КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
12-13 ноября 2024 года
Москва -
14-15 ноября 2024 года
Москва -
19 ноября 2024 года
Онлайн -
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва
Чат-революция: почему боты убьют мобильные приложения
29.06.2016
В начале года крупнейшие мессенджеры впервые обогнали крупнейшие социальные сети по количеству активных пользователей. Аналитики Business Insider заявили, что мессенджеры переходят в фазу монетизации своей аудитории.
В период бурного развития соцсетей казалось, что они навсегда похоронили сервисы мгновенного обмена сообщениями (так в свое время захирел любимый россиянами ICQ). Теперь все перевернулось с ног на голову. По мнению сооснователя Viber Игоря Магазинника, Facebook купил WhatsApp, потому что испугался оттока пользователей соцсетей в мессенджеры.
Люди явно начали уставать от публичности, чужих новостей и навязчивой рекламы в ленте. Личное общение перетекло в мессенджеры, которые пока не терроризируют пользователей лишней информацией.
Боты против мобильных приложений
Мессенджеры оказались серьезными конкурентами другим мобильным приложениям. Этому способствуют чат-боты — программы-собеседники, которые общаются с человеком на его языке и выполняют различные просьбы. Они помогают узнать новости, курсы валют, подобрать подходящий рейс, книгу, музыку, заказать товар, перевести слово и даже найти пару.
Эксперты считают чат-ботов новым способом взаимодействия с интерфейсом и уже прозвали их «невидимыми приложениями». «Картина с ботами сейчас сильно напоминает развитие веба в 1995 году или мобильных приложений в 2008-м», — считает акционер Run Capital Андрей Романенко. По сути, мессенджеры сейчас выступают в роли мобильных операционных систем, будущее которых зависит от степени открытости для разработчиков приложений. «Это выглядит как огромное зеленое поле для единорогов», — писал недавно управляющий партнер Avega Capital Валентин Преображенский.
Чат-боты не требуют трафика для скачивания и времени для установки, не занимают места в памяти и на экране смартфона. Внимание к мобильным приложениям, счет которых идет уже на миллионы, стремительно угасает.
«Сейчас почти каждый новый бот получает освещение в медиа — как это было с новыми приложениями в AppStore лет пять назад, — сравнивает сооснователь AI-стартапа Camomile Quotient Наталия Артемьева. —Тогда даже инди-разработчики могли неплохо заработать на приложениях. Сейчас в AppStore их более 1,5 млн и о большинстве из них вы никогда не узнаете, потому что у разработчиков не хватило маркетингового бюджета».
«Боты могут и должны заменить функционал 80% существующих мобильных приложений, — предполагает один из разработчиков Telegram-бота для сравнения цен на такси @TaxigramBot Даниил Чепенко. — Как минимум, боты отличны в качестве MVP».
Истоки ботов
Как и искусственный интеллект, чат-боты — типичный вернувшийся тренд. Первую бот-программу написал профессор Массачусетского технологического института Джозеф Вайзенбаум в далеком 1964 году. Его детище по имени Eliza пародировала поведение психотерапевта: выделяла ключевые слова в репликах человека и отвечала уточняющими вопросами. В нулевых существовали десятки чат-ботов для ICQ, которые выполняли функции калькулятора, переводчика, библиотеки, сборника анекдотов, сонника, присылали новости, гороскопы и гадания.
Чат-реванш
Сейчас тема чат-ботов активно подогревается в мировых технологических СМИ. В январе дизайнер и разработчик Uber Крис Мессина предсказал, что 2016 год станет годом разговорной коммерции — то есть мессенджеры станут важнейшей платформой для общения бизнеса с клиентами. На конференции разработчиков F8 Facebook объявит о запуске магазина ботов для Messenger. Эксперты сходятся на том, что по своему масштабу это событие будет равно запуску AppStore в 2008 году.
«В ближайшие пару лет мессенджеры будут очень активно развиваться и в них уйдет много функционала, в том числе коммерческого, — подтверждает управляющий партнер Maxfield Capital Александр Туркот. — Но, как и в любом другом технологическом бизнесе, сначала появляется много игроков, а остается всего несколько лидеров. Так произошло с поисковиками и соцетями, это ждет и мессенджеры. Facebook ведет агрессивную борьбу и, конечно, отожмет большую часть аудитории. Но есть и фокусно заточенные мессенджеры. Кто из них выживет — посмотрим».
Мода на чат-ботов дует с востока. Первыми свои API для сторонних разработчиков открыли китайский WeChat, японский Line и южнокорейский KakaoTalk. По данным Forbes, 10 млн различных компаний принимают платежи и рекламируются с помощью WeChat. Этот мессенджер позволяет оплачивать покупки и коммунальные услуги, заказывать такси, пересылать деньги близким, бронировать гостиницы, покупать билеты на транспорт и в кино, а также брать кредит.
