- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
Наталья Рагузова, СМ-Клиника: «Важно дать сотрудникам понимание того, что внутренний аудит – это не карательный инструмент»
01.08.2023
Наталья Рагузова, советник генерального директора по организационному развитию, к.ф.-м.н., СМ-Клиника, и спикер Десятой конференции «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса», рассказала CFO Russia о главных вопросах развития внутреннего контроля и внутреннего аудита в текущих реалиях.
Какие тренды в развитии внутреннего аудита вы можете выделить?
Изменения последних лет не могли оставить в стороне и функционал подразделений внутреннего аудита. Я бы выделила несколько трендов, которые для меня очевидны.
Во-первых, в текущих реалиях возрастает роль аудитора как эксперта-консультанта по выявляемым риск-областям. На основе предыдущего опыта и проведенных экспертиз у внутреннего аудита есть реальная возможность быть полезным в новых областях и направлениях развития компании с учетом особенностей отрасли.
Во-вторых, из-за быстрого изменения внешней и внутренней среды растет потребность в проведении внеплановых аудитов и экспертиз. При этом внутренний аудит не должен ждать, когда ему будет поставлена соответствующая задача со стороны акционеров, а должен сам проявлять инициативу по рассмотрению возникающих проблем.
В-третьих, внутренний аудит, насколько это возможно, должен быть в центре информационных потоков компании, участвовать в совещаниях коллегиальных органов и рабочих групп. Без владения актуальной информацией внутренний аудит вряд ли будет востребован.
И, конечно, руководству подразделения внутреннего аудита важно учитывать, что в нынешних условиях бюджет на проведение внутренних аудитов расти не будет, а требования к эффективности выполнения функции, скорее всего, возрастут.
Какую модель внутреннего контроля выбрать для организации?
При выборе модели внутреннего контроля для организации необходимо понимать, на каком этапе развития находится компания, какая корпоративная культура в ней сложилась, каких ценностей придерживаются ее сотрудники. Отец современного менеджмента Питер Друкер в свое время произнес фразу о том, что «культура съедает стратегию на завтрак». Он имел в виду, что можно иметь любую формализованную стратегию, но если в компании сложились определенные традиции, а стратегия им противоречит, то никаких стратегических целей организация не достигнет.
Культура может «съесть» не только стратегию, но и системы управления, в том числе систему внутреннего контроля. При выборе модели внутреннего контроля нужно это учитывать. В одной культуре приживется и будет эффективна одна модель внутреннего контроля, а в другой – иная. Нельзя разделить корпоративную культуру и модель внутреннего контроля. Это две стороны одной медали.
Я считаю, что полноценной системы внутреннего контроля до появления регулярного менеджмента в организации нет. Если рассматривать развитие компании с позиции теории спиральной динамики, то регулярный менеджмент в организации появляется только начиная с культуры правил. До этого используется ручное управление, а система внутреннего контроля находится на начальном уровне зрелости и не формализована.
Ключ к выбору наиболее эффективной модели внутреннего контроля в том, чтобы сначала понять, в какой системе ценностей, на какой стадии развития находится компания. И уже после этого выбирать соответствующие инструменты.
Как изменились внутренний контроль и внутренний аудит в вашей компании в период нестабильности?
Изменения мы начали еще в период пандемии. В 2020 году успешно реализовали проект по цифровизации блока внутренних аудитов нашей компании. Его результатом стал переход на полностью электронный документооборот бизнес-процессов внутреннего аудита. Кроме того, переход на полностью безбумажную технологию значительно ускорил бизнес-процессы внутреннего аудита. В апреле 2021 года наш проект победил в конкурсе Directum Awards, получил высокую оценку независимых экспертов, чем мы очень гордимся. Работа по проведению внутренних аудитов в нашей компании теперь полностью переведена на электронный документооборот: от момента создания аудитором документа о проверке до получения отчета по результатам устранения замечаний и выполнения соответствующих работ. Несмотря на то, что модуль внутренних аудитов был разработан еще в 2020 году, мы постоянно его совершенствуем: что-то «подвинчиваем», «подкручиваем» и делаем работу модуля более удобной для его пользователей.
Один из наших недавних успешных проектов – проект по реинжинирингу бизнес-процессов договорной работы. В ходе работ мы усовершенствовали также и процедуры внутреннего контроля, а ряд процедур автоматизировали, устранив человеческий фактор. По опыту последних лет могу сказать, что мы стали уделять больше внимания наличию контрольных процедур в документах, регламентирующих наши бизнес-процессы, а также возможности их автоматизации. Так, например, у нас автоматизирована процедура контроля выполнения медицинских стандартов.
Кроме выполнения ежегодных плановых проверок, мы стали проводить больше внеплановых аудитов. Также проводим консультации и экспертизу по различным вопросам деятельности компании. Ряд проблем удается решить путем создания кросс-функциональных рабочих групп. Одна такая инициативная группа существует у нас уже несколько лет. На ее совещаниях мы рассматриваем вопросы развития и улучшения процессов договорной работы, в том числе контрольных процедур.
Расширилась тематика внутренних аудитов. Мы стали уделять больше внимания анализу кросс-функциональных бизнес-процессов, как основных, так и вспомогательных. После проведения аудитов могут формироваться кросс-функциональные рабочие группы. Их деятельность направлена на разработку и выполнение комплекса мероприятий по устранению недостатков и повышению эффективности существующего бизнес-процесса. При этом очень важно дать сотрудникам понимание того, что внутренний аудит – это не карательный инструмент. Он помогает сотрудникам вместе реализовать свои инициативы и, в конечном счете, сделать этот мир лучше.
С какими главными кросс-функциональными рисками внутреннего контроля сталкивается ваша компания сейчас?
Мы – активно развивающаяся медицинская компания, постоянно открываем новые медицинские центры в Москве и регионах, развиваем новые медицинские направления, закупаем сложное медицинское оборудование. Поэтому для нас одни из главных кросс-функциональных рисков – риски, связанные с реализацией инвестиционных проектов. Они включают в себя аспекты планирования (находятся в ведении подразделения, отвечающего за инвестиционное планирование), финансового контроля (находятся в ведении финансового подразделения), взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками (находятся в ведении подразделения материально-технического обеспечения).
Накладывающиеся геополитические риски делают риски, связанные с реализацией инвестиционных проектов, более сложными. Так, например, в мае этого года Бюро индустрии и безопасности (BIS) США обновило список товаров, попадающих под экспортные ограничения. Поставки этих товаров не попали под прямой запрет. Однако теперь их поставка потребует получения лицензии от американского регулятора. В список попал широкий пул продукции медицинского назначения: от магнитно-резонансных томографов и аппаратов УЗИ до шприцев, катетеров и контактных линз. Санкции также налагаются на товары, при создании которых использовались американские технологии и программное обеспечение. Несмотря на то, что ранее Минфином США официально было заявлено, что санкции не распространяются на медицинскую сферу, введенные меры экспортного контроля в отношении медицинского оборудования и медицинских изделий повлияли на сроки поставок в сторону их увеличения. Также увеличились размеры авансовых платежей, возросла стоимость медицинского оборудования. Сейчас при выборе поставщика мы оцениваем не только его надежность в реалиях санкционного давления, но и смотрим на то, как у него выстроена логистика.
Формально санкций на медицину нет, но исполнение контрактов и доставка медицинского оборудования становятся для наших партнеров трудной задачей. А для нас это чревато финансовыми потерями из-за несвоевременного запуска медицинского центра. Могу сказать, что наша компания достаточно адаптивна, так как привыкла работать в условиях ограниченных ресурсов. А наш девиз «Здоровье пациента превыше всего» помогает нам найти ответы и выбрать правильное направление в самых сложных ситуациях.
Задать свои вопросы Наталье и узнать больше об опыте СМ-Клиники вы сможете на Десятой конференции «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса», которая состоится 11 августа 2023 года.
Мария Кириченко
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии