- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
24 января 2025 года
Москва -
7 февраля 2025 года
Москва -
13 февраля 2025 года
Москва -
14 февраля 2025 года
Москва -
19 февраля 2025 года
Москва -
13-14 марта 2025 года
Москва
Владимир Серкин, «ВымпелКом»: «Цель Международных стандартов – высокий уровень качества внутреннего аудита»
26.12.2024
Владимир Серкин, директор департамента операционного аудита «ВымпелКома» и спикер Тринадцатой конференции «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса», рассказал CFO Russia, зачем нужны Международные стандарты для внутреннего аудита, а также поделился последними изменениями в них и своим опытом участия в разработке и переводе стандартов.
В чём заключается ваш опыт участия в разработке новых Международных стандартов?
До 2022 года я был членом IIASB (International Internal Audit Standards Board) Международного института внутренних аудиторов и вместе с коллегами из других стран начинал проект по обновлению стандартов.
Зачем вообще нужны Международные стандарты для внутреннего аудита?
Начну издалека. В России (да и не только) внутренние аудиторы в разных компаниях выполняют кардинально различные задачи – от инвентаризаций до риск-ориентированной оценки системы внутреннего контроля.
Заказчики у внутренних аудиторов тоже сильно разнятся. Я знаю случаи, когда руководитель службы внутреннего аудита подчинялся и взаимодействовал напрямую с собственником, а также, когда внутренний аудит подчинялся директору по закупкам, который подчинялся финансовому директору, который подчинялся генеральному директору.
Такое разнообразие логично, так как внутренний аудит на то и внутренний, чтобы приносить пользу компании так, как эта компания считает нужным.
Может быть, тогда и не нужно регламентировать деятельность внутреннего аудита, если каждая компания сама знает, как ей будет лучше?
Дело в том, что одна из разновидностей внутреннего аудита – это инструмент защиты собственников, которые не вовлечены в операционную деятельность и поэтому не могут контролировать наемный топ-менеджмент (агентская проблема). Именно этот аудит требуется на законодательном уровне от всех компаний, которые котируются на биржах по всему миру, потому что у этих компаний много миноритарных акционеров, которые сами свои интересы защитить не смогут. Это за них делает государство, требуя создание внутреннего аудита.
Такой же внутренний аудит нужен и собственникам непубличных компаний, которые хотят, но боятся выйти из операционки, чтобы не потерять контроль. Или собственникам, которые уже стратегически управляют множеством крупных компаний и физически не могут погружаться в операционку.
И вот для такого внутреннего аудита и были созданы Международные стандарты, цель которых –сделать так, чтобы внутренний аудит, который ставит своей целью защиту интересов собственников, не вовлеченных в операционную деятельность, был эффективным и приносил пользу. Собственники всех компаний, внутренний аудит в которых соответствует Международным стандартам, могут быть уверены в более-менее одинаковом уровне качества внутреннего аудита, а значит и защиты их интересов. А для внутренних аудиторов стандарты являются хорошей методичкой, чтобы не изобретать велосипед самим, а взять и внедрить уже выверенные, собранные в одном месте лучшие мировые практики.
Какие основные изменения внесены в новые Международные стандарты?
Кардинальных сутевых изменений в новых стандартах нет. Это эволюционное улучшение предыдущей версии. Основные изменения можно разделить на четыре направления. Первое – структура. Теперь стандартами гораздо удобнее пользоваться. Второе – обязательные требования, которые раньше были необязательными. Эти изменения не повлияют на компании, которые и раньше следовали лучшим практикам (получали обратную связь от заказчиков, оценивали наблюдения и т.п.). Однако тем компаниям, которые не выполняли все рекомендательные требования, необходимо изучить новые стандарты, чтобы понять, какие требования теперь нужно соблюдать в обязательном порядке (например, сейчас обязательной стала Стратегия внутреннего аудита).
Кроме того, введены обязанности совета директоров – прежние стандарты накладывали обязанности только на внутренних аудиторов. Это нововведение должно облегчить жизнь внутренних аудиторов, так как теперь, если совет директоров хочет, чтобы в его компании внутренний аудит соответствовал Международным стандартам, он должен сам предпринять определенные действия.
Также изменена терминология в переводе стандартов на русский язык, чтобы сделать ее более понятной для внешних пользователей, а не только для внутренних аудиторов, уже привыкших к «гарантиям», «мандату» и прочим терминам, которые неправильно понимались (или вообще не понимались) за пределами внутреннего аудита.
Вы упомянули перевод на русский язык – кто переводит стандарты на другие языки? Международный институт внутренних аудиторов сам это делает?
Международные стандарты переведены на 23 основных языка, в том числе на русский. В России официальным переводом занималась рабочая группа, созданная российским Институтом внутренних аудиторов (основное профессиональное объединение для тех, кто ведет деятельность в области внутреннего аудита в России). Я входил в эту группу, и мы внимательно отнеслись к переводу, чтобы не только точно сохранить суть стандартов, но и сделать их понятными для русскоязычных пользователей (с чем и связано изменение терминологии). Было много сложных вопросов и дискуссий, так как руководство российского Института внутренних аудиторов привлекло к переводу не только практикующих внутренних аудиторов, но и методологов, представителей консультантов в этой области и т.п. Поэтому перевод, на мой взгляд, получился одновременно сбалансированным, понятным и не меняющим суть англоязычной версии стандартов.
Задать свои вопросы Владимиру вы сможете на Тринадцатой конференции «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса», которая состоится 13 февраля 2025 года.
Елизавета ГетаНаши конференции:
- Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2025»
- Вторая конференция «Управление налоговыми рисками»
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
Комментарии