- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
Денис Богомолов, «НИЖФАРМ»: «Цифровизация – не самоцель, а средство для достижения лучших бизнес-результатов»
01.11.2024
Денис Богомолов, вице-президент по финансам, ИТ и развитию бизнеса «НИЖФАРМ» и спикер Тринадцатого форума финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2024, поделился с CFO Russia опытом автоматизации и роботизации бизнес-процессов для повышения эффективности бизнеса.
Как автоматизация и роботизация бизнес-процессов повышают эффективность бизнеса?
Одна из ключевых особенностей фармацевтического бизнеса – серьезное внимание к процессу производства лекарств, контролю их качества, поскольку это напрямую влияет на здоровье пациентов.
Однако помимо непосредственного производства препаратов, в любой фармацевтической компании есть множество внутренних бизнес-процессов. Они связаны, к примеру, с организацией сбыта, продажами, управленческим учетом, работой административного персонала и так далее. Цифровизация именно этих направлений может дать огромный эффект для фармкомпаний, позволит уменьшить издержки, повысить рентабельность. Другими словами, современные ИТ-решения могут помочь фармацевтической отрасли лучше выполнять ее ключевую социальную миссию – обеспечивать людей качественными лекарствами по доступным ценам.
В «НИЖФАРМ» мы это очень хорошо поняли на собственном примере. Активно заниматься цифровизацией в компании начали с 2020 года. К настоящему моменту уже удалось реализовать больше десяти проектов по оптимизации внутренних процессов. В общей сложности они экономят бизнесу около 200 тыс. рабочих часов в год. Это эквивалентно тому, как если бы на предприятии работали 100 дополнительных сотрудников.
Всем ли компаниям, по вашему мнению, необходимо развиваться в этом направлении?
Развиваться нужно всегда и при любых обстоятельствах, а вот при выборе направления для развития стоит подумать и посчитать.
Например, мы при выборе того, какие именно цифровые проекты реализовывать, во главе угла всегда ставим такой показатель, как возврат на инвестиции и обеспечение необходимого контроля. Мы не занимаемся автоматизацией ради автоматизации и не развлекаем себя собственными разработками просто потому, что можем их сделать.
Любые технологические новшества, будь то модные сегодня искусственный интеллект или роботизация, мы всегда рассматриваем сугубо с прагматической точки зрения – какой эффект это даст компании, в том числе, в денежном эквиваленте.
Какими результатами автоматизации и роботизации процессов вы могли бы поделиться на сегодняшний день?
Как я уже говорил, на протяжении нескольких лет мы активно занимаемся цифровизацией бизнес-процессов. За этот период произошла переоценка роли ИТ-отдела внутри компании, что очень важно.
Начну с того, что мы придерживаемся принципа симбиоза собственных продуктов и решений внешних подрядчиков. Далеко не все, что нам нужно, мы можем найти в числе готовых ИТ-продуктов на рынке, некоторые решения проще и дешевле разработать с нуля самим. Именно поэтому у нас довольно большой для фармкомпании ИТ-отдел – около 50 сотрудников.
Для повышения эффективности цифровизации наши ИТ-специалисты очень активно интегрируются в бизнес-процессы, чтобы лучше понимать потребности разных функциональных направлений, нюансы их деятельности. В итоге ИТ-подразделение стало воспринимать себя в качестве полноценного бизнес-партнера, а не только в роли сервисного отдела. Сейчас большинство идей, что еще можно улучшить, создаются в результате совместной работы и сотрудничества ИТ-отдела с другими сотрудниками, которые работают в компании.
Если говорить о результатах, то в этой связи хотелось бы рассказать о сервисе по прогнозированию продаж, что, как мне кажется, является камнем преткновения для любой крупной компании. Раньше у нас этим процессом занимались минимум 4 отдела в 15 разных ИТ-системах. Это был ручной труд, который сильно зависел от квалификации конкретных экспертов. Стоило кому-то из них перейти на другую работу, как процесс мог быть нарушен. А прогнозирование продаж – это критичный для бизнеса процесс, потому что от этого зависит, достаточно мы произведем продукции или недостаточно, а может быть, ее окажется слишком много.
Сейчас, совместно с подрядчиком, мы разработали одну-единственную ИТ-систему – с удобным интерфейсом, возможностью интеграции всей информации по рынку, историческим продажам, ценам, остаткам продукции, бюджетным и производственным показателям, а также понятным алгоритмом моделирования статистического прогноза продаж. В итоге процесс прогнозирования занимает кратно меньше времени и усилий. Вот такого рода решения я называю практичными и полезными для бизнеса. При этом мы не пытаемся подменять искусственным интеллектом возможности человека, в нашем случае это пока нецелесообразно.
Если говорить подробнее об этой системе, то ее можно по праву назвать сверхудобным инструментом, который поддерживает процесс планирования (S&OP). Благодаря этому инструменту команда, задействованная в процессе S&OP, может видеть все данные прозрачно в единой системе Еnd2Еnd.
В результате у нас появляется единая база данных со всей необходимой информацией для оперативного принятия бизнес-решений. А самое главное, команда имеет возможность не только ориентироваться на единые источники данных, но и в режиме реального времени видеть влияние изменений, внесенных в прогноз продаж, на другие показатели. Прогнозы мы, как правило, делаем на 18 месяцев вперед.
Разработка и внедрение этой уникальной системы внутри компании стала возможной благодаря многим факторам.
Я очень часто повторяю, что моя роль как CFO заключается в грамотной фасилитации интеграционных процессов.
Понимание бизнес-потребностей дает возможность очень четко представить тот результат, которого мы должны достичь по итогам совместной работы. Ведь на текущий момент функции бизнес-планирования находятся в разных департаментах, и только видя общую картину, можно создать систему, которая не просто будет всех устраивать, а привнесет в наш бизнес упорядоченность и эффективность.
Многогранность и уникальность этого проекта заключается в том, что система стала связующим звеном между подразделениями маркетинга, планирования продаж, планирования поставок, исследований рынка, BI, и сотрудниками, которые занимаются процессом автоматизации как на нашей стороне, так и на стороне подрядчика.
Мы много сил потратили на то, чтобы сделать этот интерфейс удобным в использовании для маркетологов, которые занимаются прогнозированием продаж продуктов, за развитие которых они отвечают. Система позволила нам уйти от сложных таблиц и зависимости от конкретных экспертов. Теперь, внося в систему нужную цифру, мы получаем пересчитанный прогноз, и при этом – корректный относительно других показателей.
Сегодня, оглядываясь назад, хочется отметить, что мы уже много сделали для автоматизации и оптимизации бизнес-процессов за последние три года, и продолжаем исповедовать селективный подход к внедрению интерфейсов и систем. Основным критерием была и остается эффективность и полезность для бизнеса. Цифровизация – не самоцель, а средство для достижения еще лучших бизнес-результатов.
Задать свои вопросы Денису и узнать больше об опыте «НИЖФАРМ» вы сможете на Тринадцатом форуме финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2024, который состоится 14-15 ноября 2024 года.
Елизавета Гета
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии