КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва -
12 декабря 2024 года
Москва
Компании и бренды, покинувшие Россию в 2016 году
02.02.2017
В
Нацеленность государства на импортозамещение и финансовый кризис спровоцировала передел на многих рынках: зарубежные автоконцерны переходят на систему предзаказа, авиакомпании сокращают полеты,
Инвестиционная зима
Сегодня инвестиционный климат в России оставляет желать лучшего. Реальные доходы населения падают 24 месяца подряд, а численность среднего класса сократилась на 14 млн человек.
Ситуацию ухудшают и анонсированные ФРС США планы серьезного повышения базовой ставки в 2017 г., которые могут спровоцировать отток капиталов с развивающихся рынков. Все это ставит под сомнение перспективы получения прибыли на российском рынке в ближайший период. Хотя в рублевом выражении выручка инвесторов остается такой же или даже возрастает, но в пересчете на валюту этот показатель падает. Например, тот же рынок обуви за последние два года в рублях сохранил докризисный объем реализации, но в долларах сократился на 30%.
В то же время Россия продолжает оставаться крупным рынком сбыта и в долгосрочной перспективе вновь может стать перспективной для вложений.
Из страны уходят бренды, владельцы которых не могут себе позволить на данный момент масштабных инвестиций с длительным периодом окупаемости, а также компании, ориентированные на реструктуризацию собственных активов в глобальном масштабе.
Говоря о перспективах ухода иностранных брендов в отраслевом разрезе, можно ожидать, что свой бизнес в России, помимо представителей
Приехали
Валютный кризис не мог не сказаться на автомобильном рынке. С целью оптимизации затрат автосалоны сокращают модельный ряд. Так, компания Mitsubishi решила отказаться от продаж электромобилей Mitsubishi
Citroёn не выставляет в салонах
Эксперты рынка в один голос говорят о серьезном кризисе. «Без вливания инвестиций, скорее всего, бренды будут потихоньку уходить с рынка, — считает основатель автомобильного агентства „Форсаж“ Илья Ушаев. — В этом году я был свидетелем, что не продаются машины Suzuki (модель GrandVitara снята с продажи в РФ) — слишком дорого они стоят. Корпорация
Вот и компания Opel опровергла появившуюся ранее информацию, что она вернется на российский рынок в 2019 г. По словам представителей Opel, экономическая ситуация в стране этому не способствует.
В январе стало известно, что китайский автопроизводитель JAC Motors прекращает продажу на территории РФ кроссовера S5, который собирали на предприятии «Дервейс» в
Слухи об уходе с российского рынка китайской компании Haima появились еще в 2012 г. Летом 2013 г. Haima привезла в Россию кроссоверHaima 7, чуть позже — седан Haima M3. В
Пока официального заявления, что Haima покидает рынок, нет. Из источника, хорошо знакомого с ситуацией в компании, стало известно, что снижение продаж было обусловлено отсутствием склада автомобилей, а отнюдь не падением спроса, именно поэтому потенциальные клиенты Haima были вынуждены рассматривать предложения конкурентов. «Мы никогда не делали официальных заявлений, что компания уходит с рынка России, — сообщили в
В первом полугодии 2016 г. рынок китайских автомобилей в России вырос на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. Но уже в июле было зафиксировано падение на 36% по сравнению с июлем 2015 г. При этом снижение продаж китайских автомобилей в России не прекращается — в августе оно достигло 40%, а в сентябре — 38%. «Такое резкое падение продаж автомобилей из КНР связано в первую очередь с тем, что по новому курсу российской валюты их стало слишком дорого импортировать в Россию, вследствие чего у отечественных автодилеров на данный момент образовался дефицит китайских машин, — говорит заместитель председателя правления ГК „Автоспеццентр“ Александр Зиновьев. — Также у китайских автомобилей появился отечественный конкурент — LadaVesta, спрос на которую благодаря программе господдержки неуклонно растет.
