• Сегодня 21 декабря 2024
  • USD ЦБ 102.34 руб
  • EUR ЦБ 106.54 руб
Конкурс и премия «Лучший ОЦО России и СНГ 2024»
Подборка подарков на новогодние праздники от издательства «Архипелаг»
Девятая конференция «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом»
https://t.me/cfo_russiaru

Анна Кузнецова, Lamoda: «Непрерывный аудит – полезный инструмент с точки зрения скорости и точечности реагирования»

02.12.2024

Анна Кузнецова, Lamoda: «Непрерывный аудит – полезный инструмент с точки зрения скорости и точечности реагирования»

Анна Кузнецова, директор по внутреннему контролю, аудиту и управлению рисками Lamoda и спикер Тринадцатой конференции «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса», рассказала CFO Russia об использовании непрерывного аудита для оперативного реагирования на изменчивость внутренней и внешней среды компании.

Что такое непрерывный аудит?

Если говорить простым языком (который мы использовали на презентации совету директоров), непрерывный аудит – это технологически ориентированный процесс аудита, предназначенный для автоматизации проверки ошибок и данных в режиме реального времени. Зачастую это автоматические контроли, которые встроены в ключевые системы компании и сообщают об ошибках и нарушениях процессов моментально.

Почему непрерывный аудит бизнес-процессов – один из полезных инструментов, позволяющих реализовать оперативное реагирование на изменчивость внутренней и внешней среды компании?

Я бы сказала, что это самый полезный инструмент с точки зрения скорости и точечности реагирования. В классическом исполнении непрерывный аудит незамедлительно выдаёт уведомления о нарушении сотруднику, отвечающему за процесс/контроль, а также команде внутренних аудиторов, которые могут отслеживать дальнейший статус кейса. Даже настроенные автоматические отчеты из того же хранилища данных сообщат о нарушениях позже, скорее всего, по заданной периодичности. Так образом, компания сразу может понять, где образовалось слабое место, и оперативно его прикрыть. Соответственно, говоря о внешних изменениях, если у компании есть непрерывный аудит, завязанный на внешние источники информации, можно оперативно получать «новости» с рынка. К примеру, если есть контроль по отслеживанию кредитного статуса крупных и значимых поставщиков, компания может своевременно узнавать о «плохих» новостях заранее и корректировать закупки/продажи.

На какие этапы можно разделить внедрение и проведение непрерывного аудита?

Если рассматривать классический подход, то он будет очень схож с обычным аудитом.

Первый этап – планирование непрерывного аудита. Тут определяются критически важные контроли и системы, которые компания хотела бы отслеживать. Важно отметить, что так как непрерывный аудит – это всё-таки в большей степени автоматизация контроля, соответственно, нужен ресурс ИТ-разработки и тестирования. Также, мы, например, столкнулись с тем, что хочется очень многое автоматизировать, но ресурсы ограничены и надо приоритизировать контроли с точки зрения рисков и материальности. Кроме того, необходимо определять ответственных людей, которым будут приходить уведомления, и как/в какие сроки их надо закрывать.

Второй этап – тестирование. Всё, что придумано, надо еще протестировать на правильность реализации. Обычно на этом этапе вскрывается много неточностей и ограничений. Третий этап – реализация проекта. А дальше – получаем результаты, закрываем недостатки, считаем эффекты и оформляем в красивые отчеты.

Задать свои вопросы Анне и узнать больше об опыте Lamoda вы сможете на Тринадцатой конференции «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса», которая состоится 13 февраля 2025 года.

Елизавета Гета


Комментарии

Защита от автоматических сообщений