• Сегодня 21 ноября 2024
  • USD ЦБ 100.22 руб
  • EUR ЦБ 105.81 руб
Сорок первая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Седьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
Подборка подарков на новогодние праздники от издательства «Архипелаг»
Одиннадцатая конференция «Корпоративное планирование и прогнозирование»
https://vk.com/cforussia

Ольга Исаева, MERLION: «Было бы здорово создать единую платформу, через которую мы могли бы по хостам оперативно подключать любой банк»

10.07.2024

Ольга Исаева, MERLION: «Было бы здорово создать единую платформу, через которую мы могли бы по хостам оперативно подключать любой банк»

Ольга Исаева, руководитель казначейства, MERLION, и спикер Восьмой конференции «Автоматизация корпоративного казначейства», рассказала CFO Russia, как повысить скорость и удобство в работе с банками.

С какими сложностями вы сейчас сталкиваетесь при работе с банками?

Поскольку наша компания занимается в первую очередь импортом, то у нас две ключевые головные боли.

Первая – это постоянный поиск новых платежных маршрутов для ВЭД-платежей. Здесь понятно, что от банков мало что зависит. Сейчас мы все находимся в одной лодке и пытаемся лавировать и искать те варианты, которые пока еще работают. В этом помогает нетворкинг и общение с коллегами, которые делятся информацией о том, где и какие платежные маршруты все еще работают.

Вторая боль – увеличение документооборота по ВЭД-платежам. Это связано с тем, что сейчас паспорта сделок УНК могут стоять на учете в одном банке, а платить мы можем, исходя из текущих реалий из разных банков. И получается, что мы вынуждены в каждый из банков предоставлять всю информацию по любым изменениям в рамках данного УНК. В результате документооборот увеличивается многократно.

Что могло бы помочь в этой ситуации?

В этом контексте мы видим возможное упрощение ситуации через наш регулятор – ЦБ. Например, оперативно разработать и внедрить единую платформу, в которой мы как импортеры могли бы вносить все необходимую информацию и в режиме единого окна все банки могли получать эту информацию: банк, в котором стоит паспорт сделки на учете, банк, который является плательщиком и т.д. Вся информация могла бы храниться в едином пространстве, и у нас не было бы такой сложной работы по обмену документами со всеми участниками платежного процесса.

Как ситуация обстоит в рознице?

Один из важных блоков в нашей компании – это розничная сеть «Ситилинк». Сложности, с которыми мы сталкиваемся в рознице, – это новые платежные сценарии для розничного покупателя: оплата QR-кодами, СБП и т.д. Все эти новые платежные сценарии, во-первых, требуют специальной поддержки при внедрении и, во-вторых, регулярной сверки транзакций.

Хотелось бы упростить и автоматизировать процессы в части сверки по безналичным оплатам, сверки эквайринга. Причем сверка эквайринга в транзакционном виде, то есть сверяться не просто по оборотам, а по каждой транзакции.

Какие пути решения вы видите?

Для этого банки должны унифицировать процессы, потому что банками эквайринга могут выступать разные финансовые организации, и уникальный код транзакции присутствует далеко не у каждого эквайера. Необходима оптимизация в этих процессах. Но тут, конечно же, участвуют не только банки. Платежи принимают через кассовое оборудование, и, соответственно, нужна доработка и донастройка кассового оборудования, из которого дальше информация подтягивается уже в ERP-системы.

Нужно многогранное решение с привлечением всех участников эквайринга. Тогда мы сможем получать всю информацию для автоматической сверки по транзакциям и по всем видам платежных сценариев: СБП, Сбер-QR, классический эквайринг и по иным способам безналичных оплат, которые так или иначе будут появляться.

Как в вашей компании интегрируют программные решения для взаимодействия с банками с другими информационными системами компании?

Еще несколько лет назад наша компания впервые попробовала взаимодействовать с банками Host-to-Host. Мы выстроили собственную архитектуру и настроили прямую интеграцию банков с нашей ERP-системой. Она у нас нетипичная для российского рынка. Соответственно, после этого каждый новый банк, который приходил к нам с предложением о работе, мы подключали через хост. Сейчас у нас настроены хосты практически со всеми банками, с которыми работаем, – это больше семи банков.

Исходя из опыта, заметили следующую специфику: как правило, банки используют типовые разработки по хостам, кроме СБЕРа. У СБЕРа своя специфика, как и во всем. Часто сталкиваемся с тем, что СБЕР не идет по сценарию обычных банков, а придумывает что-то свое. Например, в то время, когда все подключались к СБП, СБЕР придумал свой СБЕР-QR и активно его продвигал. Так же и с хостами. СБЕР разработал свой хост, пришлось немножко помучаться, прежде чем смогли подключиться к их хосту. И мы считаем, что хорошим сценарием будет как раз-таки подключение ко всем банкам по хостам.

Что повысит скорость и удобство этих банковских продуктов?

Помимо платежной истории, сейчас банки предоставляют огромный спектр услуг: это и кредитование, и факторинг, и хеджирование. И все эти инструменты находятся за пределами хостов. Как правило, у каждого банка есть своя отдельная платформа и для электронного документооборота, и для поддержания вышеперечисленных продуктов.

Например, у «Альфа-банка» есть отдельные платформы для хеджирования, кредитования, факторинга, платежей, зарплаты и т.д. И такое количество разных платформ не совсем удобно для работы. Было бы здорово все эти продукты по хосту интегрировать напрямую с ERP-системой. Это упростило бы многие процессы. Кроме того, хотелось бы все элементы электронного документооборота тоже настроить через прямую интеграцию. Сейчас ЭДО – это либо «Диадок», либо Банк-клиент, либо другие подобные платформы.

Интересно было бы создать единую платформу, через которую мы могли бы по хостам оперативно подключать любой банк. К сожалению, текущее предложение от Мультибанка НРД эту задачу не решает.

Задать свои вопросы Ольге и узнать больше об опыте MERLION вы сможете на Восьмой конференции «Автоматизация корпоративного казначейства», которая состоится 22-23 августа в Москве.

Мария Кириченко


Комментарии

Защита от автоматических сообщений