• Сегодня 19 сентября 2024
  • USD ЦБ 91.67 руб
  • EUR ЦБ 102.04 руб
ELMA DAY’24 Экосистема Low-code решений
Сороковая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Двенадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
«Детский сад на колёсиках» – книги, в которых узнает себя каждый детсадовец
50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов
https://t.me/cfo_russiaru

Наталья Рагузова, «СМ-Клиника»: «Культура непрерывного обучения – главный тренд развития образовательных технологий»

18.09.2024

Наталья Рагузова, «СМ-Клиника»: «Культура непрерывного обучения – главный тренд развития образовательных технологий»

Наталья Рагузова, советник генерального директора по организационному развитию, к.ф.-м.н, «СМ-Клиника», и спикер Двенадцатой конференции «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности», рассказала CFO Russia об особенностях корпоративного обучения в эпоху цифровой трансформации.

В чем состоит особенность корпоративного обучения в эпоху цифровой трансформации?

Цифровая трансформация всегда подразумевает серьезные изменения бизнес-процессов компании, происходит перестройка бизнес-модели, всех аспектов бизнеса, и это не может не затрагивать корпоративную культуру компании, которая, в свою очередь, оказывает влияние на саму возможность преобразований и может даже препятствовать необходимым изменениям. Сложившаяся в компании корпоративная культура находится в тесной взаимосвязи с корпоративным обучением персонала, которое влияет на трансформационные процессы изнутри, и само меняется под влиянием инноваций.

По собственному опыту могу сказать, что современные цифровые технологии оказывают серьезное влияние на корпоративное обучение, в том числе и в отрасли здравоохранения. Можно упомянуть использование таких многообещающих инноваций, как виртуальная и дополненная реальность, роботизация или искусственный интеллект, которые меняют саму структуру и технологии корпоративного обучения. В нашем корпоративном учебном центре мы используем технологии виртуальной и дополненной реальности при проведении тренингов медицинских работников, как врачей, так и среднего медицинского персонала, например, мы проводим занятия на симуляционных тренажерах для улучшения эндохирургических навыков врачей-хирургов. При этом не только отрабатываются манипуляции, но и происходит объективное тестирование приобретенного врачом-хирургом мастерства, что в дальнейшем значительно снижает риски и повышает качество хирургической помощи при проведении операций.

Но нельзя просто сосредоточиться на технологиях. Фундаментом всех трансформационных процессов является ориентация на клиента и его потребности, а в центре внимания должно быть поощрение и поддержка изменений через обучение сотрудников. И это не зависит ни от отрасли, ни от размера компании. Поэтому особенность корпоративного обучения в эпоху цифровой трансформации состоит в том числе и в трансформации и перестройке внутренних установок людей, работающих в компании. Трансформация – это непрерывный процесс, поэтому для выживания и достижения успеха в современной модели BANI-мира, в котором технологии и знания быстро устаревают, компаниям нужно выстраивать культуру непрерывного обучения (lifelong learning) персонала. Это должно сейчас стать главным трендом развития образовательных технологий.

В чем основные причины сопротивления сотрудников обучению новым технологиям?

Сопротивление со стороны сотрудников, иногда переходящее в откровенный саботаж, является одной из самых больших трудностей в процессе внедрения новых технологий. Чтобы организационная культура и корпоративный климат созрели для изменений, в дорожную карту цифровой трансформации необходимо включить обучение сотрудников. При этом необходимо понимать, что большинство внедряемых сегодня в практику изменений требуют не только встраивания новых технических навыков в мышление сотрудников, но и преодоления адаптивных трудностей, решение которых связано с изменением образа мышления персонала.

Среди основных причин сопротивления персонала обучению новым технологиям можно указать следующие: людей может останавливать страх перед неизвестностью, они боятся, что новые знания уведут их из привычной комфортной зоны, и воспринимают изменения как угрозу стабильности. А также боятся потерять контроль над бизнес-процессами, многие просто привыкли к существующим способам выполнения работ и не видят пользы в их изменении и обучении новым технологиям. Некоторые сотрудники опасаются потерять ресурсы, власть и привилегии. Кроме того, у сотрудников мог быть неудачный опыт с предыдущими изменениями, которые привели к отрицательным для них последствиям. Все это, по меткому выражению профессора Роберта Кигана, можно назвать «иммунитетом к изменениям», который, с одной стороны, является психологической защитой от рисков, а с другой стороны, является серьезным ограничением для развития. Если говорить про мой собственный опыт, то на практике при внедрении новых цифровых продуктов мне приходилось сталкиваться со всеми вышеперечисленными причинами сопротивления персонала.

Как работа с вовлеченностью и мотивацией персонала помогает преодолеть сопротивление?

Хотелось бы сразу сказать, что такая работа должна выстраиваться в зависимости от текущего уровня корпоративной культуры компании. Есть такая теория спиральной динамики психолога Клера Грейвза, которая хорошо показала себя на практике для объяснения эволюции отдельных личностей, организаций и даже государств. Исходя из того, на каком этапе развития корпоративной культуры находится компания, должны выбираться методы обучения и мотивации ее работников.

Если в общем говорить о способах мотивации к обучению, помогающих преодолеть сопротивление, то можно упомянуть важность прозрачной коммуникации с сотрудниками, когда они понимают, каких результатов достигнут. Очень важны реальные примеры успеха коллег. Кроме того, сотрудники должны быть активно вовлечены в процесс, их нужно не просто заставлять учиться, а стремиться к тому, чтобы они сами делали выбор того, что и как они хотят изучать. Важно сделать обучение доступным и гибким, например, предложить модульные онлайн-курсы, которые можно изучить в удобное время. Сотрудникам должно быть интересно учиться, ведь любопытство – двигатель прогресса!

И, конечно, для преодоления сопротивления сотрудников очень важно, когда корпоративные лидеры сами верят в необходимость и важность обучения, а также то, как они умеют работать с собственным «иммунитетом к изменениям».

Задать свои вопросы Наталье и узнать больше об опыте «СМ-Клиники» вы сможете на Двенадцатой конференции «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности», которая состоится 4 октября 2024 года.

Елизавета Гета


Комментарии

Защита от автоматических сообщений