• Сегодня 21 ноября 2024
  • USD ЦБ 100.22 руб
  • EUR ЦБ 105.81 руб
Сорок первая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Седьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
Подборка подарков на новогодние праздники от издательства «Архипелаг»
Одиннадцатая конференция «Корпоративное планирование и прогнозирование»
https://t.me/cfo_russiaru

Отчет о Двенадцатой конференции «Управление дебиторской задолженностью»

01.11.2024

10 октября 2024 года в Москве в двенадцатый раз прошла Конференция «Управление дебиторской задолженностью». Мероприятие было организовано группой Prosperity Media при поддержке портала CFO Russia. Представляем вашему вниманию отчет о мероприятии.

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите на электронный адрес events@cfo-russia.ru.

Команда Prosperity Media и CFO Russia благодарит спикеров за сотрудничество и уникальные практики, а всех слушателей – за интерес к мероприятию, комментарии и вопросы.


Первой в секции «Прогнозирование платежей и эффективное взаимодействие с должниками» выступила Ирина Закржевская, руководитель направления по сопровождению финансовых и инвестиционных сделок, ТМК. Она представила доклад «Независимые гарантии для ВЭД: сфера использования, хеджирование риска нераскрытия». Ирина объяснила, что представляют собой такие гарантии, рассказала про их роль и место в ВЭД, правовое регулирование, перечислила их преимущества и недостатки. Например, ключевое преимущество независимых/корпоративных гарантий по отношению к банковским гарантиям – это упрощенный порядок их выпуска и более низкая стоимость для принципала и гаранта. А недостатки – осложненный порядок исполнения и существенные затраты на проведение претензионно-исковой работы, если гарант оказывается недобросовестным. Также спикер подробно объяснила, как снизить риски, если вы предоставляете и получаете независимые гарантии. 

Евгения Губарева, директор по экономике и финансам, «Моторика», представила кейс «Стратегия работы с проблемными контрагентами: как улучшить управление кредитными лимитами, наладить систему уведомлений о задолженностях и создать механизмы урегулирования спорных ситуаций». Эксперт рассказала про маркеры проблемной дебиторки, дала практические рекомендации, как изменить правила оплаты для клиентов, и перечислила, что полезно помнить при урегулировании вопросов возврата дебиторской задолженности:

  • Уведомлять о задолженности целесообразно до её превращения в проблему
  • Личное общение эффективнее писем
  • При переговорах равных партнёров результата можно достичь быстрее
  • Факт задолженности нужно фиксировать
  • Досудебная претензия помогает, но не всегда
  • Правило «Разрезать слона на бифштексы» работает не только в тайм-менеджменте

В завершение секции состоялся МАСТЕР-КЛАСС: Как обосновать руководству и легко внедрить «непопулярные» решения при работе с дебиторкой, который провел Евгений Соловьев, независимый эксперт. Он объяснил, как обосновать топ-менеджерам необходимость изменений при системной работе с дебиторской задолженностью и как преодолеть сопротивление коммерческой службы и взять их в союзники. Спикер наглядно, в таблицах, цифрах и на примере реальных кейсов, показал, какой может быть цена бездействия в вопросах работы с ДЗ, вплоть до риска банкротства бизнеса в условиях кризиса. И порекомендовал также говорить с топ-менеджерами «на языке цифр и кейсов с факапами», чтобы убедить их внедрить «непопулярные» решения, направленные на усиление безопасности и контроля при работе с дебиторкой. А на уровне рядовых сотрудников – изменить мотивацию, дать инструменты, научить и привлечь к разработке новых правил. 

Вторая секция прошла в формате ИНТЕРАКТИВНОЙ СЕССИИ: Открытый микрофон. В рамках сессии всем участникам предлагалось за три минуты поделиться опытом по одной из тем. Поощрялся свободный обмен мнениями. По окончании сессии модератор выбрал самый необычный\интересный ответ и вручил приз. О чем можно было рассказать:

  • Новые подходы и технологии взыскания проблемной ДЗ
  • Оптимизация коммуникаций с должниками
  • Работа с иностранными контрагентами в условиях санкций
  • Самые перспективные дебиторы: мнение реального сектора

Тема третьей секции«Оптимизация процессов взыскания дебиторской задолженности»

Как разработать стратегию взыскания проблемной ДЗ? На этот вопрос ответила Эльмира Умярова, главный специалист дебиторской и кредиторской задолженности, ТЭК «Мосэнерго». Спикер рассказала, как вести предварительную работу до наступления проблемной дебиторской задолженности, проводить анализ ДЗ, налаживать коммуникации с контрагентом и предлагать оптимальные условия для погашения задолженности. Также Эльмира перечислила способы внесудебного и судебного взыскания ДЗ и представила пример списка, в каком порядке держать данные о контрагентах, отметила важность рассылки информации о дебиторке и мотивации сотрудников: «Рассылка должна идти по подразделениям, менеджерам, кураторам, тем, кто общается с клиентами, чтобы они видели, что происходит с дебиторкой, так как 70% отсутствия проблемной задолженности зависит от работы с ней, когда срок оплаты еще не наступил».

Регулирование процессов возникновения задолженности в рамках банкротства дебитора рассмотрел Юрий Тимошкин, руководитель договорно-правового отдела, ТК «Мегаполис». Эксперт рассказал про сроки и правовые основания включения в реестр требований кредиторов и перечислил варианты оспаривания сделок по различным типам оснований. Также Юрий рассказал про субсидиарную ответственность и поделился последними тенденциями и практиками в банкротстве. Например, отметил, что арбитражные управляющие начнут публиковать на Федресурсе сообщения о пополнении реестра требований кредиторов. Срок – 5 рабочих дней с даты включения в него притязаний. Если обязательства должника захотят исполнить третьи или другие лица, то через Федресурс проинформируют:

  • об удовлетворении заявления о намерении погасить все требования кредиторов;
  • признании их погашенными;
  • пересмотре таких судебных актов.

Далее прошел КРУГЛЫЙ СТОЛ «Как снизить риски невозврата задолженности и защитить финансовые интересы бизнеса». В нем приняли участие: Ирина Закржевская, руководитель направления по сопровождению финансовых и инвестиционных сделок, ТМК (модератор); Виталий Кузнецов, руководитель отдела кредитного контроля, «КНАУФ Инсулейшн»; Захар Калмыков, генеральный директор, ГК «Родина»; Дмитрий Ерёмин, заместитель финансового директора, «ЕЛТРАНС+»; Евгения Губарева, директор по экономике и финансам, «Моторика». Спикеры обсудили следующие темы:

  • Проверка кредитоспособности клиента перед началом сотрудничества: в чем особенности?
  • Раннее выявление проблемных клиентов: как оперативно отреагировать?
  • Четкая система управления дебиторской задолженностью: условия оплаты, график платежей, штрафы за просрочку
  • ДЗ перешла в статус просроченной: как организовать претензионную работу?

Далее свой кейс «Взыскание проблемной дебиторской задолженности путем привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности» представила Диана Галеева, руководитель юридической службы, «ФомЛайн».

Она объяснила, кто и когда может обратиться в суд с заявлением о привлечении КДЛ (контролирующих должника лиц) к СО (субсидиарной ответственности), и поделилась тактикой «нападения» (алгоритмом действий) кредитора. Также Диана рассмотрела проблематику доказывания и представила разбор кейсов с учетом доводов каждой из сторон. В частности, спикер рассказала о проблематике истребования доказательств, распределении бремени доказывания, определении срока возникновения признаков недостаточности имущества и неплатежеспособности должника, действии норм права во времени. 

Спикеры четвертой секции поделились эффективными стратегиями управления дебиторской задолженностью

Александра Гаранина, экс-руководитель направления финансовых рисков, «Лемана ПРО», выступила с кейсом «Автоматизация скоринговой оценки контрагента: выбор сервиса, настройка проверок, интеграция в процесс принятия решений». Эксперт рассмотрела влияние автоматической системы скоринга на рост продаж и рассказала про интеграцию данных из внешних баз во внутреннюю систему управления продажами. Также Александра описала автоматизацию расчета показателей и лимитов на контрагентов. «Активный рост продаж неизбежно требует автоматизации решений по оценке рисков. Автоматизация, в свою очередь, позволяет управлять дебиторской задолженностью без расширения штата сотрудников, а также исключает человеческий фактор и влияние отдела продаж на принимаемые решения», – подвела итоги спикер.

Как упорядочить поток кредитных заявок с помощью ИТ-системы управления дебиторской задолженностью? На этот вопрос ответил Геннадий Машталяр, финансовый директор, «ЕВРАЗ Стил Бокс», «ЕВРАЗ Стил Хаус». Эксперт дал рекомендации, как систематизировать хаос в управлении кредитным портфелем и создать единое окно с данными (документы, история работы, мониторинг), на примере кейса своей компании по управлению потоком сделок. «Как это выглядит? Порядок, всё на своих местах и всё в одном месте, на одной странице все данные о клиенте, а поиск производится по ИНН и названию», – дал краткое описание системы спикер. Также Геннадий поделился, как исключить человеческий фактор из кредитного процесса.

В завершение конференции Лилия Мутыгуллина, руководитель группы мониторинга дебиторской и кредиторской задолженности отдела по работе с ДЗ и КЗ, «Татнефть», выступила с докладом «Оптимизация процесса взыскания дебиторской задолженности: стоп-лист и центр зачета взаимных требований как инструменты управления задолженностью». Спикер разобрала следующие подходы к оптимизации взыскания  ДЗ:

  • Минимизация сроков взыскания задолженности
  • Внедрение современного инструмента, такого как стоп-лист, позволяющего быстро реагировать на просроченные платежи
  • Повышение уровня клиентского сервиса
  • Разработка гибкой схемы погашения задолженности, которая будет учитывать финансовые возможности сторон через центр зачёта взаимных требований (ЦЗВТ)

Далее спикер подробней рассказала про функции стоп-листа и ЦЗВТ в своей компании, отметив, что они стали наиболее эффективными инструментами взыскания ДЗ в «Татнефти» и неотъемлемой частью комплексного подхода к управлению задолженностью. 




Комментарии

Защита от автоматических сообщений