• Сегодня 30 ноября 2024
  • USD ЦБ 107.74 руб
  • EUR ЦБ 114.31 руб
Седьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
Подборка подарков на новогодние праздники от издательства «Архипелаг»
Одиннадцатая конференция «Корпоративное планирование и прогнозирование»
https://vk.com/cforussia

Гагик Григорян, «ЮТэйр»: «Мы стали одной из первых авиакомпаний – участников апробации блокчейн-платформы Smart Fuel»

25.08.2021

Гагик Григорян, «ЮТэйр»: «Мы стали одной из первых авиакомпаний – участников апробации блокчейн-платформы Smart Fuel»

Гагик Григорян, ведущий системный аналитик авиакомпании «ЮТэйр», к.т.н. и спикер Восьмого форума «Цифровое предприятие», рассказал CFO Russia о цифровой трансформации бизнес-процессов в его компании – основных сложностях, их преодолении и ценном опыте.

Расскажите вкратце: как в последние годы цифровизация повлияла на развитие бизнес-процессов «ЮТэйр»?

С одной стороны, продолжился процесс совершенствования линейки ИТ-решений, покрывающих основные направления деятельности авиакомпании: состоялась миграция на ERP-решение SAP S/4 HANA, развивались продукты в области организации операционной деятельности «Меридиан.Альянс», бронирования и регистрации «Леонардо», появились новые и улучшились ранее внедренные веб- и мобильные решения для пассажиров, летных экипажей, бортпроводников и других категорий сотрудников. Все это потребовало адаптировать индустриальные технологии и привычки пользователей.

С другой стороны, параллельно развивались компетенции и развертывались технологические платформы для облачных вычислений, микросервисной архитектуры и интеграционных шин,  управления разработкой и сопровождением ИТ-решений. Несколько месяцев назад арсенал компетенций пополнился опытом работы с решениями, основанными на технологии блокчейн.

Самый ценный опыт последних нескольких лет – то, что теперь цифровизация воспринимается руководителями как высшего, так и среднего звена как технология, добавляющая ценность. Реализация авиабилетов, регистрация пассажиров на рейс, онлайновый маркетинг авиаперевозок, многочисленные бэк-офисные процессы, перенесенные в цифру с бумаг и телефонов, – это снижение себестоимости операционной деятельности, большая доступность линейки наших продуктов, менее рутинный характер работы сотрудников. Степень зрелости цифровых решений для авиакомпаний – это конкурентное преимущество, стоящее в одном ряду с состоянием парка воздушных судов, квалификацией экипажей и сбалансированностью маршрутной сети.

С какими основными сложностями пришлось столкнуться в процессе цифровой трансформации?

Основные сложности связаны с диспропорцией между темпами совершенствования ИТ-решений и складывавшейся годами производственной практикой. Гибкие, надежные и масштабируемые компьютерные технологии сложно легализовать, не войдя в противоречие с регламентами, создававшимися годы назад в условиях иных возможностей и приоритетов.

Например, основой любых цифровых проектов является стандартизация: чтобы достичь общей цели, и люди, и компьютеры должны понимать друг друга. В масштабах одного предприятия и даже группы компаний эта задача вполне решаемая. Однако вне этого периметра комфортной работы начинаются трудности: в нашей ментальности стандарт признается стандартом только тогда, когда он вводится в действие федеральным законом. Но и выведя инициативу стандартизации на уровень законодателя, нет оснований быть уверенным, что проект подобного закона дойдет до стадии подписания: цифровая трансформация бизнеса подразумевает, что факты хозяйственной жизни следует отражать в цифровой (читай, в единообразно структурированной) форме первичных учетных документов. А положение ст. 9 Закона о бухгалтерском учете «Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта…» интерпретируется как противоречащее возможности предписания стандартизации документов данного вида на законодательном уровне. Налицо коллизия: стандартизация необходима, но насаждать ее законодательно в данной сфере недопустимо. В итоге стандартизация развивается в плоскости отдельных индивидуальных договоренностей, что, строго говоря, стандартизацией называть неправильно.

Но кто-то ищет причины, а кто-то возможности. Некоторое время назад IATA – Международная ассоциация авиатранспортных перевозчиков – презентовала стандарт цифрового управления жизненным циклом деятельности по заправке воздушных судов авиатопливом. Один из участников российского рынка поставщиков авиатоплива – «Газпромнефть-Аэро», – заинтересовавшись им, вошел в состав рабочей группы IATA по развитию данного стандарта. И в результате совместного обсуждения с потребителями –  отечественными авиакомпаниями поставщик сформировал предложения и согласовал изменения международного стандарта, обусловленные отечественной спецификой. Помимо этого, «Газпромнефть-Аэро» разработала технологию и программное обеспечение, позволяющее вовлечь в единое информационное пространство поставщика авиатоплива, авиакомпании и банки, через которых авиакомпании производят расчеты за заправленное топливо. «ЮТэйр» – одна из первых авиакомпаний-участников проекта по апробации данного решения, носящего название Smart Fuel.

Следующим органичным шагом стало создание рабочей группы под эгидой Управления электронного документооборота ФНС России, чтобы, обеспечив оперативность транспортировки и содержательную полноту цифрового контента, сделать ФНС полноценным участником оборота соответствующих первичных документов на платформе Smart Fuel. При этом каждый участник извлечет из подобного сотрудничества пользу: ФНС повысит уровень контроля налогообложения, а хозяйствующие субъекты – оперативность возмещения НДС и возврата акцизов. Справедливости ради необходимо подчеркнуть, что к светлому будущему еще предстоит пройти долгий путь, но то, что на одной площадке удалось собрать представителей налоговых и авиационных регуляторов, поставщиков и потребителей, каждый из которых понимает, какую пользу для него может принести реализация проекта, – само по себе очень обнадеживающее событие.

Какой опыт дало вам участие в данном проекте?

В первую очередь опыт коммуникаций: возможность ведения диалога на отраслевых площадках и отечественного – «Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта», и международного уровня – IATA, возможность высказывать потребности и давать свои оценки как положительного эффекта, так и потенциальных рисков. 

Задать свои вопросы Гагику и узнать больше об опыте «ЮТэйр» вы сможете 26-27 августа на Восьмом форуме «Цифровое предприятие», который пройдёт в Москве.
 
 Алиса Попова


Комментарии

Защита от автоматических сообщений