- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
Евгений Нечипоренко: «Контроль не должен быть удавкой на теле бизнеса»
14.05.2014
Евгений Нечипоренко, директор департамента экономики финансовой дирекции Eastward Capital и спикер Шестой ежегодной конференции «Контроллинг: от финансовой отчетности к управлению компанией», рассказал CFO-Russia.ru об основных сложностях оперативного контроля.
На что стоит обратить внимание при контроле и анализе исполнения бюджета?
Во-первых, контроль не должен быть удавкой на теле бизнеса. Функциональные подразделения считают любые контрольные процедуры ограничением свободы. Экономисты же предпочитают контроль на грани удушения. Нужно искать баланс между глубиной контроля и ограничивающими факторами, влияющими на скорость и качество операционных процедур.
Второй важный момент – нужно подходить к анализу исполнения бюджета не только с формальной точки зрения, но и делать упор на причинно-следственной связи. Показатели отклонения от спланированных сумм сами по себе, как правило, ничего не дают. Важно сценарное планирование и комплексный подход к анализу – через установление взаимосвязи между финансовыми и нефинансовыми показателями
Вы говорили про баланс между контролем и ограничением деятельности. Как его найти?
Баланс – это всегда мера того, насколько подробно руководство хочет контролировать тот или иной аспект. Чем ниже процент операций, которые тормозятся из-за контрольных процедур, тем более сбалансирована система. Второй критерий – исполнение бюджета: насколько точно проведено планирование, насколько точно в конечном итоге исполнен бюджет.
Все зависит от потребностей конкретного бизнеса в конкретный момент его развития. Когда идет бурное развитие, жесткость контрольных процедур снижается. Когда же нужно сжаться, сгруппироваться, контрольные процедуры становятся более системными и глубокими, а их прохождение более сложным.
Каковы, на ваш взгляд, основные сложности оперативного контроля?
Контроль бюджета, контроль соответствия требованиям бухгалтерского учета, контроль юридических аспектов сделки удлиняют бизнес-процессы. Оперативность падает в разы.
Для сохранения оперативности существует несколько путей решения.
Первый – избавление от лишних процедур, согласований, уточнений, дополнительных требований. Важно четко определить ключевые требования, без выполнения которых бизнес-процесс не может быть завершен, и второстепенные. Это разделение – компромисс, который должен достигаться на уровне топ-менеджмента. Компания должна определить, что для нее является критичным, и соблюдать эти требования в жесткой форме. К этому вопросу примыкает и автоматизация процессов.
Во многих компаниях функция согласования элементов сделки находится в руках нескольких подразделений. Это процесс не консолидированный и не объединенный. Часто на этом этапе начинаются «игры богов», когда самый сильный топ-менеджер бэк-офиса подминает весь процесс под себя. Если, например, сильный юрист, то система согласования идет через систему документооборота. Если исторически сложилось, что сильнее главный бухгалтер, то он подминает согласование под себя, и бухгалтерия становится основным связующим звеном.
Поскольку я сторонник автоматизации, то обычно перевожу все на рельсы платформы 1С, в рамках которой можно согласовывать документы с юридической точки зрения, автоматически контролировать бюджеты, вести оперативный учет и доставлять документы бухгалтерам. Добиться разумного компромисса между всеми участниками сделки непросто.
Как выглядит идеально построенный контроллинг?
Нельзя воспринимать контроллинг как разорванную функцию, которая в какой-то части относится к юристам, в какой-то – к бухгалтерии, а в какой-то – к финансам. Как только начинается распыление контроллинговой функции на составляющие, система усложняется, становится неуправляемой и непрозрачной, вызывает нарекания пользователей системы и самих инициаторов.
Это похоже на ситуацию, когда больному одновременно четыре врача измеряют температуру. Эффективность процедуры равна нулю. По-хорошему, один должен измерить температуру, второй – послушать дыхание, третий – посмотреть горло и т.д. Это системный подход. Каждый занимается своим делом, но все процедуры увязаны между собой.
Контроллинг – это не частная функция бухгалтерии, финансов и т.д. Контроллинг – это всеобъемлющая контрольная функция, которая осуществляется на уровне топ-менеджмента компании. И когда контроллинг эффективен, он становится максимально незаметным для бизнеса и эффективным для руководства
Более подробно познакомиться с опытом работы Eastward Capital и задать собственные вопросы Евгению Нечипоренко вы сможете на Шестой ежегодной конференции «Контроллинг: от финансовой отчетности к управлению компанией», которая состоится 5-6 июня 2014 года в Москве.
Нина Данилина
Наши конференции:
- Деловой завтрак «Оптимизация планирования денежных средств и платежного процесса в корпоративном казначействе»
- Вторая конференция «Налоговое планирование в ритейле»
- Конференция «Управленческий учет и учет по МСФО: пути сближения, практические решения»
- Вторая конференция «Управление закупками: как повысить эффективность процесса»
- Вторая конференция «Автоматизация бюджетного процесса»
Комментарии