КОНФЕРЕНЦИИ
-
2 апреля 2025 года
Москва -
8 апреля 2025 года
Москва -
10-11 апреля 2025 года
Москва -
18 апреля 2025 года
Москва -
22-23 апреля 2025 года
Москва -
24 апреля 2025 года
Москва
Динамика и тренды «цифровых профессий»
20.09.2018
Термин информационные технологии (ИТ) возник в конце 70-х годов, когда компьютеры начали использовать не только для выполнения сложных вычислений, но и для индексирования и сортировки данных. С приходом необходимости разработки коммерческого программного обеспечения появились новые области ИТ, которые сформировали на рынке различные рабочие места. В восьмидесятых годах началась эра вредоносного ПО: крупные вирусные эпидемии положили начало созданию антивирусного программного обеспечения. Началось формирование практики реагирования на чрезвычайные ситуации и законодательной базы в сфере ИТ. Девяностые принесли с собой рассвет современной индустрии информационной безопасности (ИБ). В этот период мировые компании подверглись первым фишинговым атакам, появились боты, реализующие DDoS-aтаки, рекламные сети начали отслеживать поведение пользователей сети.
Создание всемирной паутины превратило интернет в доступное средство обмена информации. К началу 21-го века Всемирная паутина стала приниматься бизнесом как метод информационного взаимодействия и продаж. Внедрение облачных вычислений позволило осуществлять доступ к коммерческому программному обеспечению и службам обработки и передачи данных через интернет. Благодаря интернету, бизнес-практики адаптируются: многие ИТ-функции теперь могут передаваться на аутсорсинг специалистам-провайдерам, а сотрудники могут работать из дома. Таким образом, расширение офисов в мире представляет новые и интересные возможности карьерного роста в ИТ.
В то же время злонамеренная интернет-активность теперь превратилась в крупную преступную деятельность, нацеленную на денежную прибыль.
В последние годы наблюдается увеличение числа компаний, использующих ИТ-технологии для решения задач бизнеса. На сегодняшний момент в принципе сложно представить привычные процессы внутри организации без использования специализированных программ. Развитие и распространение киберугроз привели к разработке различных продуктов безопасности и изменению требований к специалистам в области ИТ. Окончательно стало ясно, что ИТ-специалист в своем первоначальном проявлении, с базовыми образованием и навыками — не тот, кто теперь нужен бизнесу. В частности, возникла необходимость в квалифицированных и опытных специалистах в области информационной безопасности, продуктовых менеджерах, аналитиках и аудиторах ИБ, специалистах по машинному обучению, искусственному интеллекту, интернету вещей, облачным вычислениям. Востребованными также стали эксперты по тестированию на проникновения и анализу защищенности систем; специалисты по расследованию мошенничества; аналитики вредоносного ПО и многие другие ранее невообразимые профессии. Причем спрос на этих специалистов растет не только в ИТ-отрасли, но и в сфере финансов, здравоохранения и обслуживания, производственных и государственных компаниях, а также других секторах экономики.
Наиболее важными навыками, необходимыми для работы в областях ИТ и ИБ, помимо технических (hard skills) являются так называемые soft skills. Это навыки работы в команде и взаимодействия с людьми. Следует также добавить необходимость критического мышления и его гибкости. Сферы ИТ и ИБ стремительно меняются, поэтому важно быть открытым к восприятию изменений. Для определенных позиций, например, связанных с анализом и прогнозированием рисков или аудитом ИБ, важны аналитические способности и внимательность к деталям. Не менее значимыми являются навыки управления людьми и принятия решений, переговоров и решения проблем.
Согласно последнему исследованию CEO Survey, охватывающему мнения более тысячи руководителей бизнеса во всем мире, на протяжении последних лет одной из главных проблем, с которыми сталкиваются компании, является недостаток квалифицированных кадров на рынке труда в целом, и в сфере технологий, в частности. Нехватка квалифицированных кадров ощущается, когда предъявляются серьезные требования, среди которых — наличие большого опыта и обширных технических навыков и знаний.
Одной из причин отсутствия необходимого уровня образования ИТ-специалистов является тот факт, что на данный момент ИТ-индустрия стремительно развивается, по сравнению со скоростью разработки и внедрения актуальных образовательных программ. В этой связи в сфере ИТ-образования мы наблюдаем ситуацию, при которой вузы не успевают подстраиваться под потребности рынка. По этой причине кандидатам, а также работодателям, следует уделять внимание дополнительному образованию, обращаясь к известным профессиональным сообществам и сертификационным органам.
Другой причиной недостатка кадров является то, что работодатели зачастую используют собственные или модифицированные ИТ-платформы/софт для решения внутриорганизационных задач. Работа с такими инструментами требует наличия узкоспециализированных знаний, что существенно сокращает пыл потенциальных кандидатов и увеличивает разрыв между соответствием спроса и предложения на рынке ИТ-специалистов. Для компенсации данного фактора работодателям стоит перенять опыт некоторых крупных компаний, которые прибегают к созданию собственных школ и академий, где студент или специалист может получить необходимые знания с перспективой дальнейшего трудоустройства.
Нельзя не отметить тот факт, что компании могут упустить потенциальных сотрудников ввиду неэффективного подхода к рекрутингу ИТ-специалистов. Сотрудники подбора зачастую могут не обладать достаточной степенью понимая специфики ИТ, что мешает им объективно оценить уровень компетенции соискателя.
Это влияет, как на качество первичного подбора, так и на долю кандидатов, не обладающих навыками соответствующими открытой вакансии, которые попадают на собеседования к руководителю. Таким образом, компании не только упускают ценных кандидатов, но и удлиняют процесс рекрутинга. Согласно данным Обзора PwC Saratoga 2018, процесс подбора в российских компаниях занимает в среднем минимум 25 дней, в то время как соискатели на должность ИТ-специалистов готовы ожидать ответа не более 2-х недель. Для повышения качества процесса подбора ИТ-персонала компаниям следует привлекать не просто опытных рекрутеров, но и специалистов с наличием знаний в сфере ИТ, или рассмотреть возможность обучения таких сотрудников рекрутмента внутри компании для улучшения понимания специфики деятельности ИТ.
Ввиду сложного проектного формата работы, принятого в ИТ-направлении, компании на данный момент также испытывают сложности в построении эффективных карьерных лестниц, что затрудняет составление индивидуальных планов развития и может негативно сказываться на удержании сотрудников. HR-директорам необходимо пересмотреть программы управления персоналом и, в частности карьерное планирование с учетом новых реалий и ИТ-потребностей собственного бизнеса.
Также важно учитывать, что большинство сегодняшних соискателей, особенно в сфере ИТ, — представители поколения Y, важную роль для которых играет самореализация через создание нового, инновационного продукта. С этой точки зрения, работа в стартапах видится для них более привлекательной, так как помимо возможностей реализации новых идей, такой формат работы подразумевает свободный график, что важно для представителей поколения Y, многие из которых не склонны быть привязанными к определенному месту работы. Альтернативой данному формату является фриланс и удаленная работа, которые позволяют трудиться в комфортных условиях, но, в отличие от стартап-проектов, не сопряжены с высокими рисками. Так, ИТ-специалист может сотрудничать с зарубежными компаниями и получать вознаграждение в иностранной валюте, не выходя из дома, что более привлекательно для соискателей с экономической точки зрения.
Российские организации стараются следовать общемировым трендам, обеспечивая конкурентоспособный уровень заработной платы и льгот. Согласно внутренним и внешним исследованиям PwC, большая часть общего годового вознаграждения приходится на гарантированные выплаты (размер годового целевого бонуса в среднем составляет от 10 до 30%).
В таблице представлены усредненные значения заработных плат, которые могут варьироваться в зависимости от рода деятельности нанимателя и занимаемой должности, характеризующимися требованиями к уровню образования, квалификации и компетенций. Однако стоит сказать о том, что рынок заработных плат в ИТ-индустрии динамичен и на данный момент формируется в большей степени на основании зарплатных ожиданий соискателей. Соответственно, при определении размера вознаграждения ключевых ИТ-специалистов большинство компаний ориентируется не столько на обзоры рынка заработных плат, сколько на требования кандидатов. По нашим данным, для специалистов в области информационной безопасности средний ожидаемый уровень годовой заработной платы составляет 2,7 миллиона рублей, что сопоставимо с предложениями компаний. Такая характеристика типична для рынка оплаты труда, находящегося на стадии формирования. Тем не менее, компаниям важно контролировать уровень вознаграждения ИТ-специалистов со своей стороны, чтобы не допускать «перегревания» рынка: ситуации, где искусственно повышается «стоимость» кандидатов за счет необоснованного увеличения предложения по оплате труда, связанного с конкурентной борьбой за ресурсы между компаниями, требованиями узкоспециализированных кандидатов и т.д.
На сегодняшний день ИТ-рынок продолжает своё стремительное развитие, выпуская новые продукты и привлекая все большее количество специалистов. Вместе с тем наблюдается и рост оплаты труда. Так, согласно Обзору заработных плат PwC PayWell 2018, средний рост базового вознаграждения на будущий год составит 6,4%.
Но стоит отметить, что финансовая компенсация всего лишь одна из составляющих ценностного предложения компаний. Наряду с распространенными социальными льготами, такими как ДМС, предоставление дополнительных дней отпуска, оплата расходов на мобильную связь, необходимо помнить об ожиданиях поколения Y, о которых говорилось выше, и развивать систему нематериальной мотивации сотрудников, создавая для них максимально комфортную рабочую атмосферу. Некоторые крупные российские компании уже создают комфортные офисные эко-пространства с лаундж-зонами и комнатами с играми и библиотеками, оборудуют волейбольные и футбольные площадки, а также отдельные велопарковки, где можно взять в бесплатную аренду велосипед. Безусловно, работодателям следует думать над расширением перечня льгот для усиления конкурентного преимущества в борьбе за кандидатов.
Узнать больше об управлении персоналом разных отраслей вы сможете на Двадцатой конференции «Общие центры обслуживания: фокус на управление персоналом», которая пройдет 15-16 ноября 2018 года в Москве.
Источник: PWC.RU
Комментарии