- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
Валерия Коваль, Strauss Russia: «Количество споров, связанных с дроблением бизнеса, растет с каждым годом»
28.08.2024
Валерия Коваль, налоговый консультант финансового департамента Strauss Russia и спикер Конференции «Управление налоговыми рисками», рассказала CFO Russia о дроблении бизнеса и налоговой амнистии по нему.
В чем заключаются основные признаки дробления бизнеса?
Признаки дробления бизнеса включают в себя как минимум 20 пунктов. В 2023 году Минфин даже в своем Письме (Письмо Минфина России от 09.11.2023 № 03-02-07/107221) сказал, что невозможно сформулировать полный список признаков и определить таким образом критерии дробления.
На слуху самые очевидные – это взаимозависимость участников (прямая и косвенная), схожее наименование, наличие общих или «переходящих» сотрудников (как в настоящем, так и прошлых периодах), один IP-адрес (особенно при отправлении отчетности), использование одного бренда или сайта, закупки у общего поставщика. И это только часть тех признаков, которые инспектор может установить в ходе предпроверочного анализа без назначения выездной проверки. Полный список намного больше.
Но в своей практике я всегда настраиваю клиентов на то, что нет смысла опровергать каждый пункт в отдельности. Они все работают в совокупности. Поэтому главная задача при построении защиты – доказать полную самостоятельность и независимость каждого из участников вменяемой схемы. Образно говоря, когда не один за всех и все за одного, а наоборот: каждый сам по себе может и закупить, и произвести, и продать, и прибыль потратить. И почему так сложилось, что мы параллельно существуем и работаем каждый по отдельности, несмотря на совпадение отдельных признаков? В чем выгода работать по отдельности, кроме экономии на налогах? Возможно, у нас конфликт был. Возможно, мы применяем разные рыночные стратегии. Возможно, привлекаем разных инвесторов. Здесь все очень индивидуально.
В чем суть налоговой амнистии по дроблению?
Согласно предусмотренной законом концепции, чтобы сработала амнистия за дробление бизнеса в отношении налоговых периодов 2022-2024 годов, необходимо добровольно отказаться от него в отношении налоговых периодов 2025 и 2026 годов.
Отказаться от дробления – это значит, начиная с 2025 года, исчислять налоги исходя из консолидации всех доходов и других показателей раздробленной группы лиц.
Если в ходе всех камеральных и выездных проверок за 2025-2026 годы налогоплательщик сможет подтвердить, что действительно полностью отказался от дробления, тогда он будет освобожден от доначислений по налогам, пеням и штрафам, которые были произведены в отношении 2022-2024 гг. по основанию дробления бизнеса. До этого момента действие решения о соответствующих доначислениях приостанавливается. Таким образом, 2025 и 2026 год можно назвать контрольным периодом для подтверждения реальности намерений бизнеса «обелиться».
Каковы предпосылки принятия такого закона?
Количество споров, связанных с дроблением бизнеса, растет с каждым годом. И если раньше по количеству споров впереди были только «однодневки», то сейчас даже они уступили свое первенство. Востребованность «дробления» не утрачивается, несмотря на продолжающееся усиление административного давления.
По мере роста у мелкого бизнеса встает вопрос «Как расти дальше, если я еще не могу конкурировать с крупным бизнесом по маржинальности, но налоги должен платить наравне с ним?».
Когда эта проблема впервые была озвучена Президентом РФ на Пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 16 февраля 2023 года, у всех затеплилась надежда.
Реформа действительно была очень ожидаема. Текущие льготные режимы применимы только к микробизнесу, а малый и средний бизнес находятся в «мертвой» налоговой зоне.
29 февраля 2024 года в своем Послании Федеральному собранию В.В. Путин уже анонсировал будущую амнистию и разработку механизма поэтапного повышения налоговой нагрузки для малых предприятий по мере роста их финансовых показателей.
Однако, к сожалению, так как общий вектор налоговой реформы все же был направлен на существенное увеличение налоговой нагрузки, позитивные ожидания в отношении амнистии и увеличения лимитов по упрощенке не оправдались. Предоставленные послабления не ощущаются в той мере, в какой нам всем хотелось бы.
Какой бизнес и каким образом может воспользоваться амнистией?
Во-первых, сразу отметим, что под «амнистию» не подпадает 2021 год, хотя сейчас он все еще может быть захвачен выездной проверкой в рамках общего правила о 3-летней глубине проверки.
Во-вторых, есть те, кто точно не сможет воспользоваться данным механизмом. Это налогоплательщики, в отношении которых была проведена выездная проверка за 2022-2024 годы, но решение по ее итогам принято до вступления в силу Закона № 176-ФЗ, то есть до 12 июля 2024 года. А также налогоплательщики, «дробившиеся» в целях применения не специальных налоговых режимов, а других налоговых льгот, например: IT-льгот, освобождения от НДС организаций ресторанной торговли или применения пониженных ставок страховых взносов.
Все остальные налогоплательщики могут рассчитывать на то, что при переходе на новый порядок исчисления налогов доначисления за 2022-2024 годы им не грозят.
Безусловно, наиболее актуально это для тех, в отношении кого соответствующие решения уже приняты или в настоящее время идет выездная проверка.
Однако не только. Все мы знаем, что любые резкие структурные изменения и следующие за ними изменения показателей в декларации привлекают внимание инспекторов и служат фактором риска для назначения проверки, которая до этого не планировалась. Соответственно, любое «обеление» всегда несет в себе риски доначислений за прошедшие периоды.
В данном случае законодатель обещает данный риск нивелировать. Безусловно, встает вопрос гарантий.
Учитывая, что в данном случае никаких изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство не вносилось, основной гарантией защиты прав налогоплательщиков выступает норма, исключающая возможность направлять материалы налоговой проверки в следственные органы в порядке ст. 32 НК РФ для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Но только в той части, в которой выявлено дробление, и только до момента решения вопроса о полном освобождении налогоплательщика от соответствующих обязанностей. Это либо момент завершения проверки за 2025-2026 годы, либо 1 января 2030 года, если выездная проверка за 2025-2026 годы так и не будет назначена.
Как мы уже говорили, чтобы воспользоваться амнистией, подавать специальных деклараций не нужно. На практике бизнес самостоятельно принимает решение, каким способом «обеляться» и исчислять налоги по всей группе лиц: объединять все ресурсы и финансовые потоки на одном хозяйствующем субъекте и переходить на общую систему налогообложения либо не предпринимать никаких структурных изменений и просто подать уведомления об отказе от применения УСН от каждого участника.
Еще один способ избежать начислений за 2022-2024 годы – это ликвидироваться. Приостановленное решение по выездной проверке в данном случае вступит в силу, но соответствующие доначисления будут отменены. Однако, если те же контролирующие лица начнут новый бизнес, он будет также под прицелом налоговых органов. И в случае выявления новой схемы дробления обязанности ликвидированных налогоплательщиков будут возложены на новые хозяйствующие субъекты.
Задать свои вопросы Валерии и узнать больше об опыте Strauss Russia вы сможете на Конференции «Управление налоговыми рисками», которая пройдет 18 сентября 2024 года в Москве.
Юлия Сильченко
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии