• Сегодня 31 октября 2024
  • USD ЦБ 97.05 руб
  • EUR ЦБ 105.22 руб
Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2024»

Почему в России не будет лоукостеров?

27.07.2017


Сейчас активно обсуждается возможность появления нового лоукостера в стране. Вице-премьер Аркадий Дворкович упомянул о реальных инвесторах, а Минтранс заявил о поддержке такого проекта. В России нет экономических предпосылок для создания еще одного бюджетного авиаперевозчика, считает руководитель проекта «Авиация России» Андрей Величко. Да и тот, что есть в лице авиакомпании «Победа», далеко не дешевый.

Победить «Победу»

В России были низкобюджетные авиакомпании: Sky Express, «Авианова» и «Добролет». Первые две прекратили летать после отзыва сертификата эксплуатанта Росавиацией из-за неудовлетворительных финансово-экономических показателей. «Добролет» прекратил полеты из-за санкций Евросоюза за обслуживание маршрута Москва-Симферополь. Некоторые европейские контрагенты перевозчика аннулировали действие договоров лизинга на самолеты и их техническое обслуживание.

Сейчас в России есть один лоукостер — «Победа», основанная в конце 2014 года.

«Конкурент ей нужен, так как монополизированный рынок всегда отрицательно сказывается на предоставляемых услугах, а страдает пассажир. Являясь монополистом на рынке бюджетных перевозок в России, „Победа“ самостоятельно устанавливает правила, которые ущемляют права пассажиров», — говорит руководитель проекта «Авиация России» Андрей Величко.

Например, если вы оплачиваете билет банковской картой, то придется уплатить еще и пошлину в размере 2% от стоимости билета. При оплате наличными пошлина не применяется, но тогда вы вынуждены либо ехать в аэропорт «Внуково», либо оплачивать билет через салоны «Евросети» или терминалы QIWI. Поездка во «Внуково» на аэроэкспрессе и обратно до Киевского вокзала обойдется в 840 рублей, а если вы оплатите в городе через «Евросеть» или QIWI, то пошлина, установленная авиаперевозчиком, составит уже 3% от стоимости билета, рассказывает о рисках Андрей Величко.

«Таким образом, вы в любом случае должны будете заплатить авиакомпании только за то, что решили воспользоваться ее услугами. При этом перевозчик не гарантирует, что вам достанутся места в самолете, так как он продает по несколько билетов на одно место, и если самолет полностью заполнен, а вы пришли на регистрацию не в первых рядах, то места вам не достанется. Эта ситуация прописана в правилах компании как одно из условий возврата денег: „несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете“», — добавляет собеседник.

«Победа» все время на слуху в связи со всевозможными скандалами, которые имеют широкий общественный резонанс. При этом по факту она не является самым низкобюджетным перевозчиком — достаточно сравнить цены на билеты с другими авиакомпаниями при перелетах внутри страны. Появление второго лоукостера несомненно затронет интересы «Победы»: авиакомпания будет вынуждена подстраиваться под рынок, менять тарифную политику, отношение к пассажирам, оптимизировать дополнительные платные услуги, а в выигрыше останется пассажир, считает эксперт.

Как создать лоукостер?

По словам Андрея Величко, появиться новый лоукостер может на базе альянса из двух-трех действующих авиакомпаний, желательно с однотипными ВС.

В 2016 году была попытка создать второго низкобюджетного перевозчика, объединив усилия «Нордавиа» и Red Wings. В июле прошло года гендиректор Red Wings Евгений Ключарев и гендиректор «Нордавиа» Владимир Горбунов провели в Мурманске брифинг, где объявили о запуске полноценного лоукостера весной 2017 года. Но уже в конце августа 2016 года акционеры «Нордавиа» отказались от этой идеи. При создании лоукостера из нескольких компаний может возникнуть конфликт интересов акционеров, из-за чего проект может сорваться, говорит эксперт.

«Еще вариант: выбирается действующая региональная авиакомпания, у которой уже имеется сертификат эксплуатанта. Очевидно, что в этом случае не имеет большого значения, что это за компания, самое главное, чтобы был действующий сертификат эксплуатанта. Это может быть небольшой региональный авиаперевозчик, на базе которого и будет создаваться лоукостер. Или лоукостер создается с нуля. Этот путь самый трудоемкий и долгий. Но именно так создается сейчас авиакомпания „Азимут“, которая, правда, не является лоукостером, а будет выполнять перевозки между городами юга России. Последний вариант: компания создается как дочернее предприятие крупной существующей авиакомпании. Так была создана „дочка“ „Аэрофлота“ — „Победа“», — рассказывает Андрей Величко.

Что мешает?

Главным условием успешного существования любой авиакомпании является пассажиропоток, загруженность самолетов и полеты не менее 12–14 часов в сутки. Задача лоукостера — максимально снизить затраты, чтобы получить дешевые билеты. Если при относительной дешевизне билетов затраты будут сопоставимы с другими перевозчиками, то это уже демпинг.

«Проблема России в том, что у нас фактически один-единственный хаб — Московский авиаузел, через который выполняются транзитные перелеты из одних регионов страны в другие. А ведь главной целью создания лоукостера — это оживление региональных перевозок. Так было с „Добролетом“, так должно было быть и с „Победой“. Но низкий трафик межрегиональных перевозок приводит к тому, что лоукостер увеличивает количество рейсов на востребованных и загруженных международных перелетах, где билеты на самом деле у „Победы“ дешевле, а на внутренних маршрутах стоимость приближается к обычным коммерческим авиаперевозчикам», — говорит Андрей Величко.

Сама «Победа» в лице своего гендиректора Андрея Калмыкова признает, что региональные перевозки им гораздо менее интересны.

«У нас огромная страна с низкой плотностью населения, по этой причине внутренние воздушные перевозки в России — убыточны, на них работают компании с господдержкой, как правило, это небольшие региональные авиаперевозчики, работающие в регионах крайнего Севера, в Сибири и на Дальнем Востоке. Но в подавляющем большинстве авиакомпании летают через Москву и Санкт-Петербург. Себестоимость внутренних перевозок почти в два раза выше международных — это одна из главных причин, почему лоукостеру выгоднее летать именно за рубеж. Таким образом, одно из условий успешности лоукоста в России — это создание еще одного-двух хабов, например, в Екатеринбурге, Новосибирске или Иркутске», — считает эксперт.

Отсутствие в России предложений ВС отечественного производства в достаточном количестве и в разнообразных конфигурациях — еще одна причина, по которой лоукост у нас не развивается. Парк авиакомпании должен быть новым, что значительно сокращает время на техническое обслуживание и подготовку к полету. Но купить новые самолеты иностранного производства в достаточном количестве очень сложно из-за высоких ввозных пошлин и лизинговых ставок.

Следующая проблема — сезонность авиаперевозок. В России пассажиропоток увеличивается в летний период, авиакомпании расширяют маршрутную сеть в сторону юга страны — в Краснодарский край, Сочи, Анапу, Симферополь. С окончанием сезона востребованность таких маршрутов резко снижается. А лоукостер должен летать с максимальной загрузкой самолетов, желательно близкой к 100%. Но в отличие от Европы загруженность ВС у нас с наступлением осени снижается.

«Таким образом, в России пока нет экономических предпосылок для появления еще одного лоукостера. „Победа“ с небольшим парком ВС и сравнимой стоимостью билетов на внутренних линиях с другими коммерческими перевозчиками до настоящего лоукостера не дотягивает. Поэтому трудно не согласиться с Аркадием Дворковичем, который сказал: „Рынок такой, какой он есть. Если кто-то увидит, что есть ниша, то придет. Раз пока не пришел, значит, ниши нет“», — отмечает эксперт.

Источник: ПРОВЭД


Комментарии

Защита от автоматических сообщений