• Сегодня 25 октября 2024
  • USD ЦБ 96.74 руб
  • EUR ЦБ 104.51 руб
Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2024»
Сорок первая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Восемнадцатая конференция «Автоматизация корпоративных бизнес-процессов»
Готовим подарки на новый год!
Тринадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2024
https://vk.com/cforussia

Анастасия Смотрицкая, ФНС России: «Некоторые положения международного налогообложения требуют уточнения»

03.09.2024

Анастасия Смотрицкая, ФНС России: «Некоторые положения международного налогообложения требуют уточнения»

Анастасия Смотрицкая, заместитель начальника управления международного налогообложения ФНС России и спикер Конференции «Управление налоговыми рисками», рассказала CFO Russia про международное налогообложение: изменения, актуальные вопросы и положения, требующие уточнения.

Какие вопросы международного налогообложения сейчас актуальны?

В связи с внешнеэкономическими изменениями компаниям, которые осуществляют трансграничные платежи – как «активные», так и «пассивные», – приходится перестраивать свой бизнес. Для этого зачастую реорганизуется бизнес в целом или какие-то отдельные бизнес-процессы, в цепочку поставок встраиваются агенты из «дружественных» юрисдикций, ищутся новые рынки.

Конечно, любые изменения можно рассматривать как новые перспективы, но в сфере международного налогообложения они несут также дополнительные сложности и риски, которые компаниям необходимо учитывать. Ведь при реализации запланированных транзакций компания может столкнуться с неожиданностями в операционной деятельности – невозможностью перевести или получить деньги, отказом контрагента от сделки, требованиями об изменении условий договора. А также с увеличением налоговой нагрузки – приостановкой соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН), внесением юрисдикции контрагента в «черные списки», невозможностью получить документы для применения пониженных ставок налога. Все это усложняет привычное стратегическое планирование и исполнение бюджетов.

Таким образом, можно выделить два основных вида вопросов: базовые методологические и «ситуационные», связанные с вводимыми мерами и ограничениями.

К базовым методологическим можно отнести применение правил «недостаточной капитализации», необходимый комплект подтверждающих документов для применения льгот по СИДН, определение фактического получателя дохода, соблюдение правил контролируемой иностранной компании (КИК) после редомициляции и т.д. Эти вопросы всегда будут возникать, так как международное налогообложение имеет свои особенности.

К «ситуационным» можно отнести вопросы, связанные с применением СИДН и возможностью зачёта налога в период приостановки, отложенное налогообложение прибыли КИК, налогообложение доходов иностранных организаций при наличии в цепочке агентов, соблюдение условий для согласования осуществления выплат с подкомиссией Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ и т.д. Для корректного применения данных ограничений ФНС выпускает разъясняющие письма, но каждая ситуация уникальна, и единый шаблон решений, к сожалению, невозможен.

Какие основные изменения произошли за последнее время в международном налогообложении? Чем это обусловлено?

Основные нововведения в области международного налогообложения были сделаны в 2023 году. Это, конечно, Указ Президента РФ от 08.08.2023 № 585, который приостанавливает действие некоторых положений ряда СИДН, а также существенное расширение перечня офшорных юрисдикций.

Сложности связаны еще и с тем, что впоследствии были введены изменения в статью 310 Налогового кодекса, которые нивелируют последствия приостановки, а использование старых «черных списков» также стало возможным с принятием нового специального перечня. Таким образом, применение пониженных ставок на практике требует тщательного анализа.

К существенным изменениям 2024 года, которые скорректировали привычные подходы к обложению налогом у источника так называемых активных выплат, можно отнести введение в пункт 1 статьи 309 Налогового кодекса подпункта 9.4, предусматривающего налогообложение внутригрупповых услуг по ставке 15%.

Самый популярный у налогоплательщиков вопрос – о возможности применения ставки 10% по доходам от предоставления в аренду или субаренду морских, воздушных судов или иных подвижных транспортных средств или контейнеров, используемых в международных перевозках, а также от самих международных перевозок. Здесь позиция ФНС заключается в том, что даже если данные виды доходов, которые по своей экономической сущности являются услугами, были выплачены взаимозависимому лицу, к ним можно применить 10-процентную ставку налога у источника, предусмотренную подпунктом 2 пункта 2 статьи 284 Кодекса. То есть эти положения условно можно назвать более специальными по отношению к положениям подпункта 9.4 указанной статьи.

Кроме того, большинство СИДН позволяет отнести доходы от оказания услуг к доходам от предпринимательской деятельности.

Таким образом, при наличии действующего СИДН и документов, предусмотренных статьей 312 Кодекса, внутригрупповые услуги и сейчас могут не облагаться налогом у источника выплаты, конечно, если соблюдены требования статьи 252 Кодекса.

Что, на ваш взгляд, нужно совершенствовать в международном налогообложении?

Совершенствование налогового законодательства в целом подразумевает четкий и понятный подход к исполнению налоговых обязанностей. Так, для адекватного отражения изменившейся реальности и устранения неясности некоторые положения требуют уточнения.

Одно из таких важных уточнений – определение места реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг для целей применения главы 25 Налогового кодекса. В настоящий момент четкое определение дано для целей обложения НДС и для целей подпункта 9.4 пункта 1 статьи 309 Кодекса.

Отсутствие четкого определения создает неопределенность как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов. Ведь если местом оказания услуг является территория России, то данный доход не облагается налогом у источника на основании пункта 2 статьи 309 Кодекса при отсутствии взаимозависимости, но подлежит отражению в налоговом расчете. А если местом реализации территория России не является, то данный вид дохода не относится к доходам от источников в РФ и не подлежит отражению в налоговом расчете.

С учетом изменений в статьях 76 и 119 Кодекса, вступивших в силу с 1 января 2024 года, ответственность за непредставление или некорректное заполнение налогового расчета существенно изменилась. С этого года статус налогового расчета приравнен к статусу декларации и за его непредставление можно получить блокировку расчетного счета.

Для налогового органа анализ и определение места оказания услуг также затруднены: ему необходимо запрашивать у налогоплательщика большое количество документов и оценивать обстоятельства в каждом конкретном случае, что противоречит принципу разумного истребования, которому следует служба. Определенность в этом вопросе существенно облегчила бы администрирование для всех участников процесса.

Сейчас ФНС совместно с Минфином обсуждают разные походы. А пока четких разъяснений в указанной части нет, можно руководствоваться письмами ФНС России от 12.04.2022 № СД-4-3/4421@ и от 03.05.2024 № ШЮ-4-13/5215@.

Задать свои вопросы Анастасии и узнать больше про международное налогообложение вы сможете на Конференции «Управление налоговыми рисками», которая пройдет 18 сентября 2024 года в Москве.

Юлия Сильченко


Комментарии

Защита от автоматических сообщений