• Сегодня 28 октября 2024
  • USD ЦБ 96.67 руб
  • EUR ЦБ 104.81 руб
Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2024»
Сорок первая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Восемнадцатая конференция «Автоматизация корпоративных бизнес-процессов»
Готовим подарки на новый год!
Тринадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2024
https://t.me/cfo_russiaru

Наталья Манина, ГК «Русагро»: Как определить недобросовестного контрагента и защититься от обвинений в получении необоснованной налоговой выгоды

05.09.2024

Наталья Манина, ГК «Русагро»: Как определить недобросовестного контрагента и защититься от обвинений в получении необоснованной налоговой выгоды

Наталья Манина, руководитель управления методологии и налогового планирования ГК «Русагро» и спикер Конференции «Управление налоговыми рисками», рассказала CFO Russia о признаках недобросовестного контрагента и о том, как при проверке доказать проявление должной осмотрительности при выборе контрагентов и защититься от обвинений в получении необоснованной налоговой выгоды.

Перечислите, пожалуйста, признаки недобросовестного контрагента.

Во-первых, отсутствие регистрации в ЕГРЮЛ.

Во-вторых, если контрагент – «массовый» учредитель (участник), руководитель контрагента.

В-третьих, наличие адреса массовой регистрации.

В-четвертых, если предприятие несколько раз меняло юридический адрес и инспекцию ФНС.

В-пятых, большой вычет по налогу на добавленную стоимость предприятию и отсутствие уплаты НДС в бюджет.

В-шестых, если на протяжении нескольких налоговых периодов организация работала в убыток.

В-седьмых, отсутствие расходов, характерных для ведения деятельности, персонала, основных средств, складских помещений, транспортных средств, производственных активов, лицензий и необходимых допусков к определенным видам работ. Иными словами, отсутствие у контрагента ресурсов, позволяющих исполнить обязательства по договору качественно и в срок.

В-восьмых, если на расчётных счетах заказчика и исполнителя зафиксированы операции, которые не соответствуют описанному в договоре виду деятельности.

И в-девятых, если коммерческая деятельность организации основана на заключении сделок с «цепочкой контрагентов» без разумных экономических причин.

Как при проверке доказать проявление должной осмотрительности при выборе контрагентов?

В организации принять Положение «О договорной работе с контрагентами», предусматривающее введение процедуры проявления должной осмотрительности и обоснованности выбора контрагента.

Проверка контрагента может включать следующие этапы.

Первый – сбор информации о контрагенте с помощью общедоступных источников информации.

№ п/п

Объект проверки

Сайт

  1.  

Сведения, внесенные в ЕГРЮЛ

http://egrul.nalog.ru

  1.  

Ресурс ФНС «Прозрачный бизнес»

https://pb.nalog.ru

  1.  

Информационный ресурс Хартия АПК (проверка информации о разрывах по НДС)

https://информресурс.радо.рус/

  1.  

Сведения о юридических лицах и ИП, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации

https://service.nalog.ru/uwsfind.do

  1.  

Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации»

https://www.vestnik-gosreg.ru/

  1.  

Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятых решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ

https://www.vestnik-gosreg.ru/

  1.  

Отсутствие контрагента в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков)

https://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/search/results.html

  1.  

Наличие дисквалификации у лиц, входящих в состав исполнительных органов контрагента и намеревающихся подписать документы по сделке

https://service.nalog.ru/disfind.do

  1.  

Регистрация контрагента по адресу массовой регистрации

https://service.nalog.ru/addrfind.do

  1.  

Информационные картотеки (судебные акты, сведения о поданных заявлениях, расписание судебных заседаний)

https://kad.arbitr.ru/

  1.  

Реестр залогов движимого имущества

https://www.reestr-zalogov.ru/state/index

  1.  

Сервис покажет, есть ли паспорт директора в списке недействительных

http://сервисы.гувм.мвд.рф/info-service.htm?sid=2000

  1.  

Информация о недвижимости, которая располагается по адресу контрагента. Можно узнать тип здания, его площадь, зарегистрированы ли права

https://rosreestr.gov.ru/wps/portal/online_request

  1.  

Справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн

https://lk.rosreestr.ru/eservices/real-estate-objects-online

  1.  

Государственный реестр саморегулируемой организации

http://sro.gosnadzor.ru/

  1.  

Сведения о взыскиваемых долгах. Поиск покажет, ведутся ли дела в отношении компании или нет

https://fssp.gov.ru/

  1.  

Проверить статуса физического лица (самозанятого)

https://npd.nalog.ru/check-status/

  1.  

Проверить действие сертификата/декларации на поставляемый товар

https://pub.fsa.gov.ru/rss/certificate



Второй этап – формирование досье контрагента (архив может быть в электронном или бумажном виде), которое будет содержать: информацию, полученную с помощью интернет-ресурсов: распечатки из системы СПАРК, http://arbitr.ru// и других инернет-ресурсов, cкриншоты с сайта контрагента, реклама в СМИ; запрос и письмо-заверение от потенциального контрагента о его добросовестности с заверениями.

Также досье должно содержать документы, полученные от контрагента: копии уставных, учредительных документов; документы, подтверждающие полномочия контрагента (доверенность, приказ на генерального директора); свидетельства, лицензии, товарные знаки, разрешения на ведение деятельности и другие документы, входящие в перечень включенных в положение о договорной работе.

Кроме того, должны быть еще и такие документы, как рекомендации и отзывы; деловая переписка по вопросам согласований условий договора и его исполнения, а также фото, видео офиса, склада, торговых площадей.

Еще необходим чек-лист, содержащий сводную информацию о документах, предоставленных потенциальными контрагентами в рамках подготовки досье контрагента и сведения о наличии или отсутствии материальных и трудовых ресурсов.

При этом досье контрагента должно храниться в архиве не менее 5 лет.

И на третьем этапе нужно предусмотреть «налоговую оговорку» в договоре с контрагентом.

Как защититься от обвинений в получении необоснованной налоговой выгоды?

Помогут документы, позволяющие выявить и устранить риски работы с недобросовестными контрагентами. К ним относится положение о договорной работе, в том числе содержащее порядок действий и перечень мероприятий по проверке должной осмотрительности с целью предотвращения рисков работы с недобросовестными контрагентами.

Также поможет письмо-запрос документов у контрагента с подробным перечнем документов и информации: свидетельства о госрегистрации и постановке на учет, уставные, учредительные документы, бухгалтерская и налоговая отчетность по НДС и налогу на прибыль, наличие операционной системы, транспортных средств, штатное расписание, лицензии, разрешения.

Кроме того, нужны: деловая переписка; протокол тендерного комитета в случае его проведения и участия в нем контрагента; наличие досье контрагента (см. выше).

Также чтобы защититься от обвинений в получении необоснованной налоговой выгоды, необходимо доказать: проведение проверки контрагента перед заключением договора; наличие деловой переписки, коммерческих предложений; деловую цель сделки и отсутствие умысла в получении необоснованной налоговой выгоды.

Подтвердите наличие ресурсов у контрагента для выполнения условий по договору; самостоятельность контрагента; уплату налогов контрагентами по сделке, отсутствие потерь бюджета в виде неуплаты налогов.

А также докажите фактическую поставку (наличие) товаров, оказание услуг именно от контрагента, а не от третьих лиц; производственную необходимость приобретения товаров (работ, услуг) и достоверность первичных документов по сделке.

Кроме того, необходимо своевременно реагировать на запросы со стороны ФНС, не отказываться от дачи разъяснений или предоставления документов (что зависит от выстроенной работы с налоговой).

Задать свои вопросы Наталье и узнать больше об опыте ГК «Русагро» вы сможете на Конференции «Управление налоговыми рисками», которая пройдет 18 сентября 2024 года в Москве.

Юлия Сильченко


Комментарии

Защита от автоматических сообщений