КОНФЕРЕНЦИИ
-
19 марта 2025 года
Москва -
26 марта 2025 года
Москва -
27-28 марта 2025 года
Москва -
2 декабря 2024 года по 27 марта 2025 года
Москва -
2 апреля 2025 года
Москва -
8 апреля 2025 года
Москва
Цифровые технологии в ритейле
06.09.2018
Ритейл – одна из самых быстро развивающихся сфер российского рынка. Своим ростом отечественные торговые сети обязаны в том числе использованию передовых инструментов. Редакция CFO Russia опросила ритейлеров о том, какие цифровые технологии есть у них, для чего они нужны и с какими проблемами сталкиваются топ-менеджеры при их внедрении.
Все опрошенные согласились с влиянием цифровых технологий на бизнес, а также сказали, что внедряют их и планируют инвестировать в их развитие.
Крупнейшая розничная сеть «Магнит» выделяет несколько глобальных трендов в ритейле, которые в настоящее время определяют работу компании и особенности коммуникации с покупателями. У посетителей торговых точек меняются потребности: они хотят получать максимум услуг за минимум времени. Растут требования к качеству продукции и сервису при снижении покупательской способности. Также одну из главных ролей играет развитие среды: цифровизация, рост новых бизнес-моделей и рост компаний-платформ.
С учетом этих трендов процессы цифровизации в компании можно условно разделить на 6 направлений:
-
анализ потребительского поведения;
-
сокращение времени покупки;
-
вовлечение посетителей и персонализация;
-
повышение производительности труда;
-
повышение операционной эффективности;
-
цифровизация регулирования.
Так, например, в магазинах розничной сети внедрили: бесконтактную систему платежей, кассы самообслуживания, мобильное приложение с информацией о скидках и акциях. Также в июне этого года ритейлер запустил еще одно приложение – «Пульс-М». Оно дает возможность клиентам влиять на работу магазинов, сообщили в «Магните».
Ритейлер также вовлекает посетителей в процесс покупки и делает ее комфортной и интересной с помощью проведения эксклюзивных масштабных акций лояльности через единую платформу «Магнит. Просто лучше». Розничная сеть использует также технологии геймификации и дополненной реальности.
«Магнит» применяет современные технологии во всех направлениях деятельности: начиная от внедрения государственных информационных систем для контроля продукции (цифровизация регулирования), ЕГАИС, «Меркурия», запуска онлайн-касс и заканчивая собственными разработками.
Для изучения поведения покупателей и предоставления им в полном объеме необходимых качественных товаров эксперты «Магнита» протестировали методы машинного обучения для анализа спроса на продукцию. Тест проводили на нескольких товарных категориях: кетчуп, рис, конфеты, чай, сухие завтраки и другие, где традиционные алгоритмы работали недостаточно эффективно. Сейчас этот метод масштабируют. Также рассматривают возможность использования нейросетей в других направлениях. Например, методы машинного обучения и математического аппарата анализа уже применяют в собственной геоинформационной системе компании для эффективности будущего магазина.
Одна из последних «новинок», которая экономит время сотрудников и позволяет не отвлекаться от выполнения прямых обязанностей, – масштабный переход на онлайн-инкассацию с использованием современных устройств.
А вот кассы самообслуживания помогают сократить трафик. В магазинах в среднем до 40% чеков проходит через такое оборудование, а в некоторых объектах показатель доходит до 70%. Кроме того, у клиентов популярны бесконтактные платежи. Ежемесячно в среднем около 30% оплат осуществляется таким способом.
В прошлом году в магазинах начали устанавливать «умные» экраны (touch-панели). Они экономят время посетителей на поиск нужных товаров по акции, помогают ориентироваться в ассортименте программы лояльности, узнавать о текущих условиях и подробностях действующего проекта.
Сейчас компания проводит эксперимент по технологии Scan&Go для клиентов. Она позволяет сканировать через мобильное приложение товары по штрих-коду и оплачивать их на кассе. Такой сервис может быть очень удобен для покупателей: они получат новые впечатления и сэкономят время.
В 2017 году ритейлер внедрил технологию BIM-моделирования для строительства собственных торговых объектов. Первый магазин, спроектированный в 3D-модели, открыли в Ульяновске в прошлом году. В 2018 году «Магнит» приступил к внедрению технологии 3D-моделирования оборудования для магазинов. Технология пока новая для отечественного ритейла и массово не используется, однако «Магнит» успешно завершил тестирование.
Также «Магнит» тестирует биометрическую технологию. Видеоаналитика служит для анализа очередей, выявления наличия необходимых товаров на полке, покупательских тележек и предотвращения краж. По итогам пилота руководство примет решение о дальнейшем использовании, рассказали в компании.
Для оптимизации логистических процессов «Магнит» тестирует автоматическую систему мониторинга «Антисон». Она позволяет удаленно следить за самочувствием сотрудников во время доставки грузов. Устройства установлены в машинах компании, которые доставляют товары на расстояние свыше 500 км. Оборудование состоит из центрального процессора, системы видеонаблюдения, звуковой сигнализации и вибромотора, который находится под креслом водителя.
Повышению производительности способствует внедрение мобильных рабочих мест. Водители-экспедиторы используют планшеты, чтобы оперативно доставлять свежую продукцию. Такие же устройства есть у сотрудников магазинов крупных форматов.
Валерия Андреева, руководитель департамента по связям с общественностью «М.Видео-Эльдорадо», рассказала о цифровых технологиях в своей компании: «“М.Видео” последние десять лет развивается как омниканальный ритейлер и предоставляет равный ассортимент, цены, сервисы как в обычных магазинах, так и онлайн. Примерно 20% от нашей выручки приходится на онлайн. В наших магазинах можно выбрать и заказать любой товар из онлайн-каталога. Мы его доставим. А в онлайн-магазине можно оформить кредит за считанные минуты, все документы на подпись привезет курьер. Следующий наш шаг – переход от омниканальности к One Retail, полное объединение всех клиентских сервисов онлайн и оффлайн и аккумуляция всех знаний про клиентов для индивидуальных предложений.
Например, сейчас “М.Видео” развивает технологии ИИ для сокращения расходов и повышения операционной эффективности в первую очередь в области клиентского сервиса, а также во внутренних бизнес-процессах, таких как HR и логистика.
Кроме того, “М.Видео” применяет множество технологий: от блокчейна в работе с поставщиками до Data Science в прогнозировании логистических цепочек, онлайн-коммерции и биометрии в работе с персоналом. В перспективе – дополненная реальность, возможность следить за стоком товаров при помощи дронов, идентифицировать клиентов на входе. Кроме того, мы хотим сделать максимально персонифицированное предложение, исходя из истории заказов, интересов и покупательских предпочтений каждого клиента.
Мы регулярно мониторим рынок и новые технологии, оцениваем перспективы для нашего бизнеса, стоимость внедрения. Затем, если результат в рамках пилота соответствует нашим ожиданиям, внедряем решение. Мы сотрудничаем с большинством стартап-акселераторов и фондов, участвуем в мероприятиях наших системных интеграторов. Кроме того, проводим собственные хакатоны и битвы стартапов».
Кирилл Рябков, руководитель группы развития цифровых продуктов «Эльдорадо», добавил, что в первую очередь с помощью цифровых технологий нужно совершенствовать автоматизацию типовых процессов и клиентский опыт.
Кирилл назвал такие проблемы при внедрении цифровых технологий, как ориентация на новые трендовые решения, а не на людей, а также низкая вовлеченность персонала. При этом риск невнедрения – потеря лидерства на рынке.
По словам Кирилла Рябкова, «Эльдорадо» планирует инвестировать в машинное обучение, интернет вещей и большие данные.
Крупнейшие ритейлеры уже активно внедряют цифровые технологии во все сферы своей деятельности: как в магазинах, так и в офисах и автопарках. Также у компаний много планов по дальнейшему развитию своих ИТ-возможностей.
Узнать больше о применении цифровых технологий в ритейле вы сможете на Восьмом форуме финансовых директоров ритейла, FMCG и ресторанного бизнеса Retail CFO 2018, который пройдет 8-9 ноября 2018 года в Москве.
Юлия Сильченко
Комментарии