• Сегодня 21 ноября 2024
  • USD ЦБ 100.22 руб
  • EUR ЦБ 105.81 руб
Сорок первая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Седьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
Подборка подарков на новогодние праздники от издательства «Архипелаг»
Одиннадцатая конференция «Корпоративное планирование и прогнозирование»
https://vk.com/cforussia

Иван Алёхин, AI Business Technologies: «Внедряя цифровой рубль, мы сэкономим на транзакционных издержках при распределении бюджета»

29.05.2024

Иван Алёхин, AI Business Technologies: «Внедряя цифровой рубль, мы сэкономим на транзакционных издержках при распределении бюджета»

Иван Алёхин, основатель AI Business Technologies, руководитель бюджетного управления HYBRID, и спикер Второй конференции «Цифровизация финансового рынка в России: тренды и перспективы развития», рассказал CFO Russia о возможностях применения цифрового рубля.

Какие существуют возможности налогового регулирования операций с цифровым рублем?

Сразу обозначу возможность Налоговой службы списывать из ЦР-кошельков задолженности по налогам. Но это нерегулярные операции. Что касается операционного регулирования, то это будет зависеть от глубины проникновения ЦР во взаиморасчеты и от того, какие операции будут проводиться с использованием ЦР. Вероятнее, начнут со взаиморасчетов «государство-физлицо», поэтому в первую очередь под контроль будут взяты НДФЛ и страховые взносы. Контроль – не очень подходящее слово, он и сейчас есть, правильнее сказать – оцифровка. У налоговой службы будет не только расширенная аналитика, кто, кому и сколько начислил и заплатил, но и куда эти сборы пошли дальше.

Также начисление и оплату налогов можно осуществлять по логике смарт-контрактов – по факту выполнения операций, подлежащих налогообложению. То есть начисления и оплаты будут проводиться без участия заботливых рук бухгалтерии. Это очень сильный инструмент налогового регулирования.

Насколько безопасно проводить операции в цифровой валюте?

Любой компьютерный код подвержен атаке другого компьютерного кода. Так что опасность есть, но она не больше, чем при обычных банковских переводах. Однако у ЦР есть большой плюс – можно будет отследить украденный платеж или сделать украденное неликвидным, чтобы вор не смог воспользоваться деньгами. Обычный банковский перевод гораздо сложнее вернуть.

В чем состоит главная ценность использования цифрового рубля?

Здесь стоит разделить: ценность для кого?

Для ЦБ ценность – огромный набор дополнительных аналитик владения и использования ЦР, возможность адресно распределять выплаты и субсидии, следить за их целевым расходованием.

Для пользователей – не вижу уникальных выгод, которых бы не было в уже существующих способах расчетов. Однако всегда хорошо, когда есть альтернатива для пользователя – чем и как расплачиваться. Если удастся технически обеспечить возможность проведения платежей без выхода в интернет – это будет очень сильный козырь ЦР.

Для финансовой системы страны – плюсы очень долго можно перечислять. Возможна очень серьезная экономия на транзакционных издержках при распределении бюджета. Но ценнее операционной экономии – знание о реальности. Например, в 2024 году на социальную политику планируется потратить почти 8 трлн рублей, на оборону 11 трлн, на национальную экономику 4 трлн (всего расходов бюджета почти 37 трлн).  И если все социальные выплаты, оборонный заказ и пр. финансировать цифровыми рублями с целевой меткой в коде, то потратить эти ЦР на что-то другое будет практически невозможно. Это снизит коррупционные потери, которые могут составлять, по разным оценкам, от 5 до 25% некоторых контрактов.

Для финансовой системы мировой – это возможность интеграции суверенных цифровых валют в единый мировой рынок ЦВ при сохранении суверенных контуров. Пока преимущество (неконкурентное – навязанное пользователям) есть только у доллара США: он имеет собственный контур, но также заходит в суверенные контуры других стран, вынуждая страны осуществлять суверенные платежи в долларах США. При этом ФРС США владеет всеми выпущенными долларами и отслеживает все операции в своей валюте.

Видится, что корзина из суверенных цифровых валют, обеспеченных ВВП каждой страны, может стать технологической основой глобальной ЦВ. Лишь бы эмитент такой валюты не был в единственном лице или картелем, иначе одну гегемонию сменим на другую.

Задать свои вопросы Ивану вы сможете на Второй конференции «Цифровизация финансового рынка в России: тренды и перспективы развития», которая состоится 6 июня 2024 года.

Елизавета Гета


Комментарии

Защита от автоматических сообщений