КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
24 января 2025 года
Москва -
7 февраля 2025 года
Москва -
13 февраля 2025 года
Москва -
14 февраля 2025 года
Москва -
19 февраля 2025 года
Москва -
27 февраля 2025 года
Онлайн
В России растет количество ОЦО
28.08.2018
Кризис способствует внедрению передовых моделей бизнеса и современных технологий, поэтому лучшие западные практики переносятся в Россию. В частности, во всем мире растет популярность сервисной модели бизнеса. Практика передачи учетных и производственных функций в отдельный сервисный центр компании – действенный способ снижения издержек и сокращения трудозатрат на выполнение рутинных операций. Поэтому холдинги повышают управляемость бизнеса, сосредотачивая контроль исполнения в рамках общих центров обслуживания (ОЦО).
Мировая и российская практика
В России в ОЦО чаще всего передают бухгалтерию, кадры и ИТ-процессы. Но подходы к организации ОЦО на Западе и у нас отличаются. В нашей стране – это локальные ОЦО, которые работают внутри страны и призваны сокращать затраты отдельно взятых компаний. На Западе корпорации пристально оценивают потенциальную экономию накладных расходов и сравнивают страны, в которых экономически целесообразно создавать ОЦО. Поэтому там популярны глобальные модели сервисных услуг, когда международные компании выносят бизнес-функции в страны с более дешевой рабочей силой, низкими арендными ставками, развитой логистикой и другими преференциями.
Стоит отметить, что в мировой практике востребована разносторонность сервисных услуг, то есть дальнейшее развитие созданных ОЦО. Туда передаются дополнительные функции, расширяется спектр задач. Одним из главных трендов является передача в ОЦО экспертных функций, когда сервисный центр выполняет не только рутинные операции, но и содержит высококвалифицированных специалистов, оказывающих консалтинговые услуги. Также помогает оптимизировать затраты использование современных технологий, например, роботизация бизнес-процессов (программное обеспечение для автоматического выполнения действий на компьютере за человека) и блокчейн (технология распределенного и безопасного хранения данных). Автоматизация существенно повышает производительность работы и позволяет западным компаниям оставлять ОЦО в развитых странах, несмотря на наличие более дешевых регионов.
В России актуальна тенденция унификации информационных систем и выбор в пользу единой ИТ-платформы. И в меньшей степени используется роботизация, которую заменяет относительно недорогая по мировым меркам рабочая сила.
Лучшие практики идут в Россию
По мнению специалистов, сейчас в России сложилась наиболее благоприятная ситуация для технологического прорыва. И помогут в этом, желая получить наибольшие выгоды, как раз западные компании.
До недавнего времени самыми популярными странами для размещения ОЦО европейских компаний являлись Польша и Чехия. Восточная Европа подкупала дешевой рабочей силой и удобной логистикой.
Сегодня из-за девальвации рубля средняя заработная плата в России намного ниже, чем в той же Польше и Чехии. По данным Международной организации труда Россия по этому показателю занимает 66-е место ($ 527), Польша и Чешская Республика – 50-е ($ 766,58) и 41-е ($ 908,43) места соответственно.
Если детально углубиться в показатели регионов России, то в ряде субъектов зарплата намного ниже средней по стране. К примеру, в таких экономически развитых и промышленных регионах, как Республика Татарстан ($ 468,68) или Новосибирская область ($ 475,41), средняя зарплата относительно европейских стандартов крайне мала.
Оплата специалистов, которые могут быть задействованы в ОЦО, также различается в зависимости от региона. В среднем по стране бухгалтер по работе с первичной документацией получает 26 000 рублей ($ 411,25), системный администратор – 23 771 рублей ($ 375,99), а программист – 45 000 рублей ($ 711,44).
При этом согласно статистике «Организации экономического сотрудничества и развития» Россия занимает первое место в Европе по проценту людей с высшим образованием (59,8 %).
Процент населения с высшим образованием:
Получается, что в России есть дешевые и высококвалифицированные специалисты. Прибавив недорогую аренду помещений и развитую инфраструктуру, мы получаем едва ли не самую привлекательную в мире страну для создания аутсорсинговых центров крупных компаний с лучшим соотношением оплаты труда и качества рабочей силы.
Что касается существующей экономической и внешнеполитической ситуации, исследователи компании «Делойт» выявили, что для западных компаний это не будет весомым аргументом для отказа от идеи перевода в Россию собственных структур. Существует ряд успешных примеров функционирования ОЦО в куда более нестабильных регионах: на Ближнем Востоке и в Африке.
Интерес иностранных компаний к созданию региональных сервисных центров в нашей стране подтверждает глава представительства компании SER Group в России, СНГ и Восточной Европе Дмитрий Мервицкий: «Сейчас мы изучаем возможность создания технологической инфраструктуры ОЦО в России для нескольких международных компаний. Мы видим, что кадровый рынок Восточной Европы подорожал. Сегодня европейские компании заинтересованы в создании многофункциональных бэк-офисов с высокой маржинальностью для оптимизации собственного бизнеса и повышения качества услуг. Россия, в свою очередь, может предложить квалифицированные кадры и привлекательные условия размещения».
Компания SER Group – первый крупный вендор, который провел исследования и разработал комплексное предложение для привлечения западного бизнеса в Россию. По мнению экспертов SER, ОЦО начинают внедрять не только крупные холдинги, но и компании средних размеров. В этой связи процессы сокращения издержек и автоматизации выходят на первый план.
«По всему миру количество ОЦО увеличивается с каждым годом, и Россия – не исключение. Центрам обслуживания передают все больше компетенций, в связи с усложнением функционала растет потребность в более масштабной автоматизации. Бизнес ищет способы сокращения затрат, и местоположение – один из ключевых факторов, в том числе и для российских компаний, которые могут переносить сервисные функции в более благоприятные для этого регионы», – рассказывает Дмитрий Мервицкий.
Спикер замечает: «Для действующих ОЦО перебазирование является новым этапом развития, для новых важно избежать рисков неверных технологических и управленческих решений. Если говорить о нашем подходе, то в своих проектах в России и за рубежом мы используем три основных правила: консалтинг, передовая технологическая основа и применение лучших практик».
Размещение сервисных подразделений будет сопровождаться выходом на российский рынок компаний, которые такую возможность ранее не рассматривали. Представленный в России бизнес сможет перестроиться гораздо быстрее за счет отлаженной работы и имеющихся в нашей стране активов.
Какие преимущества получает Россия? Прежде всего, внедрение современных технологий, развитие российских высокотехнологичных продуктов, повышение конкуренции и качества ИТ-услуг.
Отчет компании «Делойт» показывает, что организация стандартного ОЦО, только лишь за счет централизации и унификации процессов, позволяет сократить трудозатраты на уровне 15%. Благодаря автоматизации и добавлению новых функций суммарный эффект может достичь 40-50%. Сегодня в России в основном создают ОЦО стандартного образца. Приход западных компаний неизбежно повлечет увеличение спроса на технологии автоматизации. Это в свою очередь создаст конкурентную среду, где российские разработчики и интеграторы, для того чтобы оставаться востребованными на рынке, будут вынуждены осваивать новые технологии, а в перспективе производить российские аналоги и повышать компетенции.
О каких новых технологиях идет речь
Прежде всего, речь идет о роботизации бизнес-процессов (RPA) и блокчейне. Унификация ИТ-платформ в России уже давно идет полным ходом, учетные функции переносятся в единые ERP, а автоматизация ввода и хранения информации отдается системам управления контентом (ECM). Но четкого представления о месте технологий RPA и блокчейн в структуре ОЦО пока нет. На Западе – это тренд, в России больше похоже на осторожное изучение и «набивание шишек», за некоторым исключением.
К примеру, «СИБУР Холдинг» и «ФосАгро» активно осваивают RPA в деятельности собственных ОЦО. SER Group использует блокчейн для хранения данных и обеспечения подлинности информации в бизнесе. Компания SER разработала интеграционное решение между блокчейн Ethereum и собственной ECM-платформой Doxis4, использующее смарт-контракты для каталогизации документов. Активно развивается блокчейн в госсекторе, где под эгидой программы «Цифровая экономика» поднимаются вопросы регламентации применения этой технологии.
Мониторинг сайта госзакупок показывает, что интерес в госучреждениях к технологии блокчейн растет. Примечательно, что здесь можно легко понять основные варианты использования таких решений. Прежде всего, блокчейн интересен для поддержки документоемких процессов, повышения качества оказания услуг и обеспечения безопасного долговременного хранения информации.
Как правило, мировые тренды появляются в России с задержкой в 2-3 года. Рост количества ОЦО наблюдается по всему миру. В нашей стране до недавнего времени бизнес воспринимал ОЦО как централизацию определенных процессов. На сегодняшний день российские компании успешно знакомятся с передовыми практиками и начинают использовать их. Наиболее привлекательно выглядит тенденция роботизации, но при «лоскутном» внедрении такая технология не сможет быть эффективной. Необходим анализ бизнес-процессов и понимание требуемого результата при внедрении.
Немаловажным фактором является выбор ИТ-платформы для управления процессами и информацией, которая может консолидировать функции учета и автоматизации. Одним из ключевых требований в современных реалиях становится снижение затрат, поэтому все больше компаний используют консалтинг и тщательно подходят к выбору местоположения ОЦО. В том числе и иностранные компании, которые в нынешней экономической ситуации рассматривают Россию в качестве альтернативной площадки для переноса своих корпоративных центров обслуживания. Это, в конечном счете, может принести пользу: дать импульс к развитию конкурентной среды, скорейшему принятию мирового опыта и внедрению современных технологий, в том числе российского производства.
Узнать больше о приоритетных задачах и новых возможностях ОЦО вы сможете на Девятнадцатой конференции «Общие центры обслуживания: организация и развитие», которая пройдет 26-28 сентября 2018 года в Екатеринбурге.
Источник: ICT-Online
Наши конференции:
- Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2025»
- Вторая конференция «Управление налоговыми рисками»
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
Комментарии