• Сегодня 21 ноября 2024
  • USD ЦБ 100.22 руб
  • EUR ЦБ 105.81 руб
Сорок первая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Седьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
Подборка подарков на новогодние праздники от издательства «Архипелаг»
Одиннадцатая конференция «Корпоративное планирование и прогнозирование»
https://vk.com/cforussia

Отчет о Тринадцатой конференции «Корпоративное бюджетирование» (День 1)

04.10.2024

19-20 сентября 2024 года в Москве в тринадцатый раз прошла Конференция «Корпоративное бюджетирование». Мероприятие было организовано группой Prosperity Media при поддержке портала CFO Russia. Партнерами конференции стали компании SL Soft и GMCS. Представляем вашему вниманию отчет о первом дне мероприятия.

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите на электронный адрес events@cfo-russia.ru.


Первая секция первого дня мероприятия «Бюджет сегодня: изменения, возможности и ограничения» началась со ЗНАКОМСТВА С АУДИТОРИЕЙ. С помощью интерактивного опроса участники конференции смогли больше узнать о других слушателях и в числе прочего получить ответы на вопросы:

  • Какого размера компании присутствуют?

  • Какие должности занимают участники?

  • Представители какой отрасли есть среди слушателей?

  • Сколько сотрудников в планово-экономическом отделе?

Далее Артем Архипов, начальник управления макроэкономических исследований и стратегического анализа, «ЮниКредит Банк», выступил с АНАЛИТИЧЕСКИМ ДОКЛАДОМ: Условия для подготовки бюджета: макроэкономические показатели России в 2025-2026 годах. Эксперт описал внешнеэкономическую среду, отметив, что внеэкономические факторы ведения бизнеса вряд ли улучшатся, мировая экономика достаточно уверенно растет, стоимость нефти зависит от состояния рынка, цикл снижения ставок будет продолжаться. Также Артем описал ключевые аспекты российской экономики в 2025-26 гг:

  • Рост экономики есть и, вероятно, продолжится на основе спроса и уверенности производителей, однако ресурсов для высоких темпов недостаточно.

  • Инфляционное давление будет уменьшаться, ставка ЦБ будет снижаться вместе с ним.

Бюджетирование в условиях кризиса и неопределенности рассмотрел Константин Яковлев, директор департамента по экономике, УК «Сибантрацит». Спикер дал рекомендации, как перейти от годового и квартального к непрерывному планированию, и подчеркнул, что оперативный бюджет – это операционная эффективность. Также Константин описал динамическую модель ценообразования и рассказал, что учитывать при анализе факта. Здесь важно сравнение с показателями работы за прошлый период и оперативным планом, внутренний и внешний бенчмарк (сравнение разрезов между собой и с подрядчиками), еженедельный прогноз производства, продаж на месяц, прогноз EBITDA и CF, а также многое другое.

Анна Парфенова, заместитель директора департамента – начальник управления, «Норильский никель», раскрыла роль среднесрочного планирования в условиях глобальных вызовов. Она описала эволюцию процесса и поделилась подходами и инструментами среднесрочного сценарного планирования. Далее Анна рассмотрела роль среднесрочного планирования в условиях текущих вызовов. Спикер подчеркнула, что важный инструмент планирования – короткая модель: «Поскольку уровень неопределенности продолжает расти, долгосрочное планирование и составление бюджета на длительный период теряют смысл. Организация должна стать более адаптивной». В завершение эксперт поделилась рекомендациями, как адаптировать процесс планирования бюджета прямо сейчас. 

Бюджетирование с нулевой базой (Zero Based Budgeting), его особенности и преимущества подхода в условиях нестабильной экономической ситуации рассмотрела Наталья Новская, финансовый директор, Elanco Rus. Спикер объяснила, всегда ли возможно внедрить ZBB, и акцентировала внимание на пользе и необходимости ежеквартального пересмотра бюджета. «Бюджетирование с нулевой базой может не подходить для всех организаций, поскольку этот процесс трудоемкий и ресурсоемкий. Он требует вовлечения всех департаментов/отделов. Организациям следует оценить свои потребности, возможности и долгосрочные цели, чтобы определить, является ли ZBB подходящим методом бюджетирования для их бизнеса», – подчеркнула спикер.

Альбина Ибрагимова, руководитель подразделения бизнес-решений Polymatica, SL Soft, рассказала о новых возможностях для автоматизации бюджетирования и аллокации затрат в условиях неопределенности. Эксперт перечислила требования к системам принятия решений (планирование, бюджетирование, управление затратами) и рассмотрела проблематику оперативного перепланирования, расширенного сценарного анализа и имитационного моделирования. Также Альбина рассказала про моделирование затрат и рентабельности для организации бережливого производства и представила ИТ-решение для аллокации затрат. Грамотный подход к аллокации позволит справиться со следующими трудностями:

  • Соотнесение доходов и расходов (их занижение/завышение)

  • Выявление прибыльных/убыточных видов деятельности, продуктов, услуг или подразделений

  • Установление KPI за финансовый результат (например, при ВГО)

  • Установление внутригрупповых наценок


Вторая секция «Регулировка затрат при работе с бюджетом» началась с выступления Леонида Твердохлебова, независимого эксперта. Он ответил на вопрос «Как выстроить регулярную оценку эффективности инвестиций после начала проекта и составить точный бюджет поступлений?». Спикер описал инвестиционную стадию, рассмотрел разработку концепции и проектную документацию. Затем Леонид рассказал про реализацию и завершение проекта, перечислил текущие особенности планирования доходной части, а также отметил условия успешного планирования и исполнения планов. Во-первых, это развитая система сбора аналитических данных из внешних и внутренних источников. Во-вторых – оперативное получение фактической информации о выполнении проекта в детальной аналитике на всем его протяжении. И, в-третьих – регулярный анализ возможностей улучшения показателей проекта на всем его протяжении и оперативные корректирующие действия.

Практику применения методов бережливого производства для повышения эффективности бюджетного процесса рассмотрел Михаил Наталенко, заместитель генерального директора по финансам и экономике, «Р-Альянс». Эксперт описал истоки бережливого производства (далее – БП) и поделился практическими аспектами применения инструментов БП для ДЭФа (департамента экономики и финансов). Михаил акцентировал внимание на БП как на инструменте для вовлечения персонала и декомпозиции цели. Также спикер отметил: «На первом месте должно быть удобство для пользователя. Не процесс ради процесса. Внедрение БП должно сокращать потери рабочего времени и не приносить дополнительной нагрузки участникам БП».

Завершилась секция КРУГЛЫМ СТОЛОМ: Как найти баланс в оптимизации расходов. Среди спикеров: Анна Барышникова, независимый эксперт (модератор); Виктория Солдатова, финансовый и HR-директор, «Рейнарс Алюминиум Рус»; Анна Парфенова, заместитель директора департамента – начальник управления, «Норильский никель»; Мария Тихомирова, руководитель управления финансов, «СИТИЛИНК»; Игорь Селиванов, операционный директор, RU-CENTER; Наталья Новская, финансовый директор, Elanco Rus. Они обсудили следующие темы:

  • Подходы к управлению затратами: что нужно учесть в первую очередь и как обосновать затраты, не заложенные в бюджете

  • Как выстроить внутрикомандное взаимодействие и мотивировать персонал искать решения для экономии

  • Где найти дополнительные ресурсы, чтобы компенсировать удорожание сырья и логистики

  • Как оптимизировать ИТ-затраты на бюджетирование при переходе на новое ПО

Третья секция «ИТ-инструменты при подготовке бюджета» началась с ОТКРЫТОГО МИКРОФОНА: Кейсы аудитории. В рамках сессии всем участникам предлагалось за три минуты поделиться опытом по одной из тем. Поощрялся свободный обмен мнениями. По окончании сессии модератор выбрал самый необычный/интересный ответ и вручил приз. О чем можно было рассказать?

  • Выбор и внедрение российского ПО

  • Импортозамещение ИТ-продуктов в бюджетировании

  • Проблемы отмены лицензий зарубежного ПО: оперативные решения по замене и/или продлению лицензий

  • Потери и приобретения при переходе на российское ПО

  • ИТ-инструменты в прогнозировании

  • Опыт применения ИИ


Затем Александр Галкин, вице-президент, и Екатерина Зимина, бизнес-партнер, GMCS, представили доклад «Российский рынок систем бюджетирования – как выбрать и внедрить. Опыт интегратора и кейсы». Спикеры рассказали, что изменилось на рынке систем бюджетирования за пять лет, и перечислили особенности проектов бюджетирования сегодня. Также Александр и Екатерина объяснили, где «тает» КПД проекта бюджетирования и что с этим делать. В завершение выступления они рассказали, как в их компании выбирали российскую платформу бюджетирования, о своем подходе к построению проектной команды и с чем приходилось сталкиваться на проектах внедрений импортозамещенных систем бюджетирования. Спикеры отметили, что, если сжаты сроки, не стоит запускать параллельно реинжиниринг процессов, вендор и интегратор – партнеры, а подготовку персонала нужно начинать со старта проекта.  

Опытом внедрения системы для визуализации и анализа данных поделилась Наталья Бовкун, финансовый контролер, Systeme Electric. Она объяснила, что такое Data-Driven культура в компании (в нее, в частности, входят регулярная отчетность в детализации, достаточной для выявления сути проблемы; выявление ключевых факторов, влияющих на показатели; финансовое моделирование и оценка «А что если?» и т.д.), и дала советы, как безболезненно перейти из санкционного BI в дружественный. Кроме того, Наталья поделилась, как сделать хороший дашборд: структура от общего к частному; расположение ключевых показателей в рамках одного экрана; возможность исследовать данные со степенью детализации, соответствующей потребностям пользователей, и т.д.

В завершение первого дня Юлия Доронкина, финансовый директор, ГК «Европея», рассказала про опыт построения качественной системы управления затратами, об инициаторах, задачах и документах. Спикер объяснила, с чего начать построение системы управления затратами. Затем Юлия ответила на вопрос, почему система может не работать и как устранить неполадки, а также перечислила признаки качественной системы управления:

  • Она четко решает ту проблему, ради которой ее создавали

  • Ее эксплуатация не требует больших временных затрат и усилий, и, как следствие, значительных материальных затрат

  • Система понятна и прозрачна

Команда Prosperity Media и CFO Russia благодарит партнеров и спикеров за сотрудничество и уникальные практики, а всех слушателей – за интерес к мероприятию, комментарии и вопросы.




Комментарии

Защита от автоматических сообщений