• Сегодня 3 декабря 2024
  • USD ЦБ 107.18 руб
  • EUR ЦБ 112.80 руб
Седьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
Подборка подарков на новогодние праздники от издательства «Архипелаг»
Одиннадцатая конференция «Корпоративное планирование и прогнозирование»
https://t.me/cfo_russiaru

Елена Суховей, Максмарт: «Цифровая трансформация способствует долгосрочному стратегическому успеху компании»

09.02.2024

Елена Суховей, Максмарт: «Цифровая трансформация способствует долгосрочному стратегическому успеху компании»

Елена Суховей, генеральный директор Максмарт и спикер Двенадцатой конференции «Управление закупками», поделилась с CFO Russia опытом цифровой трансформации закупок в условиях экономических вызовов.

Как провести цифровую трансформацию закупок так, чтобы не навредить компании? На какие ключевые правила следует опираться?

Самая важная задача для компании в рамках цифровизации – определить цели цифровой трансформации. Данные цели определят успешность внедренных цифровых технологий, которые в дальнейшем повлияют на конкурентоспособность компании.

В закупках это может быть не одна цель, а несколько стратегических задач, которые повлияют в итоге на все бизнес-процессы компании, а не только на закупочное направление деятельности. Одной из основных целей, которую для себя определяют директора по закупкам, является снижение стоимости закупок. Работая с большим количеством клиентов, мы всегда спрашиваем у каждого: «Какая у вас цель»? И получаем ответ: «У нас цель снижения стоимости закупок». На практике же существует много сопутствующих целей, которые можно реализовать в ходе цифровой трансформации. И, как правило, цифровые инструменты дают гораздо больше возможностей, чем просто цель снижения стоимости закупок. В первую очередь, это снижение трудоемкости за счет оптимизации закупочных процессов. Это первый и очевидный результат, который мы сразу видим при переводе закупок в цифровое пространство. Одними из ключевых показателей также являются сокращение времени поставки, сокращение складских запасов и возможность быстрого подбора аналогов. Повышение эффективности управления процессами закупки в дальнейшем позволяет руководителям принимать стратегически правильные решения для максимально успешной деятельности. Совокупность данных факторов можно определить для компании как достаточно большое количество целей, к которым нужно стремиться.

Далее, на основании правильно подобранных целей, нужно определить решения, которые соответствуют данным целям. И если говорить про цифровизацию закупочного процесса, то абсолютно точно можно сказать, что сейчас на российском рынке еще есть ниши для развития масштабных востребованных цифровых решений. Компании при выборе цифрового решения останавливаются на представленном функционале имеющегося ПО. Но есть и те, кто серьезно дорабатывает текущие решения под свои задачи. При этом ряд компаний и предприятий ждут появления комплексного цифрового решения по закупкам для последующего внедрения. Поэтому в данном сегменте в ближайшие три года мы увидим новые интересные российские IT-решения.

И, конечно, очень важно при выборе цифрового решения мыслить стратегически. То есть не только рассматривать его реализацию на ближайшие год-два, например, только в области снижения стоимости цены здесь и сейчас, но и определяя перспективы развития компании на пять-семь лет, выбирать соответствующие решения. Понимая, как данное решение может развиваться и трансформироваться в будущем, в том числе и в смежных с закупочными процессами функциях, компания сможет выстроить общую бизнес-стратегию, которая позволит обеспечить бесперебойную операционную деятельность.

Назовите топ-3 преимуществ цифровой трансформации закупок в условиях экономической нестабильности.

Для сегмента корпоративных закупок я выделяю следующие топ-3 преимуществ: первое – это снижение трудоемкости процесса. Что это дает? В первую очередь, повышение операционной эффективности компании. И сразу приведу конкретный пример реализации данного показателя у одного из наших клиентов. В начале 2023 года наш клиент – крупная компания столкнулась с экономической нестабильностью в результате санкционного давления. Была поставлена задача оптимизировать бюджет. В это время руководством компании было принято решение перевести закупки стандартизованной номенклатуры на маркетплейс, передав возможность прямых закупок с закупщиков на заявителей. Таким образом, у компании получилось сосредоточить закупщиков на более стратегических, важных и сложных на тот момент в закупке материалах, что дало максимальный операционный эффект. И далее уже закупщики передавали к закупке на маркетплейсе дополнительные категории товаров, увидев эффект в упрощении их постоянной деятельности и возможности выполнять стратегические задачи компании.  

Второе преимущество в условиях экономической нестабильности – это широкий подбор аналогов. После ухода многих иностранных брендов с российского рынка специалисты по закупкам столкнулись с дефицитом необходимых товаров, которые они закупали ранее. Ручной поиск аналогов занимал много времени и сильно тормозил работу. Поэтому цифровая платформа, которая дает возможность подбирать аналоги один к одному по основным характеристикам, конечно, высвобождает время сотрудников. Это также помогает тем компаниям, которые работают с обезличенной номенклатурой без указания брендов. Таким образом, цифровое сопоставление аналогов к обезличенной номенклатуре высвобождает значительные ресурсы при закупке. Подбор аналогов позволяет компаниям эффективно использовать денежные ресурсы, оставаться в заявленном изначально бюджете, несмотря на высокую волатильность рубля на рынке.

И третье очевидное преимущество работы с цифровыми платформами, такими как маркетплейс, это сокращение времени сроков поставки. В зависимости от категории товаров срок поставки у наших клиентов сократился от 1,3 до 2,7 раз. Такое значительное сокращение сроков поставки связано с выводом закупочных процессов в цифровую среду, практически полной автоматизацией всех этапов и за счет этого упрощением всего процесса закупки и доставки.

Можете ли привести еще как пример кейсы ваших клиентов?

Приведу еще пример одного нашего клиента с разрозненными удаленными базисами в разных регионах страны. Для компании была важна и сквозная автоматизация закупочного процесса, и доставка до конечного базиса. До этого, за счет удаленности основных локаций, стоимость товаров была высокой, сроки доставок были непредсказуемы и хранились они котловым способом. Сейчас мы организовали процесс так, что заявитель-механик получает именно тот товар, который он заказал. И доставка у нас осуществляется до базиса заявителя.

Еще интересный кейс из практики. Клиенту было необходимо расширение ассортимента для закупки и увеличение пула поставщиков с возможностью широкого выбора и подбора аналогов. У нас сейчас в одном заказе может находиться до 8 подзаказов от разных поставщиков. Это очень интересный факт и опыт по комбинированию корзины. Раньше такие механизмы не реализовывались.

Алиса Попова


Комментарии

Защита от автоматических сообщений