- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
24 января 2025 года
Москва -
7 февраля 2025 года
Москва -
13 февраля 2025 года
Москва -
14 февраля 2025 года
Москва -
19 февраля 2025 года
Москва -
13-14 марта 2025 года
Москва
Анастасия Смотрицкая, ФНС России: «Компаниям необходимо заранее проанализировать возможность применения налоговых льгот по СИДН»
22.01.2025
Анастасия Смотрицкая, заместитель начальника управления международного налогообложения ФНС России и спикер Второй конференции «Управление налоговыми рисками», поделилась с CFO Russia обзором актуальной налоговой практики по вопросам международного налогообложения.
Какие изменения произошли в области международного налогообложения за последние полгода?
Основные изменения международного налогообложения коснулись трансфертного ценообразования. Но так как это не входит в мою зону компетенций, комментировать данные изменения я не могу.
В остальных сферах международного налогообложения на законодательном уровне изменений немного. К основным можно отнести изменившиеся правила уплаты налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК). С 01.01.2025 налог, уплачиваемый при применении такого режима, будет составлять 5 млн. руб. с каждой КИК в случае, если количество КИК составляет 5 и меньше. Если количество КИК у контролирующего лица больше пяти, то налог будет составлять 25 млн. руб. независимо от количества КИК.
В то же время у налогоплательщиков остаются популярными вопросы, возникшие в 2024 году, в связи с введением налогообложения внутригрупповых услуг (пп. 9.4 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса РФ). Следует отметить, что в целях данного подпункта четко определено место оказания услуг (по месту регистрации покупателя). Поэтому вопросы в основном связаны с возможностью применения соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) к такому виду доходов. И здесь позиция ФНС России остается неизменной: в случае наличия действующего СИДН и документов, предусмотренных статьей 312 Кодекса, его можно применить. Однако надо внимательно изучать положения каждого СИДН и корректно их применять. Для большинства СИДН такой вид дохода может быть квалифицирован по статье 7 «Прибыль от предпринимательской деятельности» и не облагаться налогом у источника выплаты. Но есть и исключения. Например, СИДН с Индией содержит понятие «вознаграждение за технические услуги». К ним относятся платежи любого вида, выплачиваемые за оказание любых управленческих, технических или консультационных услуг, включая оказание услуг техническим или другим персоналом. При выплате такого вида доходов необходимо применять статью 12 «Роялти и вознаграждения за технические услуги» СИДН с Индией и удерживать налог у источника выплаты по ставке 10%.
Стоит учитывать, что даже при отсутствии налогообложения на основании применения СИДН налогоплательщик признается налоговым агентом и должен представить налоговый расчет сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов. Ответственность за непредставление данного отчета включает в себя возможность блокировки расчетного счета.
Какие тенденции и перспективы развития международного налогообложения можно выделить на сегодняшний день?
Приостановление отдельных положений СИДН, денонсация некоторых СИДН, а также заключение новых СИДН указывает на переформирование фокуса РФ на взаимодействие с другими странами. Так, с 2024 года не применяются СИДН с Латвией и Данией, а с 2025 прекратило свое действие СИДН с Литвой. При этом новый СИДН с Оманом начал действовать с 2024 года, СИДН с Абхазией – с 2025 года, а вступление в силу изменений в СИДН с Малайзией ожидается с 2026 года. Кроме того, в январе 2025 года был парафирован СИДН с ОАЭ, который, будем надеяться, вступит в силу с 2026 года.
Введение упрощений для регистрации компаний в специальных административных районах (САР), а также возможность нивелирования последствий приостановки СИДН свидетельствуют о том, что фокус внимания законодательных органов направлен на поддержку российского бизнеса в условиях быстро изменяющихся внешнеэкономических условий.
Также следует упомянуть, что по некоторым из действующих СИДН уже начали действовать положения об ограничении льгот, предусмотренные Многосторонней конвенцией по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В связи с этим любая льгота, предусмотренная СИДН, может быть предоставлена только квалифицированным лицам (подробно об этом см. в Письме ФНС России от 06.08.2024 № ШЮ-4-13/8897@). Но если лицо не соответствует указанным критериям, компетентные органы иностранных государств, тем не менее, могут разрешить применение льгот по соглашению. В настоящий момент порядок получения такого разрешения не урегулирован, и этот вопрос, на мой взгляд, необходимо будет решать в ближайшее время.
Какие проблемы и вызовы стоят перед налоговыми органами и бизнесом в сфере международного налогообложения?
Основные вызовы в последнее время состоят в изменении структуры бизнеса для возможности вести внешнеэкономическую деятельность и осуществлять трансграничные платежи. И, как следствие, допустимость применения СИДН. Так, например, статью СИДН «Международные перевозки» можно применить только к непосредственному перевозчику. Поэтому, если компания для осуществления поставки товаров заключает договор с иностранным посредником, то при перечислении в его адрес дохода необходимо будет удержать налог у источника выплаты по ставке 10%. При этом большинство СИДН освобождают данный вид дохода от налогообложения. Но для возможности применения этого освобождения компании необходимо будет представить документы, предусмотренные статьей 312 Кодекса, от фактического перевозчика.
Поэтому основной вопрос в настоящее время заключается в том, что без изменения законодательства применение старых подходов ни на стороне налогоплательщика, ни на стороне налогового органа зачастую невозможно. На совещаниях с территориальными налоговыми органами мы стараемся обратить внимание коллег на то, что в настоящее время налоговая оптимизация не всегда является доминирующей причиной изменения привычной хозяйственной жизни налогоплательщиков. Конечно, исполнять налоговые обязанности необходимо, но, рассматривая вопрос о вероятном искажении налогооблагаемой базы при работе с иностранными партнерами, налоговые органы должны учитывать особенности экономической ситуации, оставаясь при этом в рамках правового поля.
В связи с этим при изменении бизнес-процессов, связанных с осуществлением трансграничных выплат, компаниям необходимо заранее проанализировать возможность применения налоговых льгот по СИДН и постараться нивелировать налоговые риски до момента перечисления денежных средств.
Задать свои вопросы Анастасии и узнать больше про международное налогообложение вы сможете на Второй конференции «Управление налоговыми рисками», которая пройдет 19 февраля 2025 года в Москве.
Мария КириченкоНаши конференции:
- Пятая конференция «Актуальные вопросы ВЭД: трансграничные платежи в новых условиях»
- Тринадцатая конференция «Корпоративное планирование и прогнозирование»
- Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2025»
- Вторая конференция «Управление налоговыми рисками»
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
Комментарии