- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
Татьяна Пчелинцева, Эйч Энерджи: «На всех этапах создания системы постоянных улучшений важна поддержка, мотивация и контроль со стороны руководства»
15.01.2024
Татьяна Пчелинцева, финансовый контролер Эйч Энерджи и спикер Восьмой конференции «Информационные технологии в казначействе», поделилась с CFO Russia опытом оптимизации процессов управления ликвидностью в цифровом казначействе и рассказала, как создать и поддерживать систему постоянных улучшений.
Какие инструменты оптимизации процессов управления ликвидностью используют в вашей компании?
В нашей компании вопросы управления ликвидностью уже давно вошли в разряд приоритетных и обсуждаются, в том числе на уровне топ-менеджмента. На сегодняшний день сложилась система управления ликвидностью, которая включает в себя ряд направлений. В зависимости от общей экономической ситуации в отрасли используется набор следующих инструментов:
1. Управление дебиторской задолженностью, которое включает в себя:
- проверку контрагентов на первоначальном этапе, включая финансовую отчетность;
- управление кредитными лимитами, установленными на каждую компанию;
- взаимодействие с клиентами на всех этапах для получение своевременных платежей.
2. Управление кредиторской задолженностью и сроками платежей, оплата в платёжный день (раз в неделю), максимально приближенный к самой поздней дате платежа, выставление приоритетов платежей.
3. Планирование потребностей на основании краткосрочных и долгосрочных прогнозов поступлений и расходов, ежедневный мониторинг и анализ денежных потоков.
4. Определение оптимального уровня оборотных средств для обеспечения бесперебойного производственного процесса и бизнес-потребностей компании.
5. Эффективное управление временно свободными денежными ресурсами: размещение депозитов исходя из плана потребностей на разные сроки, подключение счета кэш-пулинг, заключение сделок РЕПО (сделка продажи ценных бумаг с обязательством выкупить их в определенный срок по заранее оговоренной цене – прим. ред.).
6. Установление кредитных линий с банками для гарантии дополнительной ликвидности в случае необходимости.
7. Внутригрупповые займы для избегания кассовых разрывов.
Из каких компонентов строится система постоянных улучшений?
Практически все сотрудники финансов прошли обучение по программе Lean management in Finance в 2018 году, пока мы входили в международную группу компаний. Один из основополагающих принципов Lean management – система постоянных улучшений существующих процессов и процедур. Если можно что-то упростить, сделать более прозрачным без потери качества, нельзя этим пренебрегать.
Согласно методологии, следует устранить все непроизводительные затраты времени и высвободить его для более важных процессов. Приветствуются все инициативы сотрудников, связанные с улучшениями. В приоритете подход, когда они сами пытаются решить проблему, а не перекладывают ее на других.
В основе лежит методология DMAIC в реализации проектов. Этапы DMAIC: определение, измерение, анализ, улучшение и контроль.
Система строится на следующих компонентах: устанавливаем KPI и цели, разрабатываем тактический план реализации, процессы описываем согласно стандартным рабочим процедурам. Затем получаем обратную связь от всех заинтересованных лиц, проводим оценку сотрудников, их навыков и компетенций, составляем матрицу компетенций, разрабатываем план развития для каждого сотрудника. После этапа внедрения новшеств снова собираем обратную связь и проводим замеры.
Через какое-то время цикл повторяется, пока все основные процессы не будут пересмотрены.
Ваш совет другим компаниям: с чего стоит начинать создание системы постоянных улучшений?
На первоначальном этапе можно выделить несколько процессов, наиболее критичных, которые занимают максимальное количество времени и усилий. Проанализировать их, найти «критические» точки и далее продумать, каким образом можно изменить или скорректировать. Согласно закону Парето, небольшая часть усилий или ресурсов дает наибольшую часть результата. Таким образом, воздействуя на самые крупные процессы, мы получаем дополнительный эффект и «подтягиваем» остальные процессы без особых усилий.
Важно отметить, что на всех этапах важна поддержка, мотивация и контроль со стороны вышестоящего руководства компании, поэтому обучение лучше начинать с менеджмента. Также обязательно в команде должен быть внутренний эксперт по программе, обладающий специальными знаниями и навыками, желательно прошедший обучение по программе Lean Six Sigma (LSS).
Lean Six Sigma – это особый метод организации бизнес-процессов, направленный на повышение производительности за счёт систематического устранения потерь и уменьшения вариаций. LSS представляет комбинацию методов бережливого производства и концепции Шести Сигм.
Метод можно внедрить в различных сферах: от производства сложных продуктов до предоставления услуг в различных сферах деятельности.
Задать свои вопросы Татьяне и узнать больше об опыте Эйч Энерджи вы сможете на Восьмой конференции «Информационные технологии в казначействе», которая состоится 16 февраля 2024 года.
Мария Кириченко
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии