- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
Екатерина Астахова, независимый эксперт: «В разговоре о деньгах учитывайте степень развитости ребенка»
30.05.2024
Екатерина Астахова, эксперт по финансам, экс-генеральный директор сети «Находка» и спикер онлайн-конференции для родителей и преподавателей «Обучение без границ: индивидуальный маршрут для каждого ребенка», рассказала, как и в каком возрасте, по ее мнению, лучше объяснять ребенку, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, а также что и как рассказывать детям про управление финансами и финансовую безопасность.
Нужно ли ребенку объяснять, что такое семейный бюджет? Если да, то как лучше это сделать?
Конечно, нужно объяснять ребенку, что такое семейный бюджет. Вопрос только, с какого времени, в каком объеме и дозрел ли его мозг до осознания подобных определений.
Если ребенок еще маленький, то нужно разъяснять ему общие идеи. Что такое деньги? Зачем они нужны? Пробуйте копить в копилочку.
По мере взросления ребенка вводите понятие семейного бюджета. Почему нужно контролировать доходы и расходы? Откуда берутся деньги? Как они тратятся? Как планируются траты?
Эти понятия (семейный бюджет и т.д.) в каком возрасте лучше вводить?
Я бы раньше школьного возраста не стала этого делать. Дошкольникам – общие понятия, например, что такое деньги. А в школьном возрасте, до 10 лет, самое время для более сложных терминов.
Как рассказать ребенку, какие приоритетные траты могут быть в семье, из чего складывается семейный бюджет?
Эти вопросы можно разъяснять на примерах.
Если вы готовите что-то вместе, объясняйте, откуда это берётся, на что покупается.
Если говорите про игрушки, подарки – аналогично. Создавайте общую канву приоритетности и понимание, откуда всё это берётся и как вообще появляется в доме.
Какие могут быть приоритеты?
В основе – пирамида потребностей Маслоу, никуда от этого не деться. Сначала закрываются базовые потребности, потом – остальное.
Но базовые потребности у разных людей могут отличаться. У меня, например, к ним относятся в том числе образование и книги. А у кого-то они могут стоять на последнем месте. Тут все зависит от семьи.
Понятно, что нужно начинать с нашей безопасности. Мы должны быть сыты, не испытывать жажды и иметь крышу над головой. Однако рассказывайте детям об этом очень аккуратно, чтобы не напугать.
Какие базовые принципы управления финансами можно объяснить дошкольнику?
Объясняйте, что вещи не берутся ниоткуда: они покупаются и продаются за определенные «истории», которые зовутся деньгами. И покупки нужно планировать.
Чтобы не развивался эмоциональный шопоголизм, особенно актуально рассказывать детям, почему вы не можете каждый день покупать игрушки или что-то еще, почему важно заботиться о вещах и так далее. То есть разъясняйте основные принципы управления финансами и осознанного потребления.
Что такое финансовая безопасность и как правильно об этом говорить с ребенком?
В текущих реалиях этот вопрос можно разбить на три части.
Первая – про подушку безопасности и доход. Эти знания нужны уже после окончания школы, однако общие понятия можно давать со средней школы.
Вторая – это финансовая безопасность активов, счетов, в том числе информационная безопасность. Об этом стоит начать разговор в старшей школе, если у ребенка уже есть свои накопления, счета.
И третий аспект – насколько ты финансово грамотный, чтобы не попасться на ловушки мошенников, о чем стоит говорить уже в средней школе.
Учитывайте степень развитости ребенка. Кто-то уже с начальной школы готов учиться продавать. Просто наша ментальность не очень развита в сторону продаж и обращения с деньгами, как, например, в западных странах. Там регулярно устраивают ярмарки, учат детей продавать, конкурировать и так далее. Большинству наших школьников начальных классов это сложновато. Однако все зависит от развитости ребенка и эмоциональной вовлеченности в эти темы.
Надо помнить, что дети считывают не столько слова, сколько поведение. Поэтому, если мы хотим, чтобы ребенок был финансово грамотным, то нужно начинать с себя и быть таким, чтобы он учился на нашем примере.
Юлия Сильченко
Приобрести материалы онлайн-конференции «Обучение без границ: индивидуальный маршрут для каждого ребёнка» вы можете по ссылке.
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии