• Сегодня 21 декабря 2024
  • USD ЦБ 102.34 руб
  • EUR ЦБ 106.54 руб
Конкурс и премия «Лучший ОЦО России и СНГ 2024»
Подборка подарков на новогодние праздники от издательства «Архипелаг»
Девятая конференция «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом»
https://t.me/cfo_russiaru

Отчет о Четвертой конференции «Актуальные вопросы применения машиночитаемой доверенности»

17.09.2024

28 августа 2024 года в Москве в четвертый раз прошла Конференция «Актуальные вопросы применения машиночитаемой доверенности». Мероприятие было организовано группой Prosperity Media при поддержке портала CFO Russia. Представляем вашему вниманию отчет о мероприятии.

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите на электронный адрес events@cfo-russia.ru.

Команда Prosperity Media и CFO Russia благодарит спикеров за сотрудничество и уникальные практики, а всех слушателей – за интерес к мероприятию, комментарии и вопросы.

Первая секция «Законодательные и технические требования к работе с МЧД» началась с доклада Романа Чубарова, начальника отдела методологии применения электронной подписи и хранения электронных документов хозяйствующими субъектами Управления электронного документооборота, ФНС России. Он рассказал о планах по развитию, оптимизации классификатора полномочий и перспективах создания единого формата для разных сегментов МЧД. Спикер отметил, что версия МЧД 002 остается на ЕПГУ и может быть использована наравне с 003, подробно рассказал про развитие портала и распределенного реестра. А также ответил на часто задаваемые вопросы. Например: Когда ФНС России будет принимать универсальный формат доверенности? – Зима 2024. Можно ли подписывать электронные документы на основании бумажной доверенности? А наоборот? – Да. Когда появятся полностью машиночитаемые полномочия? – Уже есть.

Во второй половине секции состоялась серия вопросов-ответов, в которой участники задавали все интересующие вопросы Роману Чубарову.

Вторая секция мероприятия прошла в формате КРУГЛОГО СТОЛА: Актуальные вопросы использования МЧД. В его рамках участники обсудили:

  • Требования к созданию, использованию и аннулированию МЧД
  • Как выбрать оптимальный сервис для создания МЧД
  • Как оптимизировать работу с классификатором полномочий
  • Использование персональных данных в МЧД и способы их защиты
  • Как обеспечить безопасное хранение МЧД

Среди спикеров: Ольга Леонова, методолог по цифровизации учетных процессов, финансово-экономический центр, «Интер РАО» (модератор); Екатерина Удальцова, ИТ Бизнес-партнер, ЦЕС «Аскона Лайф Групп»; Ирина Жданова, главный бухгалтер – начальник департамента бухгалтерского и налогового учета и отчетности, «Россети Северо-Запад».

Третья секция «Возможности использования МЧД внутри компании» началась с выступления Ксении Мельцовой, ведущего эксперта по внедрению электронного документооборота, «Сервисный Центр ФЕСКО», на тему «Этапы и подходы к внедрению МЧД: ожидание и реальность». Спикер описала сферы применения и процесс оформления МЧД. Также она рассказала про применение МЧД в B2B, передоверие и поделилась статистикой оформленных доверенностей. Текущий процесс передачи МЧД при обмене документами с контрагентами и в КЭДО, например, выглядит в компании так:

  • Автоматическая проверка актуальности (действия) МЧД при подписании
  • Механизм автоподбора МЧД и УКЭП
  • Передача МЧД в пакете файлом, передача ID МЧД
  • Хранение ID МЧД, полученной от контрагента, в карточке документа
  • Применение МЧД в КЭДО

В рамках развития этого процесса планируется исходящая проверка МЧД по формализованным полномочиям (вид документа, сумма документа, полномочие), а также проверка МЧД, полученной от контрагента (срок и полномочия).

О внедрении и реализации МЧД в группе компаний рассказала Екатерина Костарева, руководитель Проекта по внедрению МЧД, ТМК. В первую очередь она представила цели и задачи внедрения МЧД в группе компаний и рассказала про выбор платформы по управлению жизненным циклом МЧД (принцип «единого окна»). Затем она рассмотрела реинжиниринг бизнес-процесса по подготовке доверенностей и описала текущий статус реализации внедрения МЧД (В2В, В2G). Также Екатерина дала рекомендации по организации процесса обучения и поддержки пользователей, тиражированию корпоративных курсов и программ на компании группы.

