• Сегодня 31 октября 2024
  • USD ЦБ 97.05 руб
  • EUR ЦБ 105.22 руб
Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2024»

10 вызовов ИТ-директору нового поколения

09.02.2018

На современном этапе развития ИТ существует множество факторов, оказывающих давление на ИТ-директора, и тенденций, которые стремительно меняют бизнес-среду.

Верхнеуровневые факторы – такие, как затяжной кризис, тотальное сокращение расходов и выведение ИТ на уровень ключевого инструмента конкурентной борьбы, в свою очередь раскладываются на ряд более конкретных тенденций. И если в нулевых годах XX века корпоративный технологический ландшафт определялся вопросом: «Сколько мы потратим на ИТ?», то теперь вне зависимости от отрасли и специфики владельцы хотят знать: «Сколько мы заработаем на ИТ?».

Ориентация на потребности бизнеса

Погружение в бизнес-задачи – это, по мнению всех экспертов, главное, что потребуется от любого топ-менеджера. Руководители нового поколения сразу закладывают в основы своей деятельности принцип «полезности».

«При создании ИТ-продуктов я всегда учитываю требования и потребности DOC+, куда мы идем и какого результата хотим добиться. Я могу влиять на процессы, приоритизировать задачи, выделять ресурсы на то, что я считаю важным в текущий момент. Можно сказать, что в этом плане у нас демократия и свобода», – делится с TAdviser Игорь Котляр, CTO мобильной клиники DOC+.

Фокус на экономическую целесообразность

Курс на более пристальный разбор экономической целесообразности ИТ-затрат был взят после кризиса 2008 года. В тот момент бизнес заморозил множество масштабных проектов, часть из которых так и не была реализована даже после стабилизации ситуации. Все расходы, чью потенциальную отдачу не удалось отстоять ИТ-директорам, попали «под нож». Владельцы больше не дают возможности «поиграть» в новинки просто ради интереса или протестировать на «авось окупится».

«С языка внедрения технологических решений надо переходить на понятный язык бизнеса. Не из серии “Что объяснять, все равно не поймет”, а именно объяснять и самому понимать бизнес – это самое главное, чего большинство ИТ-директоров сейчас не понимают. Преуспеют за 5 лет те, кто будет понимать, как их решения улучшают бизнес (перейдут из функции “вложите в меня столько-то денег” в функцию “сколько денег я отдам, если вы в меня вложитесь”)», – говорит Алена Владимирская, хантер и основатель сервиса «Антирабство».

Постановка задачи на опережение

Любой ИТ-проект должен быть спланирован таким образом, чтобы обеспечивать экономическую отдачу на протяжении длительного времени. На деле же мы часто наблюдаем ситуации, когда внедрение, длившееся год, на момент запуска уже потеряло свою актуальность и не приносит ничего, кроме дополнительных затрат. Другой вариант – к закрытию проекта бизнес-процессы меняются, и система требует доработки или реконфигурации.

«Ценность должна создаваться после уже непосредственно внедрения. Если этого нет, то получается, что вы опоздали с внедрением этой системы, и надо заново все переделывать. И это означает, что на первом этапе планирования вы неправильно поставили цель, неправильно увидели то, что должно выполняться. ИТ-директор-визионер еще на этапе планирования правильно задает цели», – говорит Евгений Почкаев, вице-президент по ИТ и операционному развитию «Биокад».

Рост уровня технологической грамотности

В стремлении выиграть конкурентную войну цифровыми инструментами стремительно растет общий уровень технологической грамотности. Раньше ИТ-директор нес «свет и знание», теперь же владельцы бизнеса сами неплохо разбираются в цифровых инструментах, и стать полезным для них может лишь тот специалист, который движется не на ощупь, а с четкой аргументацией. Бизнес-заказчики, заинтересованные в росте прибыли, тоже перестали слепо доверять «айтишникам».

Сергей Лобов, генеральный директор Pegasystems в России, делится наблюдениями: «У ИТ-директора есть задачи: за относительно небольшой бюджет обеспечить все пожелания по развитию и сопровождению ИТ-потребностей бизнеса, а с другой стороны, бизнес тоже весьма неплохо начал разбираться в ИТ и, видя неповоротливость коллег, стремится создать свои мини ИТ-подразделения, которые не из-за моды и необходимости громких лозунгов, а от реальных требований пытаются адаптировать agile-подход и делают проекты быстро».

Отраслевое «закрепощение»

Еще один современный тренд, влияющий на ИТ-директора, – актуальность кросс-отраслевых знаний. Высокий уровень технологических компетенций уже недостаточен, требуются прикладные навыки в конкретных сегментах и понимание узких отраслевых процессов.

«ИТ-директор должен очень хорошо понимать бизнес компании, в которой работает. Например, переход из финансовой отрасли в промышленность может стать провальным шагом. ИТ-директору надо хорошо понимать специфику бизнеса, как работают бизнес-процессы, за счет чего их можно оптимизировать и улучшить, за счет чего можно повысить эффективность работы сотрудников и т.д. Это большой пул бизнесовых задач, без понимания которых успешным ИТ-директором на сегодняшний день стать нельзя», –  утверждает Ольга Рубцова, заместитель генерального директора «Техносерв Консалтинг».

Высокая скорость изменений

Скорость изменения информационного поля вокруг технологий даже опережает развитие самих технологий. А оно в свою очередь тоже непрерывно нарастает. Потеря актуальности – процесс стремительный, за всем этим нужно следить ИТ-директору и его команде, оставаясь на острие.

«Молодой айтишник сейчас находится в стремительно меняющейся среде. К примеру, версии Windows или Office не менялись так часто в 90-е годы, как это происходит сейчас. Новые версии ПО, новые фреймворки, платформы, решения появляются теперь гораздо чаще. Это требует от современных людей гораздо более быстрой адаптации к этим изменениям. И скорость этих изменений будет возрастать. Поэтому если ты хочешь быть лидером, ты должен в несколько раз быстрее меняться», – говорит Евгений Почкаев, вице-президент по ИТ и операционному развитию «Биокад»           .

Развитие управляемых сервисов

Грозит ИТ-директору также сужение операционного функционала за счет развития управляемых сервисов. Чтобы не потерять масштаб подразделения и уровень влияния на процессы, придется выходить на стратегический уровень управления.

Илья Омехин, ИТ-директор компании «КРОК», утверждает: «На снижение классической нагрузки на ИТ-директора влияет также тенденция рынка к предоставлению управляемых сервисов. Провайдер берет на себя решение всё большего количества технологических задач, становится единой точкой входа: от внедрения до техобслуживания 24/7, освобождая заказчика от рутинной головной боли».

Тотальная диджитализация

«Если еще 10 лет назад у ИТ-директора чаще всего была поддерживающая функция (внутренние CRM, таск-менеджеры и прочее), то теперь со значительным увеличением диджитализации во многих компаниях они фактически стали выполнять основную продающую функцию: биллинги, сайты, всевозможные интеграции с клиентами и т.д.», –  отмечает Алена Владимирская, хантер и основатель сервиса «Антирабство».

Диджитализация уже захватила рынок телеком, финансовых услуг и ритейла, на очереди другие сегменты. Региональные компании тренд также не обойдет стороной и окажет влияние на цифровые инструменты. Выиграют те, кто уже сегодня пропишут в ИТ-стратегии адекватные и своевременные меры.

Уберизация и геймификация

Технологическая оснащенность прибыльного бизнеса не может быть ниже определенной планки. Уже намечены точки, по которым пройдет минимальная цифровая планка. Несколько позднее это придет и в государственные структуры, потребовав включения руководителей всех уровней.

«Очень сложно использовать возможности социальных сетей, сервисов, которые обеспечивают нашу ежедневную жизнь, но, придя в офис, сталкиваться с допотопными системами и интерфейсами. Бизнес не может ждать, а ИТ уже не может находить причин для задержек и сбоев», – говорит Сергей Лобов, генеральный директор Pegasystems в России.

Выделение узких специализаций

На функционал ИТ-директора уверенно наступают новые технологические лидеры. Директор по цифровой трансформации, по данным, по матмоделированию, ИТ-евангелист, директор по ИБ – все эти функции еще несколько лет назад на ходу совмещал ИТ-директор. Сегодня же объем знаний по отдельным направлениям увеличился настолько, что требует глубокой экспертизы и полного погружения в тему. Таким образом, некоторые направления отделяются и вырастают в самостоятельные профессии, часть функций умирает «за ненадобностью», но при этом лавинообразно накатываются новые задачи.

«Ситуация для CIO осложняется и тем, что появляются новые ИТ-лидеры в компаниях: Chief Digital Officer (CDO), Chief Knowledge Officer (CKO) и т.п. Да и традиционные позиции высших руководителей занимают специалисты нового поколения, которые хорошо ориентируются в ИТ. Таким образом, для того, чтобы приносить ценность бизнесу, будет уже недостаточно просто быть классным ИТ-специалистом, потребуется нечто большее», – уверен Илья Омехин, ИТ-директор компании «КРОК».

Прогнозы

TAdviser попросил экспертов описать их видение развития профессии ИТ-директора на ближайшие 5 лет.

«Я думаю, что продолжится тенденция, когда ИТ-директора становятся максимально бизнесовыми людьми. Сегодня большинство компаний мотивируют ИТ-директоров на успешное выполнение долгосрочных стратегических целей, а не только решение технологических задач. Эта тенденция продолжится и будет развиваться дальше», – убеждена Ольга Рубцова, заместитель генерального директора «Техносерв Консалтинг».           

«Развитие этой должности будет сильно отличаться от организации к организации. К тому времени, когда в компаниях произойдут процессы цифровой трансформации, ИТ-директорам тоже придется перестроиться и заново поделить зоны ответственности с прочими руководителями бизнеса», – считает Илья Омехин, ИТ-директор компании «КРОК».

«Мне повезло работать в компании, которая стремится к тому, чтобы стать “бирюзовой”, внедряет холакратию, ориентируется на самоорганизацию. Я вижу, что в течение следующих пяти лет у меня не будет одной условной должности в рамках компании, а будет десяток узких ролей, в основном консультативного толка, а большинство ключевых решений будет приниматься на местах без моего участия – и это круто», – рассказывает Данила Штань, CTO банка для предпринимателей «Точка».        

«ИТ-директор в современном мире должен быть в некоторой степени футуристом, предсказателем. Он должен иметь видение, что будет востребовано не только здесь и сейчас, а через 5-10 лет и позже. Какие технологии будут востребованы, какие задачи нужно будет решать бизнесу, данные, которые понадобятся бизнесу через некоторое время. То есть он должен не пытаться догнать, а наоборот, двигать компанию вперед», – делится своим мнением Евгений Почкаев, вице-президент по ИТ и операционному развитию «Биокад».     

«В DOC+ развитие точно выведет меня из зоны комфорта, потому что я сейчас, можно сказать, стартаперский ИТ-директор. У меня много работы, разной и интересной, на пике технологий. Но мы сильно растем и из маленького стартапа превращаемся в серьезную компанию, где должны быть совершенно другие процессы. Эти процессы не будут работать так же, как на старте, поэтому мне нужно будет расти, доучиваться и что-то менять», – уверен Игорь Котляр, CTO мобильной клиники DOC+.

Оставаться на пике востребованности, покидая зону комфорта лишь эпизодически, невозможно. Цифровая трансформация «Всея Руси» уже началась. Руководители, желающие отсидеться в сторонке и неспособные возглавить процесс на местах, уйдут в прошлое вместе с аналоговой связью и печатными СМИ.

Источник: TADVISER


Комментарии

Защита от автоматических сообщений