- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
24 января 2025 года
Москва -
7 февраля 2025 года
Москва -
13 февраля 2025 года
Москва -
14 февраля 2025 года
Москва -
19 февраля 2025 года
Москва -
27 февраля 2025 года
Онлайн
Наталия Волкова, писатель: «Изучение языка – это почти всегда игра»
26.09.2024
Наталия Волкова, писатель, лауреат Национальной премии в области детской и подростковой литературы, преподаватель английского языка, автор книги издательства Архипелаг «Деревья», рассказала CFO Russia о том, как приобщать ребенка к чтению и развивать его творческие способности, а также про эффективное обучение детей английскому языку.
Какие из методик приобщения детей к чтению, на ваш взгляд, самые эффективные и почему? С каких из них и в каком возрасте стоит начинать?
На мой взгляд, чтобы у ребенка случилась любовь к чтению и книге, самое главное – у него должны быть книги в доступе. Даже самый маленький ребенок, младенец, должен иметь возможность трогать книги, разглядывать картинки, пробовать книги на вкус. Он должен быть с ними на одном уровне и в прямом, и в переносном смысле: книги, подходящие по возрасту, могут лежать на полу, где ползает малыш, или на самых нижних полках, чтобы он мог сам до них дотянуться. Этот принцип, мне кажется, должен сопутствовать ребенку по жизни, чтобы он всегда мог легко найти интересующие его темы.
Какие книги наиболее интересны детям? Что они должны содержать в себе, чтобы привлечь внимание ребенка и зародить желание прочитать?
По моему опыту, ребенка интересуют прежде всего книги, которые как бы про него. Причем это может быть и фантастика, и мистика, и историческая проза, но там должны описываться такие проблемы и присутствовать сюжеты, которые близки конкретному ребенку.
Конечно, у современных детей книга соперничает и с фильмами, и с компьютерными играми. Но хорошая литература дает то, что не дадут никакие гаджеты: она будит воображение и погружает в художественный мир. Если современному автору удастся создать уникальный детальный мир и правдивых, ярких, интересных героев, то книга сможет привлечь внимание ребенка и зародить желание ее прочитать.
Какие есть способы развития творческих способностей у детей? Какую роль в этом деле играет обучение детей литературному мастерству?
На мой взгляд, творческие способности есть у всех детей, причем они гораздо ярче, чем у взрослых писателей. Потом, правда, в силу разных обстоятельств, возможно, и невнимания взрослых, они «бледнеют». Мне кажется, самое большее, что мы, взрослые, можем сделать, это не мешать детям видеть мир таким, каким он им представляется. Задача взрослого может быть в том, чтобы направить, рассказать и показать, как написаны их любимые произведения, как они устроены, какими приемами пользуются их любимые авторы, как они развивают сюжет, как строят текст.
Знаю, что вы занимаетесь постановками спектаклей по книгам. Какое значение для детей имеет их участие в таких спектаклях?
Спектакли по книгам тут могут тоже очень помочь: ведь когда дети или подростки вживаются в роль, они лучше понимают мотивацию поступков героев, их характер, изменение героя, его переживания. А если ребята еще и сами пишут сценарий для постановки и помогают режиссеру, предлагая свои идеи, как сделать спектакль лучше, то такая работа помогает им и увидеть историю немного иначе, опять же, понять, как он сделан, как построена драматургия.
В каком возрасте стоит начинать учить ребенка английскому языку? Какие есть эффективные методики для этого?
Если родители знают английский (или учат его сами), то заниматься с ребенком можно хоть с рождения. Достаточно читать ему книжки на английском, называть предметы вокруг, говорить мимоходом какие-то фразочки. Ребенок в таком случае воспримет язык естественно, как родной. И, конечно, это не называется «учить». Это скорее игра, как и любая деятельность в дошкольный период. Просто это игра на английском языке. В ней ребенок способен запомнить много слов, простые конструкции, песни, потешки типа «песенок Матушки Гусыни». Если с ребенком хотя бы несколько минут в день играть или разговаривать на другом языке, он незаметно начнет отвечать на вопросы или вставлять в речь фразы, которые запомнил.
Регулярные занятия минут по тридцать можно начинать лет с четырех. И, конечно, это все равно будет игровая методика: кукольный театр и сценки, подвижные, настольные игры. В этом возрасте можно постепенно начинать читать. Только это должно быть такое обучение чтению, какое проходят носители английского языка – Phonics, звуковой метод обучения чтению (дети учат не названия букв, а звуки, которые они обычно обозначают, - прим. ред.). И вот тут уже без специальной подготовки родителей не обойтись. Или можно обратиться к специалисту.
И еще важно не забывать, что изучение языка – очень интересное дело, это почти всегда игра: ведь мы, как одежду, примеряем на себя другой язык, другую культуру. Поэтому подростки, как и малыши, очень любят играть на занятиях: в «Мафию», в «Интервью», в «Расследование». А для преподавателя такие игры – отличная возможность проработать грамматику и лексику, разговорить учеников.
Как инсценировки помогают в изучении английского языка?
Я тридцать лет преподаю английский язык, и в каждой группе мы ставим спектакли. Сначала это небольшие сценки и коротенькие инсценировки известных сказок. Позже – полноценные неадаптированные спектакли, такие как «Остров Сокровищ» или «Хроники Нарнии». В них используется язык оригинала. Мы ничего не упрощаем. Лексика и грамматика авторские. Обычно ребята с удовольствием берутся за написание сценария и режиссуру (я никогда не даю им готовых решений, а стараюсь, чтобы они участвовали с нуля в создании спектакля) и разучивание ролей. Все это вместе помогает и в изучении языка: надо перевести реплики, выучить художественный текст, поработать над произношением и интонацией, а также ораторским мастерством, громкостью и четкостью. И при этом мы как бы не учимся, а занимаемся увлекательным, любимым делом! Поэтому и отторжения нет.
Какие есть сложности и способы их разрешения в изучении английского языка вне языковой среды?
Главная сложность – непонимание, зачем говорить на английском, когда все можно сказать на родном языке. И вот тут тоже очень помогают игры, ведь в них гораздо проще представить, что мы оказались на другой планете или на острове, где никто тебя не понимает, и тебе, хочешь ты того или нет, придется как-то объясняться.
Юлия Сильченко
Наши конференции:
- Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2025»
- Вторая конференция «Управление налоговыми рисками»
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
Комментарии