Виталий Слободин, руководитель направления развития ЭДО, УК «РОСВОДОКАНАЛ», представил взгляд на оформление МЧД со стороны юриста. Эксперт поделился тем, как МЧД перешла под управление юридической службы, и рассказал, с какими сложностями сталкиваются юристы при оформлении МЧД, т.к. для сотрудников ДПВ (дирекции по правовым вопросам), не являющихся техническими специалистами, привыкших работать по четким правилам, МЧД является неупорядоченным и сложным процессом. Также Виталий объяснил, почему машиночитаемую доверенность не оформить без ИТ-специалистов, и что нужно улучшать в процессе выпуска МЧД с точки зрения ДПВ. Например:

  • Избавить ДПВ (и не только) от решения технических задач и изучения специфической технической терминологии – юристы НЕ должны заниматься техническими вопросами.
  • Реализовать «дружественный» интерфейс операторов ЭДО. Возникающие ошибки сразу поступают ответственным лицам.
  • Упростить или упорядочить, или реформировать каталог полномочий Минцифры.
  • Единый источник МЧД для всех потребителей и т.д.

Четвертая секция «Эффективные инструменты для оптимизации работы с МЧД» началась с доклада Валерии Овериной, главного эксперта Управления по методологии B2G процесса, «Норникель», про управление процессом выдачи МЧД в Холдинге. Она отметила требования и сложности в рамках запуска МЧД, рассказала про организацию процесса выдачи МЧД в холдинге, а также перечислила риски и проблемные зоны, которые требуют выработки своевременных мер и решений со стороны регулятора. К примеру, в части обеспечения сотрудников ОЦО МЧД это:

  • Отсутствие передоверия, изменение текущего порядка делегирования полномочий в ОЦО
  • Сложности ведения реестра выданных доверенностей для сотрудников ОЦО по Группе
  • Стресс-сроки обязательного применения МЧД от разных ФОИВ
  • Дополнительные требования от ФОИВ (УПУП для СФР)

Как автоматизировать процесс работы с МЧД в ИТ-системе компании? На этот вопрос ответила Екатерина Удальцова, ИТ Бизнес-партнер, ЦЕС «Аскона Лайф Групп». Спикер акцентировала внимание на важности анализа ИТ-ландшафта компании для организации работы с МЧД и рассказала про выбор способа выпуска машиночитаемой доверенности. Далее Екатерина дала советы, как оптимизировать ИТ-систему для работы с МЧД и организовать работу с МЧД от выпуска до правильного использования в ИТ-ландшафте. Зачем нужна автоматизация работы с машиночитаемой доверенностью?

  • Повышение уровня контроля за выпуском МЧД
  • Сокращение сроков выпуска
  • Своевременный отзыв и аннулирование МЧД и т.д.

Опытом внедрения МЧД для подписания электронных кадровых документов и формирования кадровой отчетности поделилась Ирина Жданова, главный бухгалтер – начальник департамента бухгалтерского и налогового учета и отчетности, «Россети Северо-Запад». Спикер описала специфику выпуска МЧД для кадровой отчетности крупной компании и перечислила критерии, по которым выбирали сервис создания МЧД для ЭКДО. Эксперт отметила, что в единую технологическую платформу ЭКДО входят следующие решения: сервис, где осуществляется взаимодействие сотрудника и работодателя; сервис для взаимодействия исполнителей работодателя с госорганами; и для взаимодействия исполнителей работодателя между собой. Также Ирина рассказала про организацию выпуска МЧД для кадровой и бухгалтерской служб компании.

Денис Разумов, руководитель направления реализации проектов, X5 Group, рассказал про занимательную математику МЧД. Эксперт объяснил, почему МЧД надо выпускать больше, чем доверенностей на бумаге, и рассказал, как посчитать, сколько нужно МЧД. Также Денис ответил на вопрос, насколько реально внедрить единое окно управления МЧД и что оно должно уметь. Например, управлять выпуском и отзывом МЧД, управлять полномочиями, а также проверять полученные МЧД от контрагентов. «Ничего не менять еще опаснее, чем рисковать, осуществляя изменения», – подвел итог спикер цитатой Джона Коттера.

Завершилась конференция докладом Ильи Шатунова, ведущего менеджера развития ЭДО и SAP, ТК «Мегаполис», «Сложности при проверке МЧД контрагента». Спикер рассказал про переход с клиентами на ЭУПД и отметил, что необходимо проверять:

  • Наличие МЧД в реестре ФНС (ЦПРР) по GUID, ИНН доверителя, ИНН поверенного. В данном функционале есть пока открытый вопрос относительно обращения к другим ИС хранения МЧД, так как Постановление Правительства РФ № 223 от 21.02.2022 года предполагает несколько ИС хранения МЧД.
  • Сроки действия МЧД.
  • Соответствие подписанта в ЭУПД поверенному в МЧД (ИНН+СНИЛС из сертификата -> ИНН+СНИЛС в МЧД).
  • Полномочия.




Комментарии

Защита от автоматических сообщений