- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва -
12 декабря 2024 года
Москва
Майя Евдокимова, «Интер РАО – Управление сервисами»: «Когда мои дети были школьниками, я очень любила брать их с собой на работу»
29.08.2024
Майя Евдокимова, генеральный директор «Интер РАО – Управление сервисами», рассказала CFO Russia о том, как ей удавалось совмещать должность топ-менеджера и воспитание детей, об их любимых занятиях, выборе профессии и образовании, а также о своих правилах воспитания.
Как в свое время вам удавалось совмещать карьеру и воспитание детей? И каким основным правилам воспитания вы следовали?
Мои дети уже взрослые: дочери 30 лет, а сыну 23 года. И, оглядываясь назад, могу сказать, что подходы к их воспитанию менялись и переосмыслялись. Но моя неизменная жизненная концепция основывается на том, что у детей должна быть счастливая, реализованная мать. Каждый человек приходит в этот мир с определенным потенциалом для воплощения в жизнь своего «проекта». Мне кажется, что если женщина не самореализуется, она не может быть счастливой.
Мы все очень разные, и это один из даров сегодняшнего мира. Для кого-то дети, семья, ведение домашнего хозяйства – это основные приоритеты. Но есть и такие люди, которым надо делать что-то еще, иначе они не чувствуют себя счастливыми. И в жизни важны все, потому что каждый реализует свое предназначение.
Когда дети растут с несчастливой матерью, это большая проблема. У них возникает чувство вины, что из-за них мама не успела сделать что-то для себя. А если у вас есть возможность заниматься любимым делом, то вы воспитываете своих детей, основываясь на собственном примере. На мой взгляд, для наших детей гораздо важнее не то, что мы говорим, а то, что мы делаем. Кроме того, занятая мать имеет больше шансов научить детей быть самостоятельными. У меня, например, оба научились готовить. Я считаю, им это в жизни сильно помогает, особенно сыну.
И, да, мне удавалось совмещать карьеру с воспитанием детей. У меня не было конфликтов с сыном и дочерью из-за моей занятости, по крайней мере они мне никогда не жаловались.
То есть вообще никакой ревности к маминой работе не возникало, ведь объективно ребенку не просто работающей мамы, а мамы-управленца достается меньше внимания?
Да, никакой ревности они мне не высказывали. Иногда, конечно, им хотелось, чтобы я больше была дома, или они все-таки обижались, что я задерживалась. Но мой философский подход в том, что проведённое с детьми время ценно не количеством, а качеством. Важно, насколько полноценно ты присутствуешь в моменте с ними.
Такие доверительные отношения установились во многом благодаря тому, что я всегда старалась организовать свой рабочий день так, чтобы не приходилось пропадать целые сутки в офисе: вечером я возвращалась домой, чтобы побыть с детьми, узнать, как у них дела, чем-то им помочь. Для меня очень важен баланс между карьерой и личной жизнью. Мысли о детях меня никогда не отвлекали, наоборот, всегда были стимулом к большей эффективности. Иногда возникали периоды, когда я не успевала. В таких случаях предпочитала брать работу на дом, но занималась этим уже после того, как укладывала детей спать.
Мне хватало времени на всё. Я состояла в родительских комитетах, успевала шить своим и чужим детям костюмы на выступления, участвовала во всех школьных мероприятиях. Мне кажется, что если ты можешь организовывать на работе большое количество людей, то и к своему времени можешь подойти так, чтобы заботы и внимания хватало всем.
Это несложно, по крайней мере, для меня.
Можете подробнее рассказать, как вы распределяли время, чтобы его на всё хватало? Это просто отличные навыки тайм-менеджмента у вас? Или, может, кто-то помогал?
Да, во-первых, хочу подчеркнуть важность помощи. Не нужно делать всё самостоятельно. Не занимайтесь делами, которые, согласно вашей философии, не представляют ценности. Всю домашнюю работу, которая не приносит удовольствия, можно делегировать. А иногда, например, и гладить тоже полезно, если это дарит состояние внутреннего комфорта.
Так как маленький ребенок постоянно должен находиться под присмотром взрослого, то в своё время у меня были няни; когда была возможность, родители помогали. Мне кажется, сейчас найти человека для помощи с ребенком – решаемая задача.
Во-вторых, надо обязательно выделять время, чтобы просто заглянуть в глаза и душу ребенка, узнать, как у него дела, побыть рядом с ним. Это может быть во время любой деятельности: помощи с уроками или дополнительными занятиями, обсуждений, поездок. Нужен обмен энергией с ребенком и понимание, как он себя чувствует.
А совместные хобби или любимые занятия с детьми у вас были?
Да, причем они не только были, но и остались, когда дети выросли. Сейчас мы любим готовить вместе с сыном и дочерью. А также путешествия в разных форматах. Скучный отдых на море нам не нравится.
Интересен еще такой момент в детском восприятии: в каком возрасте ребенок начинает осознавать, что его мама – топ-менеджер крупной компании?
Я не знаю, когда и что они поняли, так как никогда с ними не разговаривала об этом. Но, когда мои дети были школьниками, я очень любила брать их с собой на работу. Еще когда я работала главным бухгалтером в компании ОГК-1, у нас появилась традиция: детей на Новый год и другие праздники разрешалось приводить на работу. Они приходили, видели рабочее место мам. Я помню, даже как-то мой сын взял трубку и сказал, что мамы нет, она занята и не может подойти к телефону. Такая сопричастность и понимание, как проходит работа в офисе, мне кажется, важны для детей. Не знаю, понимают ли они при этом меру ответственности у мам.
В ОЦО «Интер РАО – Управление сервисами» мы поддерживаем эту традицию. Обязательно два раза в год приводим мероприятия для детей сотрудников в офисе: на Новый год и на День защиты детей. Детям у нас нравится, они ждут эти праздники, и нам, взрослым, очень приятно.
А как происходил выбор профессии вашими детьми? Что на него повлияло?
У меня оба ребенка по образованию математики и айтишники. Но образование и специальность — это далеко не все. Иногда человек всю жизнь решает, кто он и «про что», – это задача души.
И не всегда возможно помочь ребенку однозначно определить свои таланты. Но мой родительский долг был подобрать хорошую школу и вуз, этому я посвящала много времени. Я считаю, что среда, в которой растет и обучается ребенок, очень важна.
В наше время с выбором профессии было чуть сложнее: она строго определяла тебя. Сейчас всё гораздо проще. Стало в порядке вещей менять сферу деятельности и, получив одно образование, затем учиться чему-то еще. Однако если бы я могла повлиять на своих детей, то я бы всё-таки хотела, чтобы они получили для начала высшее образование в области математики или физики. Но дети выбрали более узкие специальности: дочь прикладную математику, а сын информационную безопасность.
На мой взгляд, глубинное общегимназическое образование важнее, чем строго определенная профессия. Оно формирует у каждого из нас картину мира, дает больше возможностей, учит ориентироваться в жизни и понимать взаимосвязь всех вещей и явлений. Важно не зацикливаться на чем-то одном, искать «свою» сферу деятельности, а это редко удается сразу, поэтому фундаментальные знания, по-моему, – должны быть неотъемлемой частью образования.
Расскажите, пожалуйста, про обучение ваших детей подробнее: посещали ли они какие-либо дополнительные занятия? Занимались ли онлайн-образованием и самообразованием?
Да, конечно. Дочь ходила на танцы, сын посещал спортивные и другие кружки. Они оба увлекались IT, программированием и математикой.
Но сейчас я переосмыслила свой опыт и понимаю, насколько мы перегружаем детей. Настолько, что они перестают чувствовать эту жизнь. Как сказала психолог Марина Мелия, раньше дети были маргиналами, росли сами, и никто особого внимания на них не обращал. А сейчас идет гонка за образованием и достижениями.
Однако надо понимать, какой ребёнок, что ему важно. Может быть, ему нужно время для созерцания и тишины, чтобы он мог быть собой. В нашей цифровой жизни это практически невозможно. Считаю, что важно учить детей правильно все это использовать.
Поэтому надо находить баланс: и занимать ребенка полезными вещами, и давать волю поиграть и пофантазировать. Самое главное – помочь подрастающему человеку почувствовать себя, свои сильные стороны, найти в себе опору. И тогда можно будет не волноваться за него.
Мне долго приходилось учиться не переживать за своих детей. Когда мама волнуется, она как будто не верит, что ее ребенок может справиться со всем самостоятельно. Такая гиперопека, конечно, пагубно влияет на него. А если еще мать – сильная личность, которая привыкла всем управлять, то можно создать проблемы для ребенка. Важно, чтобы человек рос в гармонии с собой, со своей душой и понимал, чего он хочет. Это сложно.
Юлия Сильченко
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии