• Сегодня 21 декабря 2024
  • USD ЦБ 102.34 руб
  • EUR ЦБ 106.54 руб
Конкурс и премия «Лучший ОЦО России и СНГ 2024»
Подборка подарков на новогодние праздники от издательства «Архипелаг»
Девятая конференция «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом»
https://vk.com/cforussia

Отчет о Шестнадцатом форуме финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2024 (День 1)

16.12.2024

21-22 ноября 2024 года в Москве в шестнадцатый раз прошел Форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2024. Мероприятие было организовано группой Prosperity Media при поддержке портала CFO Russia. Партнером форума стала ГК «Мариллион». Представляем вашему вниманию отчет о первом дне мероприятия.

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите на электронный адрес events@cfo-russia.ru.

Команда Prosperity Media и CFO Russia благодарит спикеров и партнера за сотрудничество и уникальные практики, а всех слушателей – за интерес к мероприятию, комментарии и вопросы.

Первая секция первого дня форума «Антикризисные стратегии управления финансами в рознице» началась с АНАЛИТИЧЕСКОГО ДОКЛАДА: Макроэкономический прогноз для российских ритейлеров до 2026 года: потребительская активность и другие ключевые показатели, с которым выступил Артем Архипов, начальник управления макроэкономических исследований и стратегического анализа, «ЮниКредит Банк». Эксперт описал ключевые аспекты во внешнеэкономической среде: рост турбулентности, снижение ставок будет продолжаться, более крепкий доллар, нефть в диапазоне 70-80 долл/барр. Главные моменты в российской экономике в 2025-2026 гг.:

  • Рост экономики начинает показывать признаки замедления, но еще силён.
  • Инфляционное давление недостаточно снижается, ЦБ будет продолжать давить.
  • Рубль останется волатильным.

Кирилл Ангел, PhD, UAB Spain, финансовый директор Россия/Беларусь, Nielsen, представил АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД: Как трансформируется рынок FMCG в 2024-2026 годах в условиях санкций. Спикер описал ключевые тренды, которые сегодня меняют поведение покупателей, стратегии ритейлеров и бренды производителей. Это персонализация, внимание к себе (здоровый образ жизни, побаловать себя, экономия времени и т.д.), «регионализация» и цифровизация. Далее докладчик отметил, что меняется на FMCG-рынке, и перечислил основные факторы, которые влияют на скорость изменений в FMCG-индустрии. Спикер отметил, что, например, финансовые риски  и необходимость ручного управления в ответ на возникающие внешние вызовы остаются основными задачами, с которыми приходится сталкиваться СЕО, а запуск новинок, выход в новые сегменты, аналитика для поиска возможностей – основной фокус игроков. Также Кирилл поделился взглядом и перспективами на 2025 год. 

Затем состоялась ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ: От периодического пересмотра к скользящему бюджету: как выстроить непрерывный процесс финансового планирования в рознице. Среди спикеров: Ирина Маркова, CEO, Expert Garden, операционный и финансовый директор, «Дача Групп» (модератор); Олеся Жаворонкова, главный финансовый директор, «РОЛЬФ»; Владимир Петухов, руководитель отдела финансового контроллинга, «Зельгрос»; Виктория Морозова, руководитель по эффективности бизнеса, «Лемана ПРО». Они рассмотрели следующие темы:

  • Мониторинг макроэкономических показателей с помощью искусственного интеллекта
  • Гибкие методы прогнозирования в быстро меняющихся рыночных условиях
  • Как автоматизировать пересмотр бюджета с учетом изменений спроса и сезонности
  • Разработка нескольких сценариев планирования для оценки рисков и возможностей

В завершение секции Ольга Фомичева, менеджер по расчету заработной платы и кадровому администрированию, Группа компаний «Мариллион», рассмотрела проблемы и решения при автоматизации учета рабочего времени для крупного предприятия в ритейле. Эксперт описала условия работы и проблемы компаний с распределенной структурой и разветвленной сетью торговых точек. Затем она представила решения для автоматизации:

  • Ведение табеля учета рабочего времени администратором магазина в 1С
  • Автоматизация уведомлений по графику отпусков на базе 1С
  • Платформа для автоматизации согласования отпусков и запроса кадровых справок на примере портала CONNECT

Вторая секция «Закупки и логистика в ритейле: взгляд со стороны финансовой службы» началась с выступления на тему «Кросс-функциональное сотрудничество: как финансовый отдел может эффективно взаимодействовать с закупщиками и логистами» Марии Правды, финансового директора, Zolla. Прежде всего, она рассмотрела точки взаимодействия ФД с Закупками и ответила на вопрос, как определить оптимальный объем закупки. Также спикер объяснила, что важнее в плане отсрочки платежа или цены товара: PL или CF? В завершение Мария рассказала про юнит-экономику расходов на логистику и подчеркнула ее важность, а также прозрачной отчетности, факторного анализа и бенчмарка удельных расходов с конкурентами для грамотного планирования, анализа и контроля расходов. 

Далее прошел КРУГЛЫЙ СТОЛ: Платежи, логистика и управление поставками в текущих условиях. Среди спикеров: Мария Правда, финансовый директор, Zolla (модератор); Анастасия Мастикова, CFO, Systeme Electric; Ольга Утина, финансовый директор, ЕЦД «Рево Чардж Рус»; Дмитрий Слепичко, заместитель финансового директора, Hoff. Они обсудили следующие темы:

  • От операционной деятельности к R&D: оптимизация работы с поставщиками
  • Разработка логистических цепочек, исключающих лишнее перемещение товаров
  • Подбор банков или посредника, проводящих платежи за рубеж
  • Бесперебойность поставок и платежей: как учесть все глобальные вызовы при дефиците кадров

Третья секция прошла в формате ИНТЕРАКТИВНОЙ СЕССИИ: Открытый микрофон. В рамках сессии всем участникам предлагалось за три минуты поделиться своим опытом, поощрялся свободный обмен мнениями и вопросы коллегам. Можно было представить как удачный, так и неудачный опыт. Самый интересный ответ получил приз от модератора. О чем можно было рассказать:

  • Выбор технологического решения для управления финансами в ритейле
  • Практика защиты данных розничного бизнеса и клиентов от киберугроз
  • Подходы к повышению точности прогнозирования спроса
  • Инновации в области персонализированного обслуживания клиентов

Четвертая секция «Прогнозирование и бюджетирование в розничной компании» началась с выступления Эльмиры Савкуевой, руководителя казначейства, METRO Cash & Carry. Она описала инструменты управления ликвидностью для улучшения ключевых показателей розничной компании. В начале выступления эксперт рассмотрела ключевые показатели компании (выручка, EBITDA, оборотный капитал, чистая прибыль). Затем спикер разобрала инструменты, применяемые при избытке/недостатке ликвидности в компании, а также плюсы и минусы динамического дисконта/ранней оплаты и отсрочки в получении денег за скидку. 

О прогнозировании потребительских трендов, о том, как при подготовке бюджета учесть изменения в предпочтениях клиентов, рассказал Михаил Саулькин, CFO, Flowwow. Спикер отметил роль гибких облачных инструментов для управления запасами, описал модель прироста товарных категорий и рассмотрел непредсказуемые всплески спроса как обратную сторону сезона. Помимо этого, Михаил рассказал про анализ спроса и экспериментальные гипотезы, а также поделился планами на будущее. Несколько рекомендаций от эксперта, как создать модель, выдерживающую сезонность:

  • Использовать облачные сервисы
  • Создавать процессы, рассчитанные на масштабирование через аутсорс
  • Закладывать в финансовую модель постоянные расходы, связанные с «усилением» бизнеса в период сезонных всплесков

В конце первого дня форума Александр Чухонцев, директор по поддержке и эффективности бизнеса, X5 Group, поделился кейсом «Применение ИИ и технологий машинного обучения для прогнозирования загруженности сотрудников и оптимизации операционных показателей магазинов». Спикер рассказал, с какими вызовами сталкивается продуктовый ритейл сегодня (например, «негативная» демография, схожие условия труда у ритейлеров и т.д.), и отметил, что в связи с этим основной фокус ритейла сегодня – грамотно подойти к процессу нормирования человеческих ресурсов и обеспечить их эффективность. Александр отметил, что ритейл активно идет в инновации, связанные с автоматизацией человеческого труда, и представил инструменты построения операционной эффективности, которые внедрены в его компании. Это, например, система управления складом, платформа управления кадрами, умный магазин и роботизация, калькулятор ресурсной потребности (о последнем спикер подробно рассказал слушателям) и многое другое. 




Комментарии

Защита от автоматических сообщений