• Сегодня 21 ноября 2024
  • USD ЦБ 100.22 руб
  • EUR ЦБ 105.81 руб
Сорок первая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Седьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
Подборка подарков на новогодние праздники от издательства «Архипелаг»
Одиннадцатая конференция «Корпоративное планирование и прогнозирование»
https://t.me/cfo_russiaru

Виктория Топоногова, писатель, педагог ИЗО: «Занятия стараюсь проводить весело, находить удивительное в обыденном»

14.11.2024

Виктория Топоногова, писатель, педагог ИЗО: «Занятия стараюсь проводить весело, находить удивительное в обыденном»

Виктория Топоногова, писатель, автор книг издательства «Архипелаг»: «Зайка-Читайка и путешествие в Альфабетикус», серии «Приключения курлика и муррлика», педагог ИЗО, рассказала CFO Russia о развитии творческих способностей у детей, в частности при помощи занятий рисованием, поделилась подходами к преподаванию в художественной школе «Параллели», затронув писательский опыт.

Вы работаете в художественной школе педагогом дополнительного образования, преподаёте рисунок, живопись, композицию, декоративно-прикладное искусство, лепку, керамику, историю искусств. Расскажите, по вашему опыту, как такие занятия помогают развивать в детях креативность, как могут изменить мышление и мировосприятие ребенка? В каком возрасте лучше начинать заниматься в творческих кружках?

Заниматься в творческих кружках можно уже лет с четырёх. В этом возрасте ребёнок становится более самостоятельным, может работать с художественными инструментами: карандашом, ластиком, кистями, палитрой. Он понимает слова учителя и готов выполнять несложные задания. Но и до этого возраста можно и нужно рисовать и лепить дома. Ведь рисование развивает оба полушария мозга, задействуя как логическую, так и эмоциональную сферу.

Все мы знаем, что два полушария мозга человека отвечают за различные сферы мышления. Правое – за образное мышление, воображение, восприятие визуальных образов, цветов, восприятие происходящего в целом, местоположение, пространственную ориентацию. Правое полушарие помогает объединять несколько процессов, находить взаимосвязи, а также участвует в создании эмоциональной составляющей рисунка. Особенно это заметно в живописи, где происходит активная работа с цветом.

Левое полушарие отвечает за обработку речи, анализ и принятие решений, счет, создает восприятие реальности, опираясь на логические цепочки. Оно же работает при вычислении пропорций, построении геометрически правильных форм. При рисовании мы изучаем формы и объёмы, их разновидности и взаимодействие. Изучаем свойства материалов, фактуры, способы передачи всего этого в работе. Пытаемся понять, как пространственное расположение предметов перевести в плоскость листа. То есть вовсю включаем логику, анализ и синтез.

Таким образом, рисование развивает оба полушария мозга ребёнка, а также налаживает их совместную работу, что повышает общие когнитивные способности человека, развивает речь, помогает учиться.

Что делать, если у ребенка угасает интерес к творческим занятиям из-за того, что у него что-то не получается? Например, он разочаровался в ИЗО. Как педагогу объяснить ему, что рисование и другие виды творчества полезны сами по себе, и не обязательно быть, например, великим художником?

Тут надо находить индивидуальный подход. Иногда достаточно просто поддержать, похвалить ученика, указать на то, что уже получается, а не фокусировать внимание на неудачах.

Многие дети больше любят лепить или делать аппликации, чем рисовать, так что всегда можно подыскать то, что для ребёнка ближе.

Иногда ребёнок как личность «не совпадает» с педагогом. Это нормально, ведь все мы разные. Так что порой достаточно поменять не вид деятельности, а только учителя.

Но если ребёнок совершенно не хочет заниматься изобразительным искусством, то, возможно, ему просто надо заняться чем-то другим. Заставлять ребёнка делать то, что ему совсем не нравится – значит, отнимать его время и силы от того что ему больше нужно. И вот это любимое занятие как раз надо найти.

У нас в детстве не было проблем пойти в одну студию или другую. Попробовать одно, потом другое, потом третье. Было много бесплатных кружков, можно было просто прийти и заниматься. У современных детей тоже должна быть эта свобода. Сейчас не знаю, как в школах, а в дополнительном образовании в основном всё платное. И потом, многое зависит от региона и населённого пункта, где живёт семья.

Всем ли вообще обязательно заниматься творчеством? Как развитие креативности может пригодиться ребенку в будущей профессиональной деятельности, удаленной от искусства?

Занятия творчеством не являются обязательными, но существенно дополняют другие сферы образования. Например, в процессе рисования дети дополнительно знакомятся с окружающим миром, литературой, историей, архитектурой, христианской культурой и т.п., что позволяет сформировать разностороннюю личность.

Рисуя на занятиях бабочек и стрекоз, котиков и жирафов, ребёнок познаёт особенности окружающей природы. Его словарный запас расширяется, он в непринуждённой обстановке получает информацию о том, где живут эти животные, как питаются, чем интересны.

То же самое касается и растений. Современные городские дети твёрдо узнают по листьям только одно дерево – клён. Иногда ещё рябину и дуб. Остальное многообразие растений проходит мимо, даже если эти деревья и растут рядом с домом. А зачем это знать? Нам это не задавали. Так вот на уроках рисования мы это «задаём». Рисуя листья различных пород деревьев и кустарников, ребёнок отмечает их общие черты, видит различия, а это уже анализ и синтез.

Чаще всего с изобразительным искусством дети встречаются не в музее, а на страницах книг. Иллюстрированные стихи, сказки и даже учебники помогают визуализировать написанное. В то же время, когда на уроках рисования мы иллюстрируем басни, стихи, сказки, дети естественным образом знакомятся и с литературными произведениями.

Иллюстрируя сказки и изучая иллюстрации известных художников, дети видят, какие предметы окружали людей раньше, чем наши предки пользовались в повседневном быту. Это развивает кругозор, обогащает речь, облегчает понимание истории.

Ну ладно, с детьми всё понятно. Но исследования показали, что рисование полезно и для людей взрослого и даже пенсионного возраста.

С точки зрения психологии занятия чем-то исключительно для себя без оглядки по сторонам и сравнения результата с другими, безусловно, благотворно влияют на ментальное здоровье. Наш мозг получает удовольствие от самого процесса. Можно перечислить плюсы рисования во взрослом возрасте: развитие наблюдательности и памяти, увеличение нейронных связей в мозге, профилактика болезни Альцгеймера, положительное влияние на нервную систему, уменьшение чувства тревоги, развитие аналитических навыков.

Так что рисование определённо полезно всем.

Отражается ли на ваших подходах к обучению детей то, что вы не только преподаватель по ИЗО, но и автор популярных детских книг, таких, как, например, «Курлик и муррлик» и «Зайка-Читайка и путешествие в Альфабетикус». В них много юмора – а играет ли он важную роль при обучении детей рисованию?

Да, я считаю, что моя литературная деятельность помогает художественной. И если кто-то думает, что мы рисуем только шары, кубы и прочее подобное, то он сильно ошибается. Да, я учу детей основам перспективы, цветоведению и светотени. Конечно же, есть натюрморты. А как без них? Но ведь и весёлого разного много! Творческие люди – они во всём творческие, любят почудить, и это прекрасно. Иногда я по писательской привычке записываю забавные выражения своих учеников – это очень интересно!

Поскольку я люблю юмор, то и занятия стараюсь проводить весело, находить удивительное в обыденном, рассказывать об искусстве увлекательно. Это позволяет включать учеников в дискуссию, учить их думать и рассуждать.

У нас есть темы по композиции с литературными героями и возможность обсудить книги, даже что-то посоветовать друг другу. Да, дети тоже открывают для меня некоторых авторов или рассказывают о мультфильмах. А иногда мы устраиваем посиделки с настольными играми. Я, кстати, была удивлена, что дети их любят. А они в восторге от настолок и от возможности общаться не так формально, как в школе.

Сейчас, например, у меня появилась идея, как сделать настольную игру по новой серии книг про «Зайку-Читайку».

Поделитесь рекомендациями с родителями и педагогами: какие, на ваш взгляд, есть самые действенные и увлекательные для детей методы развития творческих способностей?

Я бы сказала, что важно найти своего педагога. Мы все разные – и дети, и педагоги. Но если учитель с тобой «на одной волне», учиться намного легче и понимание предмета происходит как бы само собой. В своей учебной деятельности педагоги вырабатывают и нарабатывают множество методов и подходов к ученикам, тут надо приходить и пробовать. В целом можно сказать, что чем младше ребёнок, тем больше срабатывает игровой момент в обучении. Но чем ученик старше, тем больше должна быть задействована его внутренняя мотивация, желание достичь какой-то цели. Можно обсудить с ним профессии, где может понадобиться художественное образование, а таких довольно много, вплоть до художника-кондитера или разработчика компьютерных игр, если это интересно ребёнку. Если ученик понимает, к какой цели стремиться, ему легче смириться с временными трудностями.

Если же речь не о будущей профессии, а о творчестве «для себя», для общего развития, то на первый план выходит состояние удовольствия, в котором находится ученик во время занятий. Чем ему комфортнее и интереснее, тем лучше будет результат, в первую очередь психологический. Ведь рисование и другое творчество – это отличная разгрузка от напряжённой школьной жизни.

Юлия Сильченко


Комментарии

Защита от автоматических сообщений