Улетели, но обещали вернуться
В начале 2016 г. об уходе с российского рынка авиаперевозок заявили AirBerlin и лоукостерEasyJet. Летом рынок покинула компания Eurowings. В сентябре последний рейс
«Уход с российского рынка авиакомпаний AirBerlin, EasyJet, Eurowings и DeltaAir — следствие целого ряда тяжелых объективных причин, — комментирует председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. — Резкий спад авиаперевозок случился вследствие авиакатастроф, когда
По словам экспертов, уход зарубежных авиаперевозчиков для России скорее благо, нежели потеря. «Сейчас все объемы ушедших иностранных авиакомпаний успешно взяли на себя отечественные перевозчики, — отмечает Олег Смирнов. — К летней аэронавигации им надо хорошо подготовиться, чтобы было видно, что они способны реально конкурировать с западными компаниями и клиентам не о чем беспокоиться. Сегодня ресурсы российских авиакомпаний вполне позволяют им взять на себя дополнительно десяток миллионов пассажиров».
Теорию подтверждает практика аэропорта Шереметьево, который в этом году начал обслуживать рейсы российской авиакомпании RoyalFlight (принадлежит туроператору CoralTravel). Впрочем, нужно отметить, что не только российские компании заключали договоры с Шереметьево. Возобновили полеты Tunisair и турецкаяOnurAir, весной
А вот предсказывать уход конкретных авиакомпаний с рынка эксперты не берутся. Например, в этом году многие говорили об уходе компании «ЮТэйр», но она осталась на рынке. «На этот вопрос однозначно ответить невозможно, — считает Олег Смирнов. — Это зависит от множества факторов — кто владелец (авиакомпании. — Прим. „Ко“) и какими финансовыми возможностями он обладает. В сложном финансовом положении находится большинство наших авиакомпаний, эксплуатирующих западную авиатехнику и вынужденных тратить огромные валютные ресурсы на поддержание летной годности этих воздушных судов».
Утекающие технологии
О том, что мировые
Летом из России ушла
«Уход с российского рынка зарубежных разработчиков можно считать трендом, — рассказал „Ко“ на условиях анонимности представитель иностранной
Одной из самых успешных российских
Разорванные сети
Нынешней осенью Россию покинули сразу две профильные социальные сети — Viadeo и LinkedIn.
При выходе на отечественный рынок в 2011 г. сеть для профессионалов Viadeo создала совместное предприятие с издательством SanomaIndependentMedia. Позже Viadeo выкупила у него 50% предприятия и передала эту долю менеджерам офиса. В 2016 г. у Viadeo было 1,5 млн российских пользователей. Свой уход из РФ представители сети объяснили решением собственников сконцентрироваться на работе во Франции и ликвидировать офисы в России, Африке и Китае.
Но если Viadeo удалось покинуть Россию почти бесшумно, закрытие ее прямого конкурента — сети LinkedIn — вызвало большую волну обсуждений. LinkedIn позиционировала себя как сеть для налаживания деловых и, в том числе, международных контактов, в ней зарегистрировано 400 млн пользователей. И с заявленной миссией Linkedin вполне справлялась.
Операторы связи заблокировали LinkedIn в связи с нарушением закона о локализации персональных данных. Отстоять свою позицию (в LinkedIn утверждали, что не обязаны исполнять требования российского законодательства, поскольку пользователи соцсети «фактически находятся виртуально за пределами РФ и там представляют свои персональные данные») компании не удалось.
«На мой взгляд, шумиху больше раздули СМИ и
Один из трендов — это развитие узкопрофильных профессиональных соцсетей. Так, например, для медицинских работников существует почти десяток сетей, самая популярная, насчитывающая более полумиллиона пользователей, — «Доктор на работе».
«Создавать узкоспециализированные социальные сети стало модно, — говорит руководитель компании CommunityLab, автор руководства „Практика
По мнению экспертов, бегство зарубежных компаний из России прекращается. «Многие западные бренды в прошлом и позапрошлом году массово уходили с российского рынка, в этом году такого повального ухода нет, — отмечает эксперт по маркетингу и рекламе института „Мирбис“ Марина Прокина. — Все, кто хотел уйти, ушли, а те, кто решил остаться, укрепились. В инвестиционном климате России есть тенденции на улучшение, но они слабые. В основном инвестиции внутренние — российских предпринимателей. Кстати, наблюдается тенденция, когда многие иностранные компании начинают переносить производство в Россию для уменьшения себестоимости продукции. Например, готовятся к открытию два крупных завода по производству бытовой техники».
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии