КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
24 января 2025 года
Москва -
7 февраля 2025 года
Москва -
13 февраля 2025 года
Москва -
14 февраля 2025 года
Москва -
19 февраля 2025 года
Москва -
27 февраля 2025 года
Онлайн
20 самых дорогих компаний Рунета — 2018. Рейтинг Forbes
13.03.2018
Крупнейшие игроки Рунета выбрали путь Google и Facebook — они активно скупают нишевые проекты и создают целые экосистемы, охватывающие все сферы жизни россиян — от доставки еды и вызова такси до киберспорта
В этом году из рейтинга Forbes выбыли онлайн-ретейлеры «Юлмарт» и Exist. Первый приостановил работу в некоторых регионах и сейчас переоформляет бизнес на другие юрлица, второй находится в стадии ликвидации. В обоих случаях этим событиям предшествовали корпоративные конфликты. Вместе с тем в рейтинг ворвались сервис онлайн-бронирования Biletix, интернет-магазин «ОнлайнТрейд.Ру» и образовательная платформа SkyEng.
Данные по выручке предоставлены самими компаниями. В иных случаях приводится оценка, полученная путем опроса участников рынка и аналитиков. Forbes брал компании, изначально делавшие ставку на бизнес в интернете (в структуре их выручки на онлайн приходится более половины), созданные в России либо оперирующие в основном на российском рынке. В рейтинге нет оценок объема российского бизнеса зарубежных игроков, а также компаний, преимущественно работающих в офлайне. Нет в нем и компаний из быстрорастущей сферы финтеха и игровой индустрии, бизнес-модель которых сильно отличает их от участников рейтинга. Капитализация публичных компаний приведена по данным биржи на 25 января 2018 года. Все прочие цифры по стоимости — экспертная оценка Forbes. Реальную стоимость той или иной компании определяет договоренность между продавцом и покупателем. Для каждой компании оценки стоимости рассчитаны по мультипликаторам аналогов, сделкам, оценкам венчурных капиталистов. Forbes благодарит за консультации экспертов «Сколково — Венчурные инвестиции», ФРИИ, АКИТ, Runa Capital, Almaz Capital и KPMG.
1. «Яндекс»:
поиск, реклама, сервисы, интернет-торговля, такси.
Генеральный директор: Аркадий Волож.
Год основания: 2000.
Сайт: yandex.ru.
Стоимость: $12 380 млн.
63,5 млрд рублей заработал «Яндекс» на интернет-рекламе за три квартала 2017 года.
В ноябре 2017 года ФАС одобрила объединение «Яндекс.Такси» и Uber на территории России и пяти соседних стран, сделка должна быть закрыта зимой 2018 года. «Яндекс» и Uber инвестируют в новую компанию $225 и $100 млн соответственно. Помимо этого, за год «Яндекс» запустил новый поисковый алгоритм «Королев» и представил на рынок первого голосового помощника на основе нейронных сетей для российской аудитории — «Алису». Основным источником дохода для «Яндекса» по-прежнему остается выручка от продажи интернет-рекламы.
2. Mail.ru Group:
почта, соцсети, игры, сервисы.
Генеральный директор: Борис Добродеев.
Год основания: 1998.
Сайт: mail.ru, vk.com, ok.ru.
Стоимость: $6860 млн.
41% занимает Mail.ru Group на рынке доставки еды.
Mail.ru Group продолжает расширять портфель активов. В январе 2018-го компания объявила о покупке киберспортивного холдинга ESforce. Стоимость компании при закрытии сделки составила $100 млн за вычетом задолженности. Кроме того, в 2017 году Mail.ru Group начала монетизацию сервиса «Юла» и запустила международный маркетплейс Pandao. В декабре 2017 года, спустя месяц после старта, ежедневная выручка «Юлы» составила 2 млн рублей, а Pandao достиг почти 19 000 оплаченных заказов в день и вошел в топ-3 российских App Store и Google Play.
3. Avito:
доска объявлений.
Генеральный директор: Владимир Правдивый.
Год основания: 2007.
Сайт: avito.ru.
Стоимость: $2734 млн.
16 млрд рублей — ежемесячный объем продаж через Avito.
Электронная доска объявлений Avito появилась в 2007 году, сейчас сервис является одним из крупнейших в стране. Ежемесячно Avito посещают 32 млн человек. В первом полугодии 2017 года выручка сервиса выросла на 38%, до 7,16 млрд рублей. В 2017 году мобильное приложение Avito вошло в первую десятку самых загружаемых в России, по данным отчета американской аналитической компании App Annie. За прошедший год пользователи «Авито Авто» продали 2,2 млн автомобилей с пробегом. Средняя цена составила 511 000 рублей.
4. Wildberries:
интернет-торговля.
Генеральный директор: Татьяна Бакальчук.
Год основания: 2004.
Сайт: wildberries.ru.
Стоимость: $602 млн.
1,1 млн заказов обработал Wildberries в «черную пятницу» в ноябре 2017 года.
Компания Wildberries, основанная преподавателем английского языка Татьяной Бакальчук и ее мужем Владиславом, — один из крупнейших интернет-магазинов на российском рынке. Ежедневно 1 млн пользователей делают 100 000 заказов. На сайте интернет-магазина представлена продукция более 7000 брендов. В январе 2018 года компания открыла новое направление — детское питание. Сейчас 70% продаж компании приходится на одежду, обувь и аксессуары. Выручка интернет-магазина в 2017 году выросла на 40%, до 63,8 млрд рублей.
5. Lamoda:
интернет-торговля.
Генеральный директор: Нильс Тонзен.
Год основания: 2011.
Сайт: lamoda.ru.
Стоимость: $454 млн.
Более 2 млн товаров доступно на сайте Lamoda.
Онлайн-ритейлер одежды и обуви Lamoda в конце 2017-го выкупил сеть пунктов выдачи заказов у своего партнера Pick-up.ru и стал единоличным владельцем 56 пунктов в спальных районах Москвы и Санкт-Петербурга. Благодаря этому сеть самовывоза Lamoda увеличилась вдвое, до 112 пунктов. Компания увлеклась технологичными новинками — запустила в мобильном приложении функцию поиска вещей по фото, а также имиджевыми партнерствами — начала сотрудничество с онлайн-магазином FIFA. С 1 марта 2018-го гендиректором становится Флориан Янсен.
6. Ozon Group:
интернет-торговля.
Генеральный директор: Александр Шульгин.
Год основания: 1998.
Сайт: ozon.ru, ozon.travel, litres.ru, ocourier.ru.
Стоимость: $369 млн.
25% всех продаж Ozon приходится на книги.
Софтверная компания RekSoft и издательство Terra Fantastika запустили книжный магазин ozon.ru в конце 1990-х годов. Сегодня на сайте ozon.ru 5 млн товаров в 23 категориях. Среди акционеров холдинга — фонд Baring Vostok, АФК «Система», МТС, Index Ventures, ru-Net Ltd, Rakuten, Intel Capital, Holtzbrinck и Cisco. В ноябре 2017 года Ozon Group запустила собственную сеть постаматов. В декабре 2017 года в компанию пришел новый генеральный директор Александр Шульгин, который сменил на этом посту Дэнни Перекальски.
7. Biletix:
путешествия.
Генеральный директор: Александр Сизинцев.
Год основания: 2002.
Сайт: biletix.ru.
Стоимость: $264 млн.
На 12% вырос объем продаж авиабилетов на сайте Biletix в 2017 году.
Biletix продает авиабилеты от более 700 перевозчиков со всего мира. В августе 2017 года сервис начал сотрудничать с компанией «Ростелеком — розничные системы», что позволило ему продавать билеты более чем в тысяче офисов «Ростелекома» по всей России. В третьем квартале 2016-го сервис стал онлайн-туроператором — на его сайте появилась возможность покупать авиабилеты и номера в отеле в одном пакете. На конец 2017 года ежемесячная аудитория ресурса составила 415 000 посетителей.
8. HeadHunter:
поиск работы.
Генеральный директор: Михаил Жуков.
Год основания: 2000.
Сайт: hh.ru.
Стоимость: $228 млн.
498 333 актуальные вакансии опубликованы на HeadHunter.
Онлайн-ресурс для поиска работы HeadHunter почти шесть лет принадлежал Mail.ru Group. В феврале 2016 года он был продан группе инвесторов во главе с фондом «Эльбрус Капитал» за 10 млрд рублей. В декабре 2017 года компания купила часть активов рекрутинговой компании Job.ru, включая доменное имя и товарный знак. В январе 2018 года информационное агентство Reuters сообщило, что портал рассматривает возможность выйти на IPO.
9. «Ситилинк»:
интернет-торговля.
Генеральный директор: Михаил Славинский.
Год основания: 2008.
Сайт: citilink.ru.
Стоимость: $224 млн.
6800 рублей — средняя сумма покупки в «Ситилинк».
Онлайн-дискаунтер «Ситилинк» остался единственным ритейлером в списке Forbes, который специализируется на торговле электроникой. В прошлом году он активно наращивал присутствие в офлайне: у компании уже 44 магазина и 470 пунктов выдачи и приема заказов (в 2016 году было 30 и 340 соответственно) в 318 городах России. При этом в магазинах сети, или центрах электронной торговли, как называют их в компании, нет консультантов. Центры оборудованы терминалами для самостоятельного оформления заказов, кассами оплаты и окнами выдачи товаров.
10. 2ГИС:
сервис геолокации.
Генеральный директор: Александр Сысоев.
Год основания: 1999.
Сайт: 2gis.ru.
Стоимость: $211 млн.
11 162 089 зданий отмечено на картах 2ГИС.
В 1999 году новосибирский предприниматель Александр Сысоев придумал соединить карту города со справочником. Сейчас сервисом ежемесячно пользуются 36,5 млн человек из более 300 городов в девяти странах. В 2017 году 2ГИС договорился о предустановке приложения на мобильные устройства Huawei: сейчас сервис встроен в гаджеты LG, Fly, DEXP, Micromax. С прошлого года приложение строит оптимальные пешие маршруты, а не только автомобильные или на общественном транспорте. С весны 2017 года по навигатору 2GIS начали ездить водители Uber.
11. KupiVIP Group:
интернет-торговля.
Генеральный директор: Владимир Холязников.
Год основания: 2008.
Сайт: kupivip.ru.
Стоимость: $169 млн.
На 2 млн человек выросла среднемесячная аудитория KupiVip в 2017 году.
Онлайн-магазин KupiVip, созданный Оскаром Хартманном по модели французской компании Vente Privee, с 2016 года активно осваивает и офлайн. За 2017 год у сервиса появилось два таких магазина, расширилась сеть пунктов выдачи заказов. Еще две торговые точки будут открыты весной 2018 года. В прошлом году KupiVip открыл офис в Милане, что позволило ему укрепить и развить партнерские отношения с европейскими брендами. Кроме того, компания начала предоставлять свою инфраструктуру для организации онлайн-торговли другим брендам.
12. Aviasales:
путешествия.
Генеральный директор: Макс Крайнов.
Год основания: 2007.
Сайт: aviasales.ru.
Стоимость: $138 млн.
На 40% больше людей стали искать билеты на Aviasales в 2017 году.
Aviasales сохраняет лидирующие позиции по посещаемости среди российских метапоисковиков на рынке пассажирских авиаперевозок, свидетельствуют данные Data Insight. Посещаемость ресурса за прошлый год выросла с 7 млн человек до 10 млн, а выручка, по оценкам Forbes, увеличилась в два раза. В марте 2017 года владелец Aviasales компания Go Travel UN объявила о реорганизации бизнеса — теперь портал сосредоточится на работе в России и СНГ, а не на международных рынках, а также появится бренд «Aviasales отели», интегрированный с сервисом бронирования отелей Hotellook.
13. ОнлайнТрейд.Ру:
интернет-торговля.
Генеральный директор: Сергей Посеуков.
Год основания: 1998.
Сайт: onlinetrade.ru.
Стоимость: $129 млн.
5,5 млн товаров продано на ОнлайнТрейд.Ру в 2017 году.
Интернет-магазин основан предпринимателем Сергеем Посеуковым. Позиционирует себя как универсальный ритейлер — он продает товары в 27 категориях, включая электронику, бытовую технику, фармацевтические и косметические средства, мебель, одежду и обувь. В розничную сеть «ОнлайнТрейд.Ру» входит 273 пункта выдачи товаров в 92 городах России, магазин владеет и автопарком на 180 машин. Весной этого года он планирует достроить складской комплекс в Химках (70 000 кв. м), рассчитывая увеличить объем обработки заказов с 9000 до 30 000 в сутки.
14. B2B-Center:
электронные торги.
Генеральный директор: Дмитрий Зубарев.
Год основания: 2002.
Сайт: b2b-center.ru.
Стоимость: $121 млн.
910 000 торгов прошло на площадке за 15 лет работы.
B2B-Center — электронная торговая площадка, связывающая поставщика и заказчика. Созданный в 2002 году сервис позволяет проводить 43 вида торговых процедур в разных отраслях экономики: энергетике, нефтехимии, металлургии, автомобильной промышленности и др. В системе работает около 350 000 компаний, а за 15 лет существования в B2B-Center был совершен почти миллион торгов на сумму 15,2 трлн рублей. У компании три офиса (в Москве, Брянске и Минске), в которых работают около 300 сотрудников.
15. ivi.ru:
онлайн-видео.
Генеральный директор: Олег Туманов.
Год основания: 2007.
Сайт: ivi.ru.
Стоимость: $119 млн.
Около 50% дохода Ivi.ru приносит российский контент.
Считается крупнейшим онлайн-кинотеатром России — по оценкам, на него приходится около 33% рынка. В декабре 2017-го аудитория сервиса составила 40 млн, тогда как по итогам 2016 года среднемесячное значение было на уровне 33 млн человек. Ivi.ru работает по стандартной модели: пользователю предлагаются платные и бесплатные фильмы, часть выручки обеспечивает реклама. По предварительным подсчетам, в 2017 году впервые должен произойти перелом в структуре доходов видеосервиса: выручка от платных просмотров наконец превысит доходы от рекламы.
16. Superjob:
поиск работы.
Генеральный директор: Анастасия Чучалова.
Год основания: 2000.
Сайт: superjob.ru.
Стоимость: $117 млн.
21 млн — общая база резюме SuperJob.
Рекрутинговый проект SuperJob был запущен в 2000 году компанией Алексея Захарова «Триумвират Девелопмент», которая занимается разработкой и поддержкой сайтов. Тогда Захаров оценивал онлайн-рекрутмент как «сверхрентабельную» отрасль. В 2002 году ресурс из бесплатного сайта с объявлениями о вакансиях и резюме переквалифицировался в коммерческий портал. В 2016 году SuperJob запустил агрегатор информации о кандидате из социальных сетей под названием Social Link. В 2017-м на сайте появилась новая функция — поиск работы рядом с домом.
17. Циан Групп:
доска объявлений.
Генеральный директор: Максим Мельников.
Год основания: 2014.
Сайт: cian.ru, emls.ru.
Стоимость: $111 млн.
1 млн активных объявлений на сайте cian.ru.
Портал Cian.ru — агрегатор объявлений об аренде и сервис для продажи недвижимости. В «Циан Групп» также входит петербургский сайт о недвижимости emls.ru. До 10 января 2018 года компания владела порталом «Деловой мир онлайн» (realty.dmir.ru), сейчас он закрыт, о чем гендиректор «Циан Групп» Максим Мельников сообщил в конце декабря 2017-го. Основной доход компании приносят платные объявления. Бывшие владельцы Промсвязьбанка Дмитрий и Алексей Ананьевы считаются основными владельцами «Циан Групп», 27% принадлежит компании «Эльбрус Капитал».
18. Mamba:
онлайн-дейтинг.
Генеральный директор: Андрей Бронецкий.
Год основания: 2002.
Сайт: wamba.com, mamba.ru, yonja.com, teamo.ru.
Стоимость: $108 млн.
16 минут в день в среднем проводит на сайте пользователь «Мамбы», по данным similarweb.com.
Компания развивает сервисы знакомств Mamba, Wamba, Teamo и Yonja.com. Контролирующий акционер «Мамбы» — ГК «Финам» (владеет 65% бизнеса), остальные 35% принадлежат Mail.ru Group. Компания работает не только в России, ее турецкий сайт Yonja.com в декабре 2017 года посетили более 95 000 человек. Начиная экспансию на зарубежные рынки, сервис сменил название с Mamba на Wamba, так как домен mamba во многих странах был занят производителем жевательных конфет. Сегодня Wamba переведена на 20 языков и зарабатывает на рекламе и продажах премиальных аккаунтов.
19. 1С-Битрикс:
сервисы.
Генеральный директор: Сергей Рыжиков.
Год основания: 2007.
Сайт: 1c-bitrix.ru.
Стоимость: $97 млн.
3 млн компаний от Мехико до Шанхая пользуются Bitrix24.
Компания появилась в результате объединенных усилий двух предпринимателей — Сергея Рыжикова («Битрикс») и Бориса Нуралиева («1С»). «1С-Битрикс» разрабатывает системы управления сайтами и онлайн-проектами (CMS), зарабатывая на продаже лицензий веб-студиям. Сегодня IT-продукты компании используют свыше 3 млн клиентов. В августе 2017 года «1С-Битрикс» был признан самым популярным в своем сегменте. По данным аналитического агентства Data Insight, компания занимает 28,7% российского рынка.
20. SkyEng:
онлайн-образование.
Генеральный директор: Георгий Соловьев.
Год основания: 2012.
Сайт: skyeng.ru.
Стоимость: $80 млн.
2200 преподавателей и 19 500 учеников зарегистрировано в проекте.
Онлайн-школа английского языка SkyEng впервые вошла в топ самых дорогих компаний Рунета. Проект использует современные концепции образования: уроки проводятся удаленно по видеосвязи, прогресс ученика контролируется по специальной программе, а учителей подбирают с помощью алгоритмов машинного обучения. В 2017 году SkyEng привлек финансирование от инвестиционного фонда Baring Vostok за миноритарную долю в компании. В результате стартап стал самым дорогим в секторе EdTech (образовательные технологии) в России.
Источник: Forbes
Наши конференции:
- Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2025»
- Вторая конференция «Управление налоговыми рисками»
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
Комментарии