.

«Казалось бы, одежда — понятно, а электронику нет особого смысла продавать в соседние страны. Однако был момент, когда рубль упал, а белорусские рубли и казахские тенге — нет. Тогда был большой спрос», — объясняет Вирин.

Он же поясняет, что товары категории «продукты питания», «книги, игры, диски» и «коллекционные вещи» обычно продают на экспорт в дальние страны.

Илья Кретов добавил, что есть и российская электроника, которая продается на eBay: «Я, например, только что вернулся из Удмуртии. Там есть предприниматель, который продает девайсы, проецирующие навигацию на лобовое стекло автомобиля или решетку навигатора. Их активно покупают за рубежом», — рассказал он.

рис.8.png

Самыми быстрорастущими категориями оказались «Электроника и бытовая техника» и «Косметика», показав прирост выручки на 5% и 3% соответственно. При этом в DI прогнозируют, что рост этих категорий продолжится.

«Мы видим, что за последнее время сильно увеличилось предложение коллекционных продаж. Косметика — это Lamoda и Wildberries, которые увеличили предложение на этом рынке», — объясняет Вирин.

рис.9.png

Примерно такой же разброс ассортимента и на eBay.

рис.10.png

«Fashion впереди планеты всей, в России масса хороших вещей, которые покупают по миру. Интересный кейс — запчасти. В прошлом году eBay сделал громадную работу, чтобы продавцам было удобно выставлять запчасти, приятно, что эти усилия сразу же дали такой всплеск», — говорит Кретов.

Откуда продают

Самые активные продавцы живут в ЦФО. 83% товаров на экспорт идут из этого региона.

рис.11.png

Логистика

86% отправлений средних и мелких компаний-экспортеров выполняются «Почтой России». 14 % пользуются другими операторами. Более 30% экспортеров экспресс-доставкой, а 20% доставляют товары зарубежному партнеру/ представителю по каналам для оптовых поставок.

рис.12.png

«Нас радует, что ещё 2-3 года назад об экспорте не говорил никто, теперь мы запустили интеграцию с "Почтой России" и видим, что это для неё важно, мы видим, что она старается двигаться в нужном направлении», — говорит Кретов.

Барьеры рынка

Средние и мелкие компании основными барьеры на пути развития российского онлайн экспорта видят неконкурентоспособность российских товаров (14%). «Селлеры мыслят глобально и говорят, что товаров, которые могут конкурировать по качеству и цене немного», — рассказывает Хоботина. Также среди барьеров входа на рынок называют высокую стоимость доставки за рубеж (12%) и высокие комиссии торговых площадок и платежных систем (9%).

«Главные структурные ограничения, регулирующие экспорт, пока не решены. Это возврат НДС, обратный импорт, ограничения по некоторым товарным категориям и другие давно известные вопросы. В случае устранения этих барьеров российский розничный экспорт имеет очень хороший потенциал роста, на порядок, а возможно и больше. В ином случае ожидается органический рост аналогично тому, как это происходит сейчас в 2018-м году», — считает сооснователь «Ярмарки Мастеров» Livemaster.ru Денис Кочергин.

Интересно, что 8% опрошенных бизнесменов в открытом опросе назвали самой важной проблемой рынка — налоги.

рис.13.png

Сейчас для российских игроков экспорт — это скорее сопутствующее направление бизнеса, рассказывает Мария Заикина из Ozon. Один из ключевых барьеров для развития экспорта у «домашних» eСommerce игроков, по ее мнению — отсутствие возможности предъявлять НДС к вычету.

«За 10 месяцев 2018 года экспортное направление в OZON выросло на 50% в деньгах по отношению к прошлому году. Драйверы — лояльность к бренду у русскоговорящих сообществ за рубежом плюс увеличение частоты покупок за счет расширения ассортимента: раньше покупали только книги, теперь покупают и другие товары, например, детские и электронику. Учитывая общий рост продаж OZON и дальнейшее расширение ассортимента — по некоторым категориям он растет в 8-10 раз — органический рост на уровне не ниже текущего у OZON точно будет», — говорит она.

Узнать больше об изменениях в сфере розничной торговли вы сможете на Конференция «Обеспечение безопасности и борьба с потерями в ритейле», которая пройдет 6 декабря 2018 года в Москве.

Источник: E-PEPPER.RU


Комментарии

Защита от автоматических сообщений