• Сегодня 26 сентября 2024
  • USD ЦБ 92.39 руб
  • EUR ЦБ 103.48 руб
Конкурс и премия «Лучший ЭДО в России и СНГ 2024»
Двенадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
Онлайн-конференция Детский сад моей мечты. Секреты успешной адаптации
Двенадцатая конференция «Управление дебиторской задолженностью»
https://t.me/cfo_russiaru

Отчет о Двенадцатой конференции «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса»

27.08.2024

9 августа 2024 года в Москве в двенадцатый раз прошла Конференция «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса». Мероприятие было организовано группой Prosperity Media при поддержке портала CFO Russia. Представляем вашему вниманию отчет о мероприятии.

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите на электронный адрес events@cfo-russia.ru.

Команда Prosperity Media и CFO Russia благодарит спикеров за сотрудничество и уникальные практики, а всех слушателей – за интерес к мероприятию, комментарии и вопросы.

Первая секция «Развитие систем внутреннего контроля и внутреннего аудита» началась с доклада Наталии Цангль, руководителя службы внутреннего аудита, ТрансФин-М, «Как подготовиться к процессу выделения отдельных подразделений внутреннего контроля и внутреннего аудита». Прежде всего, эксперт дала определение организационного дизайна и функционала службы внутреннего контроля и службы внутреннего аудита с учетом специфики деятельности и корпоративной культуры компании. Затем она рассказала про подготовку необходимой внутренней нормативной базы для функционирования службы ВК и ВА и информирование сотрудников компании о функционале новых служб. Спикер отметила, что данное информирование может проходить в формате деловой игры, конкурса или мастер-класса. Также полезно включение в КПЭ сотрудников показателей, подтверждающих выполнение требований внутреннего контроля и рекомендаций внутреннего аудита.

Далее Ольга Гладышева, начальник Центра по координации управления рисками и построению системы внутреннего контроля РЖД, рассказала о построении интегрированной системы управления рисками и внутреннего контроля в крупных компаниях холдингового типа, поделилась опытом взаимодействия со стейкхолдерами. Она отметила предпосылки реформирования системы и перехода к обновленной интегрированной системе управления рисками и внутреннего контроля. Спикер поделилась, как в компании определяли новые цели, задачи, стейкхолдеров и выстраивали взаимодействие с ними для достижения новых целей и выполнения задач. Также важным этапом было переосмысление трёх линий защиты и переход к проактивной позиции риск-менеджмента. В завершение выступления Ольга рассказала про формирование культуры риск-менеджмента, о том, на каком этапе проекта сейчас находится РЖД, и поделилась планами на будущее.

Завершилась секция КРУГЛЫМ СТОЛОМ: Как преодолеть сопротивление персонала при выстраивании систем внутреннего контроля и внутреннего аудита. Среди спикеров: Вероника Конкина, директор по управлению рисками и внутреннему контролю недвижимости, MALLTECH (модератор); Наталия Цангль, руководитель службы внутреннего аудита, ТрансФин-М; Дмитрий Шахов, руководитель отдела по внутреннему контролю и управлению рисками, Ашан; Роман Абдусалямов, внутренний аудитор, АИМ Менеджмент (управляющая компания «СУЭК», «СГК», «НТК», «МХК «ЕвроХим»); Елизавета Форост, эксперт-аналитик по рискам и внутреннему контролю, Ростех; Роман Мокридин, директор организационно-контрольного департамента, Трансмашхолдинг. Они раскрыли следующие темы:

  • Влияние корпоративной культуры на повышение ценности внутреннего контроля и внутреннего аудита в компании
  • Роль руководства в формировании отношения сотрудников к изменениям
  • Развитие компетенций сотрудников внутреннего контроля и внутреннего аудита
  • Инструменты обучения персонала: как повысить понимание значимости и функций внутреннего контроля и аудита

Вторая секция «Как повысить эффективность систем внутреннего контроля и внутреннего аудита» началась с выступления Андрея Егоренко, руководителя службы внутреннего контроля СБЕ БМиГ, ТЕХНОНИКОЛЬ. Он поделился опытом применения COSO ERM, интеграции международных стандартов для контроля и управления рисками на всех уровнях. Спикер представил компоненты, политику организации и критерии оценки СВК. Вот, например, в какие этапы проходит формирование списка потенциальных рисков:

1. Выделение основных бизнес-процессов и определение их владельцев.
2. Формирование перечня рисков и согласование его с владельцами БП.
3. Распределение рисков по уровням значимости.

Далее Андрей рассказал про ежегодный цикл СВК, как проходит актуализация рисков, актуализация КП, самооценка СВК, описал анализ проблем и план мероприятий на портале СВК. В частности, рассказал про матрицу рисков и контролей, которая отображает связь рисков и конкретных контрольных процедур с возможностью фильтрации по подразделению/бизнес-процессу.

Внутренний контроль как инструмент, позволяющий фокусироваться на открытых вопросах, рассмотрел Далерджон Хатамов, независимый эксперт. Он описал взаимосвязь процессного и корпоративного риск-менеджмента и рассмотрел матрицу рисков и контрольных процедур как инструмент совершенствования нормативно-методологической базы. Также спикер поделился способами выявления «незакрытых» риск-факторов и алгоритмом их митигации. Делимся с вами алгоритмом анализа бизнес-процесса (поиска серых зон), который предложил спикер:

1. Анализ модели бизнес-процесса. Этот шаг, например, включает в себя сопоставление этапов модели процесса со стандартными этапами и анализ покрытия всех этапов регламентной базой.
2. Анализ каждого этапа процесса.
3. Формирование матрицы рисков и КП.
4. Утверждение матрицы рисков и КП.

Ирина Долгушева, директор по внутреннему аудиту, CIA, Ашан, рассказала о роли внутренних аудиторов в оценке системы комплаенса, выявлении слабых мест и предложении рекомендаций по улучшению. Эксперт описала представление о системе комплаенса как о комплексе процессов и рассмотрела аудит системы комплаенса на примере проверок выполнения комплаенс-программы и обеспечения санитарной безопасности, отметив проверяемые процессы и сравнив функции внутреннего аудита и подразделений 2-й линии защиты. «Обязанность внутреннего аудита – оценка эффективности управления комплаенс-рисками в организации и рекомендации по совершенствованию», – подытожила спикер.

Опытом повышения эффективности сотрудников и команд в условиях дефицита кадров поделился Семен Дворянинов, директор департамента внутреннего аудита, Агрохолдинг «СТЕПЬ». Спикер сделал акцент на адресной работе с сотрудниками и рассказал, как выявить категорию сотрудника по мотивации и способностям и провести с ним диалог с целью повышения его эффективности. «Наша основная задача – найти то, что дает сотруднику энергию, вдохновение. Во-первых, ищем в текущих задачах то, что может его вдохновить. Во-вторых, определяем направления дальнейшего развития, в том числе варианты передачи экспертизы коллегам. В-третьих, смотрим на возможности развития сотрудника шире, чем только свое подразделение. Важно задать правильный контекст обсуждения – о человеке, его состоянии, а не только о задачах!» – посоветовал спикер. Далее эксперт детальней рассмотрел современные способы развития сотрудников, представил характеристики эффективной команды и модель функционирования команды.

Михаил Березин, главный эксперт отдела методологии и контроля качества, АЛРОСА, описал механизм оценки проектной команды изнутри как инструмент повышения эффективности. Прежде всего, эксперт отметил признаки эффективной команды:

  • Сильный лидер.
  • Четкое представление о целях и личная заинтересованность.
  • Рациональное распределение ролей.
  • Хорошее взаимодействие.
  • Устойчивость к изменениям.

Затем Михаил поделился тем, как проходит оценка проектной команды: она состоит из общей и индивидуальной частей и проводится по пяти параметрам. Кроме того, спикер перечислил примеры ошибок оценки команд.

Третья секция «Цифровизация процессов внутреннего контроля и внутреннего аудита в условиях политики импортозамещения» началась с доклада Варвары Воскобойник, директора по комплаенс Ecolab, «Инструменты повышения эффективности системы внутреннего контроля: внедрение ERP и ЭДО». Спикер отметила необходимость стандартизации процессов перед внедрением ERP и ЭДО и рассказала про настройку прав доступа и разграничение полномочий. Далее она объяснила, как сохранить эффективность работы ERP и её способность поддерживать систему внутреннего контроля, и рассмотрела роль кросс-функционального взаимодействия в работе с ERP-системой. В частности, эксперт подчеркнула, что анализ и оптимизация бизнес-процессов являются ключевым фактором, влияющим на то, насколько ERP будет выполнять поставленные задачи. 

Оптимизацию процесса выявления, оценки и управления рисками (от ручных контролей до цифровых инструментов и методов анализа) описала Вероника Семенова, начальник управления внутреннего аудита Юнипро. Спикер рассказала про инновационные проекты:

  • BI-аналитика для выявления рисков мошенничества.
  • Искусственный интеллект – нейросети в аудиторских процедурах.

Также Вероника представила специализированное программное обеспечение для аудита процессов на объектах:

  • Автоматизированная интеллектуальная система учета вывоза металлолома с объектов.
  • Автоматизированная интеллектуальная система учета перемещения объектов (строительные леса, оборудование, и т.д.) по территории предприятия.

Владимир Шатшнайдер, директор департамента ИТ-аудита и анализа данных, Ростелеком, рассказал про систематизацию данных от внутренних аудиторов. Эксперт объяснил, как системно управлять данными в аудите от сбора до использования инструментов ИИ и машинного обучения. Затем Владимир рассмотрел управление следующими ограничениями в работе с данными: сроки, трудозатраты, глубина, а также представил подходы к экспертизе работы с данными в аудите. В завершение спикер рассмотрел, для каких задач какие инструменты автоматизации подойдут лучше всего:

  • Роботы – когда нужно сделать много простых операций
  • ИИ – когда нужно быстро придумать что-то
  • Process Mining – если нужно найти «узкие места» линейного процесса
  • Модели – анализ многопараметрических задач

Завершилась конференция выступлением Артёма Чемерского, независимого эксперта. Он поделился опытом применения Python для оценки загруженности персонала и соблюдения внутренних процедур. Спикер отметил преимущества аналитики с помощью Python в условиях импортозамещения и описал оценку соблюдения целевого процесса через Process Mining. Также Артём акцентировал внимание на анализе загруженности персонала через обработку массива данных. «Python облегчает анализ данных и позволяет настроить мониторинг в реальном времени, а также открыт для применения в условиях санкционного давления», – подытожил спикер.




Комментарии

Защита от автоматических сообщений