В 2014 году основатель мессенджера Kik Тед Ливингстон сообщил о планах сделать это приложение «западным WeChat». Канадский стартап первым на рынке предоставил свою платформу для размещения игр и сервисов, а потом первым на Западе запустил рекламных ботов. В августе прошлого года владелец WeChat — холдинг Tencent — купил 5% Kik за $50 млн. Сегодня через бота в Kik можно сделать заказ в ресторане, просто отсканировав код заведения. В отличие от Telegram, канадский мессенджер открыл свое API не для всех, а лишь для избранных компаний.
Тед Ливингстон продолжает активно пропагандировать чат-ботов как инструмент мгновенного взаимодействия с окружающим миром. В марте он написал в своем блоге, что мессенджеры становятся новыми браузерами, а боты — новыми сайтами.
В мае прошлого года Microsoft провела самый грандиозный тест Тьюринга за всю историю. Корпорация предложила китайским пользователям подружиться со своим умным чат-ботом Xiaoice. За полгода в мессенджере WeChat и китайском сервисе микроблогов Weibo с электронной девой пообщались более 40 млн человек. Люди были поражены реалистичностью ответов Xiaoice, а некоторые даже влюбились в нее.
В августе Facebook начал тестировать в своем мессенджере цифрового помощника M. Интеллектуальная программа обрабатывает текстовые запросы на естественном языке, помогая пользователям покупать вещи, бронировать столики в ресторанах, заказывать билеты и такси.
Кто делает ботов в России?
Российские разработчики помешались на чат-ботах прошлым летом, когда Telegram запустил платформу для создания виртуальных-собеседников. Этой возможностью воспользовались «Яндекс», Abby, «Сбербанк», Qiwi, университет МИСиС, онлайн-библиотека «Флибуста», Rutracker, «Почта России» и другие. На базе российского мессенджера созданы тысячи ботов. Пожалуй, самым виральным из них стал иранский TinaBot, который набрал более 2,6 млн подписчиков.
Летом сын основателя Abbyy Микаэл Ян запустил бесплатный конструктор Telegram-ботов Manybot. Он дополняет другой проект Яна ManyChat — платформу для клиентской поддержки через мессенджеры, которая позволяет компаниям отвечать на сообщения из «ВКонтакте», Facebook Messenger, Telegram и WhatsApp в едином окне. «Наши боты выдают информацию по запросу, рассылают сообщения клиентам, принимают заказы и обратную связь», — рассказывает Микаэл Ян.
В январе 2016 года ManyChat стал резидентом 500 Startups, получив от акселератора $125 тысяч. По словам Микаэла Яна, боты разгрузят операторов поддержки — они могут отвечать на простые запросы и принимать заказы. Сейчас на базе Manybot создано больше 100 тысяч ботов, которые отправляют 500 млн сообщений в месяц.
Основатели американского стартапа 200 Labs Дмитрий Думик и Артем Пташник запустили летом бесплатный конструктор Telegram-ботов Chatfuel и каталог ботов Storebot (сейчас там представлено более трех тысяч ботов). Добавить своего бота в этот каталог можно бесплатно. Пока платформа поддерживает только Telegram, но уже ведет переговоры с представителями других мессенджеров. С помощью Chatfuel было создано более 130 тысяч ботов, на которые подписались более 5 млн человек.
В октябре Google захотела купить Chatfuel, но договориться о сделке не удалось. Позже журналисты разузнали, что корпорация разрабатывает новый мессенджер с умными чат-ботами. По всей видимости, он придет на смену не взлетевшим Hangouts и Messenger.
В ноябре Chatfuel привлекла $120 тысяч от YCombinator. 20 марта «Яндекс» выкупил 21% Chatfuel за $3,5 млн, также в раунде участвовали YCombinator, 500 Startups, The Knight Foundation и частные инвесторы.
Программист Павел Осадчук летом 2015 года тоже запустил конструктор ботов для Telegram — Leecero. Сейчас проект развивается под новым названием ChatFirst. По словам основателя, сегодня на их технологиях работает 400 ботов — в основном на ниве техподдержки и электронной коммерции. «В России сейчас около 400 тысяч пользователей Telegram, что мало по сравнению с лидерами, — говорит Осадчук. — В полную силу разговорные интерфейсы войдут, когда самые популярные в России WhatsApp и Viber откроют API, а это будет уже совсем скоро».
В августе 2015 года появилась первая система аналитики для Telegram-ботов — Botan. Его создали сотрудники «Яндекса» Андрей Ярошевский, Константин Горский, Олег Шляжко и Андрей Стыскин. Botan работает на основе Appmetrica — сервиса для аналитики мобильных приложений. Система определяет самые востребованные функции ботов и анализирует аудиторию по сегментам. Причем бесплатно. Также аналитику предоставляют агрегаторы ботов — Storebot и другие. Как правило, разработчики ботов отслеживают количество активных пользователей, просмотров сообщений, переходов по ссылкам и среднее количество запросов со стороны пользователя.
В сентябре 2015 года томская компания Interweb запустила рекламную платформу Botrevenue. Разработчики получили возможность монетизировать свои Telegram-боты и каналы, размещая рекламу в сообщениях. Рекламодатель оплачивает каждый клик, Botrevenue берет комиссию от бюджета рекламной кампании.
Тогда же Interweb начала собирать ботов в свой каталог BotFamily, где сегодня представлены порядка 3 тысяч ботов и столько же Telegram-каналов. По словам представителя Interweb Дмитрия Янина, Botrevenue сейчас самый эффективный инструмент для продвижения нового бота. В Interweb признают, что для многих рекламодателей популярность Telegram-ботов и каналов пока недостаточна. Но платформа уже окупилась, и ее разработчики сейчас задумываются о других мессенджерах.
В корпоративном мессенджере Slack возможность создания ботов появилась еще в 2014 году. С тех пор в каталоге мессенджера появились десятки цифровых помощников.
В ноябре 2015 года программисты Артем Кейдунов и Михаил Меланьин создали Statsbot — аналитического бота для Slack. Программа присылает пользователю данные из трех сервисов аналитики — Google Analytics, Mixpanel и New Relic. Так легче отслеживать показатели и обсуждать их всей командой. Сейчас Statsbot используют NASA, Vimeo, SalesForce, Pebble и еще шесть тысяч компаний. Команда Statsbot экспериментирует с искусственным интеллектом, планирует интегрировать бота с другими сервисами аналитики и выпустить Statsbot в других мессенджерах.
«Чат-боты — это новый контекст, — уверен сооснователь Statsbot Михаил Меланьин. — Теперь разработчики должны думать по-новому, как раньше они переходили от десктопа к вебу, а затем к мобильным приложениям. Боты — это всего лишь инструмент, молодой, сейчас чересчур перегретый, но мы верим, что принципы и технологии ботов найдут свое место. Один из контекстов, который мы нащупали в Statsbot.co — это работа с аналитикой. Мы хотим вывести ее на новый уровень, чтобы данные были доступны всей команде в месте принятия решения — в мессенджере. Мы называем этот подход data-driven collaboration. Данные на кончиках пальцев и коллаборация вокруг этих данных — это то, что сейчас нужно и новорожденному стартапу, и кровавому энтерпрайзу».
В последнее время тренд с ботами подхватили еще несколько крупных игроков. В январе «ВКонтакте» дала возможность предпринимателям общаться с клиентами через личные сообщения (от имени сообществ). Ранее социальная сеть протестировала эту функцию с крупными брендами. «Разработчикам сейчас удобнее и приятнее создавать ботов для Telegram, но с точки зрения аудитории «ВКонтакте» интереснее, к тому же там можно получить больше информации о пользователе и его интересах», — рассказывает сооснователь студии разработки Mrbot Владислав Гафаров.
30 марта Microsoft представила платформу для создания текстовых, аудио- и видеоботов для Skype, Slack, Office 365 и веб-приложений. Перед этим корпорация обеспечила себе великолепный пиар с помощью интеллектуального чат-бота Tay, который за сутки общения с пользователями Twitter возненавидел феминисток и евреев.
«Мы ожидаем, что скоро и другие мессенджеры откроют API, — говорит руководитель направления поисковых сервисов «Яндекса» Роман Чернин. — Платформонезависимые мессенджеры с ботами могут стать глобальной надстройкой над мобильными операционными системами и снизить их закрытость».
«Через мессенджер вы будете получать новости, делать заказы и задавать вопросы, — прогнозирует основатель Manybot Микаэл Ян. — Мессенджеры будут заменять мобильные приложения для бизнесов, которые, скажем честно, так и не взлетели».
«Откровенно говоря, сейчас самые популярные боты и каналы связаны с контентом категории 18+, — говорит менеджер проектов Interweb Дмитрий Янин. — Но мы считаем самыми перспективными ботов с функцией платежей. Все ждут момента, когда Telegram запустит платежное API. Тогда полезные разработки выйдут на первый план, потеснив фановую составляющую. Общий тренд говорит, что боты будут максимально завязаны с бизнесом. Наиболее ожидаемое событие — открытие API WhatsApp. В самой компании говорят о середине 2016 года, но по факту ожидаем на начало 2017-го. Еще очень ждем конференции F8 от Facebook, на которой социальная сеть представит свой Bot Store».
По словам управляющего партнера Chatfuel Андрея Ярошевского, мессенджеры должны привлечь разработчиков и развивать экосистему ботов, чтобы не потерять свои позиции на рынке. Создателям ботов нужны инструменты для разработки и аналитики, платежи, возможность реинвестировать прибыль в промоушен бота и рекламная сеть, которую предстоит переизобрести в новом формате.
Источник: Rusbase
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии